Из 195 стран Казахстан занимает 186 место по плотности населения. То есть в нашей стране на одном квадратном километре живет всего 6 человек!
Достаточно сесть на поезд Алматы - Астана, чтобы на своем опыте понять, насколько огромной является территория страны. Слишком далеко находятся наши города друг от друга, расстояния измеряются в десятках тысяч километров.
В США, где офлайн как форма жизни уже прекращает существовать, плотность населения более чем в 5 раз выше (32 человека), а в том же Китае, где сейчас ожидается выход крупнейшего онлайн-магазина Алибаба - более, чем в 20 раз больше, чем в Казахстане - 139 человек на 1 квадратный км.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран,_сортировка_по_плотности_населения
Такая человеческая разряженность делает транспортные услуги и доставку очень трудоемкой и дорогой. Если сложить эти расходы со стоимостью товара, то учитывая затем время доставки и цену, не всегда клиент будет делать выбор в пользу интернет-магазина.
2 причина: Лживое проникновение
Давайте посмотрим на проникновение интернета с большой картинки. Мы увидим, что благодаря проникновению интернета в США, если сложить всех пользователей Интернета во всем мире, то окажется, что каждый десятый будет американцем. Из всего количества жителей интернета - более 10% - это жители США.
http://www.internetworldstats.com/stats14.htm
Так вот уровень пенетрации в США составлял почти 80% 2 года назад. А теперь сюрприз. По официальным данным в Казахстане, то есть по словам главы председателя Агентства Республики Казахстан по связи и информации Аскара Жумагалиева уровень проникновения интернета в нашей стране превысил 70%.
http://mln.kz/content/v-kazakhstane-uroven-proniknoveniya-interneta-prevysil-70
По сути на цифрах мы сейчас как в Америке 2 года назад, но вот в чем истинное положение дел.
Мои знакомые, которые сейчас разрабатывают проект в сфере образования объехали более 500 школ рядом с Алматой, в Алматинской области и других регионах, в основном южных.
Они проверяли уровень проникновения интернета и его качества. Так вот большинство казахстанцев, которые знают что такое интернет и пользуются им в основном для проверки электронной почты. Качество интернета не позволяет им, к примеру, просматривать видео.
3 причина: Не работает безнал
Давайте вспомним, когда последний раз ваш папа, мама, сестра и вы оплачивали какую-либо услугу или покупку продуктов с помощью кредитной или дебетной карты?
Доля безналичных платежей в Европе и США превышает 90%, в России этот показатель находится на уровне 15%. В Казахстане и того меньше.
До сих пор Казахстан так и не ввел наличие POS-терминалов во всех торговых точках. И довольно часто их отсутствие – это сознательный шаг предпринимателей. Связано это с тем, что за операции по эквайрингу компании должны платить комиссию, размер которой составляет до 2% от суммы операции. Для маленьких торговых точек это вполне значимые расходы. Инкассация им обходится дешевле, хотя при этом и добавляет неудобств и рисков.
Из-за того, что в Казахстане в течение 20 лет сложилась культура «тупого пластика», нужно еще значительное время, чтобы человек с картой смог делать покупку ноутбука за 130 тысяч одним нажатием кнопки.
А чтобы он дошел до этого, нужно чтобы сначала он преодолел психологический барьер страха потерять деньги. А сколько людей из вашего окружения (не ваши интернет-френды, а родственники, к примеру, или соседи по дому) уже делают покупки на 5 тысяч, 20 тысяч, 50 тысяч и 100 тысяч тенге?
К примеру по последним данным казахстанцы совершили безналичные покупки всего на чуть более 70 млрд.тенге в месяц. http://ranking.kz/news/regions/?ID=2016
Чтобы вы понимали эту цифру, это примерно в 10 раз меньше, чем ежемесячно сейчас банки выдают деньги в экономику в виде кредитов.
В результате этих 3 причин:
- слишком большая логистика по стране на слишком маленькое население (людей с картами в Казахстане не 15 млн.человек, а всего то 6 миллионов работающего экономически активного)
- все еще недостаточно глубокое проникновение интернета вне крупных городов
- отсутствие культуры безналичных платежей
На мой взгляд именно поэтому в нашей стране будет очень сложно появится интернет-магазин, способный продавать товары дешевле, чем в магазине (lamoda совсем не дешева), а также быстро доставлять нужный товар в нужный город.
Естественно, это не отменяет возможность создания локальных, четко ориентированных на один-два города интернет-магазина. И таких будет сотни и сотни, но все они будут без четких конкурентных преимуществ, таких как к примеру все и хотят: «Дешево и быстро».
В Казахстане будут только магазины в стиле «Дорого и быстро» или «Дешево и долго». По сути все интернет-магазина делятся на 2 типа: каталог+чужая доставка и каталог + своя доставка.
Если кто-то сможет развить в Казахстане свою хорошую логистику и сможет доставлять товары по стране дешевле, чем эти же товары будут стоить в локальных интернет-магазинах, это будет супер.