Мы не всегда окружены только приятными людьми и не можем, к сожалению, избежать общения, которое портит настроение и оставляет осадок в душе на долгое время. Грубые продавцы, невнимательные к нашим нуждам госслужащие, даже просто соседи по площадке способны вывести нас из колеи. И стать причиной упадка духа, ссор с родными и помехой для рабочего настроя.
Как поступать в таких случаях, чтобы удержать себя в руках и не дать негативу заполнить свою душу?
Дышите глубже
Негативно настроенные люди подают определённые сигналы своего состояния – мимикой, жестами, тоном и тембром голоса, даже запахом. И бывает очень сложно не поддаться отзеркаливанию поведения собеседника, ведь его эмоции – в силу своей негативности – сильны в этот момент чрезвычайно!
Не реагируйте моментально на раздражённый тон и хамство подобным же поведением и тоном. Выдержите паузу. Раздражение сопровождается быстрым поверхностным дыханием – намеренно дышите глубоко и не часто. Постарайтесь выйти из бессознательного состояния – и, несмотря на эмоциональную ситуацию, – оказаться «вне её», стать наблюдателем. Тогда вы заметите, какими словами и жестами собеседник передаёт свой настрой, в какую «мину» складываются мускулы и морщинки на его лице.
Сознательное отмечание таких деталей позволит вам не поддаться на «призыв отзеркалить» это поведение, и вы наверняка сумеете сохранить ваше лицо и жесты спокойными и даже улыбнуться. Подчеркните свою реакцию (сознательно обратную ожидаемой) намеренно тихим голосом с благожелательной интонацией – и увидите, как собеседник сам успокаивается.
Положительный результат такой практики отразится не только на внешнем уровне (общение), но и даст вам глубокое внутреннее удовлетворение от одержанной победы и ощущения силы своего контроля.
Приговор не окончателен!
В моей жизни случалось такое, когда, чем-то не понравившись человеку, я «ловила» обвинения в том, что я не там, дескать, работаю, не тем занимаюсь и прочая. Не проходило и года, как мои «прокуроры» оказывались в том самом месте, от которого их так бурно воротило, и работали они там как миленькие.
Я называю это «Карма в действии»: предавший будет предан, обвинивший – обвинён, и так далее… И очень осторожно отношусь к тому, что говорю по отношению к человеку, чем-то меня раздражающему.
Когда вы выносите «приговор»: «Не понимаю, как можно быть таким…», вы даёте Судьбе подсказку, кем в своей жизни вам стоит попробовать быть, в какой ситуации оказаться. Чтобы «понять, как можно быть таким». Потому что негативное воздействие некогда раздражающего вас человека пройдёт, а вам ещё придётся выбираться из ситуации, в которую вы себя вогнали.
Уравняйте чаши весов
Думая о неприятном вам человеке, представьте, как кто-то его любит, дружит с ним и уважает его. Всё, что мы знали до сих пор о «раздражителе», складывалось только на одну чашу весов – на «Тёмную сторону». И не способствовало продуктивному с ним общению. Однако если вы только представите, что у собеседника есть приятные стороны, ситуация начнёт тут же меняться. Не скажу, что вы станете друзьями навеки (хотя и такое бывает), но выработанный вами заряд положительной энергии, посланный в сторону противника, он наверняка почувствует на тонком уровне и сам станет относиться к вам дружелюбно. И это повлияет на исход вашей встречи – деловой или личной.
Правильное слушание
Никто, кроме вас, не проведёт «гигиену» вашего мозга, поэтому «поставьте профилактические фильтры на уши». Представьте, как неудачные, задевающие вас остроты и интонации оседают на мембранах этих фильтров, а чистая информация проходит дальше. Пусть вас не волнует, «КАК» говорит собеседник, сосредоточьтесь на том, «ЧТО» он сказал. Так вы быстрее поймёте суть и сможете адекватно «разрулить» ситуацию.