Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
11
00:33, 17 июля 2014

О том, как не нарушить ПДД верхом на велосипеде

Живу и работаю в Астане. Город этот люблю всем сердцем, поэтому и поругать его имею полное право. Как ни крути, а для велосипедистов этот город не предназначен, проверено на себе.

Велодорожек в столице нет. Водители автомобилей с велосипедистами не церемонятся, подрезают, прижимают к обочине, отправляют на тротуар, хотя ехать на велосипеде по тротуарам запрещено (многие этого не знают, но это так).

Очень важно не нарушать ПДД, будь Вы пешеходом, водителем автомобиля или велосипеда. Несколько раз я был свидетелем того, как пешеходы привлекались к административной ответственности за переход проезжей части в неустановленном месте. А один раз я видел как водителя велосипеда остановили сотрудники дорожной полиции. За что - не знаю, не спрашивал. Но именно это обстоятельство сподвигло меня опубликовать данный пост.

Велотранспорт постепенно становится трендом. В летние дни все больше жителей городов пересаживаются на велосипеды, что не может не радовать. В Астане даже появился социальный проект проката велосипедов Velobike.kz, правда, пока велостанции находятся только на левом берегу.

Фото с сайта www.velobike.kz

Фото с сайта Velobike.kz

Blog post image

Карта с указанием местонахождения велостанций расположена здесь.

Итак, перед тем как отправиться в свой первый велопуть по дорогам столицы, я написал на официальную блог-платформу руководителей государственных органов, обратившись к Министру внутренних дел господину Касымову. В своем обращении я задал шесть прямых вопросов относительно участия водителей велосипедов в дорожном движении, на которые не нашел ответов самостоятельно. Министр ответил,однако ответы на некоторые из вопросов недостаточно полны. Кому интересно, с текстом обращения можно ознакомиться здесь. А пока обращение с рядом уточняющих и новых вопросов уже направлено заказным письмом с уведомлением в МВД.

Давайте изучим правовой статус велосипедиста и разберемся, что ему можно, а что нельзя.

В первую очередь необходимо открыть ПДД. Всегда актуальные тексты доступны в ИС "Параграф", ИС "Юрклуб" и ИПС "Әділет".

Перед тем как выдвигаться, необходимо убедиться, что у Вашего Буцефала все на месте. Открываем пункт 6 Приложения 2 к ПДД и читаем:

велосипед должен иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой (для движения в темное время суток в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади - световозвращателем или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны - световозвращателем оранжевого или красного цвета.

Исправные тормоз и руль - это, думаю, понятно. Звуковой сигнал для начала должен вообще быть. Многие пренебрегают им. На руле или на вилке (в общем, спереди) должны присутствовать белый катафот и фонарь или фара (тоже белого цвета). Обратите внимание, необходимо наличие как катафота, так и фонаря (фары), а не на выбор чего-то одного. Сзади же можно установить по желанию либо красный катафот, либо красный фонарь. Оранжевые или красные катафоты по бокам (обычно их устанавливают на спицы в колесах) можно установить по одной в каждое колесо (видно будет как с левой стороны, так и с правой).

Далее,

велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

Думаю, здесь все понятно. Если у велосипеда имеется подвесной двигатель, то такой велосипед приравнивается к мопеду.

Водитель - лицо, управляющее транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

Поскольку велосипеды относятся к транспортным средствам, а водители - это лица, управляющие транспортными средствами, то везде в ПДД, где сообщается о правах и обязанностях водителей, речь идет в том числе и о велосипедистах.

Кстати говоря, если Вы ведете велосипед, т.е. идете своими ногами, то автоматически приравниваетесь к пешеходу и соответственно имеете право передвигаться по тротуару.

Теперь о том, кто может быть водителем велосипеда. Пункт 24.1 отвечает на этот вопрос:

управлять велосипедом [...] при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом - не моложе 16 лет.

Так что если Вам еще не исполнилось 14-ти, катайтесь на велосипеде у себя во дворе и по тротуарам. Даже не думайте выезжать на проезжую часть. А вот с того дня, как Вам исполнится 14, по тротуару велосипед можно будет только вести.

Теперь к основным правилам для водителей велосипедов.

Велосипеды [...] должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Колонны велосипедистов [...] при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов [...]. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80-100 м.

Нельзя обгонять транспортные средства слева. Вы должны двигаться только по правой стороне и как можно ближе к тротуару. Это поможет Вам в экстремальной ситуации отпрыгнуть в сторону и оказаться на обочине либо на тротуаре. Кроме того, так Вы не будете создавать помех для автолюбителей, которые еще как лихачат по дорогам Астаны, особенно по утрам. Правила разрешают движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. При этом нужно помнить, обочина и тротуар - разные вещи.

Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;

перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

Насчет рук есть вопросы, к ним мы вернемся ниже.

Не забывайте, что на водителей велосипедов распространяются и другие общие запреты, что и на водителей автомобилей. Об этом сообщает, в частности, пункт 2.7.1 ПДД.

Водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного); под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание; в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения.

Поэтому Вы можете нарушить не одну статью закона. К примеру, за разговор по телефону за рулем велосипеда и, например, за подвыпившее состояние, Вы нарушите, во-первых, указанную статью 461-1 Кодекса об административных правонарушениях

Пользование водителем при управлении транспортным средством телефоном либо радиостанцией,

во-вторых, статью 473

Нарушение правил движения пешеходами и иными участниками дорожного движения,

где водители велосипедов подпадают под "иных участников". Штрафы за оба эти правонарушения составляют по 5 МРП (5 МРП = 9260 тенге в 2014 году). Таким образом, поговорив по телефону за рулем велосипеда, Вы можете "попасть" почти на 20 тыс. тенге.

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии [...] опьянения.

Выше приведена статья 467 Кодекса об административных правонарушениях, наказание - лишение управления транспортным средством на срок три года. Для управления велосипедом никакого специального права нет, достаточно достигнуть возраста 14-ти лет и управлять исправным рабочим велосипедом, а значит и данная статья не может применяться к велосипедистам.

А для того, чтобы ответить на звонок, осторожно переместитесь на тротуар и спокойно поднимите трубку. Однако Кодекс об административных правонарушениях в примечании к статье 461-1 сообщает:

во время управления транспортным средством разрешается пользоваться телефоном либо радиостанцией посредством применения наушников или громкой связи.

Имейте это в виду, если любите поболтать и не желаете при этом останавливаться.

Запрещается перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками.

Если Вашему чаду еще нет семи лет, смело сажайте его на это самое дополнительное сиденье с надежными подножками. В интернете объявлений о продаже таких сидений немало.

Запрещается двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки.

Если Вы едете по дороге, а вдоль нее проложена велодорожка, то Вы также будете считаться нарушителем.

Кстати, о велодорожках. На проспекте Абая в г. Алматы проложена одна из трех. Но пешеходы порой не замечают ее, полагая, что это тротуар. Велосипедистам приходится объезжать таких невнимательных пешеходов. В пункте 3.1 ПДД сказано, что

при отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке.

Можно сделать вывод, что право передвигаться по велодорожке на проспекте Абая у пешеходов возникает лишь тогда, когда на тротуарах идут ремонтные работы, установлены ограждения либо когда пешеходов настолько много, что идти по тротуару становится просто невозможно.

Запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

Для того, чтобы повернуть налево велосипедисту необходимо съехать с дороги, спешиться и по пешеходному переходу провести велосипед на другую сторону. Эта запретительная норма является продолжением указания того, что велосипед должен ехать как можно ближе к обочине в крайней правой полосе.

Очевидно, что если дорога двухполосная (одна полоса вперед, другая - назад), то поворачивать налево либо разворачиваться можно. Если у кого-то имеются иные варианты толкования данной нормы, давайте обсудим. Министр Касымов на этот вопрос пока не ответил.

Запрещается перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению.

Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

Здесь, думаю, все понятно.

Пункт 24.4 ПДД:

на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

Т.е. если велодорожка пересекается с дорогой, образовывая нерегулируемое пересечение вне перекрестка, велосипедист должен уступить дорогу.

При повороте направо или налево водитель [автомобиля] обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги по его направлению движения, на которую он поворачивает, велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

Об этом сообщает пункт 13.1 ПДД. Думаю, это означает, что если велодорожка находится на перекрестке, то автолюбитель сразу после поворота должен уступить дорогу велосипедистам, двигающимся по этой велодорожке.

Если же велосипедист движется по дорогам, то он обязан подчиняться знакам светофора или регулировщика наравне с остальными участниками дорожного движения, а также уступать дорогу пешеходам перед пешеходными переходами.

Идем дальше. Велосипедистам не место на автомагистралях. Об этом ясно дает понять пункт 16.1 ПДД:

на автомагистралях запрещается: нахождение пешеходов, а также домашних животных вне транспортного средства, движение велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, а также иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию меньше 40 км/ч.

Даже в том случае, если Вы можете развить скорость на своем железном коне свыше 40 км/ч, на автомагистраль Вам путь заказан, поскольку запрет движения велосипедов по ним - императивная норма. Автомагистралью является, например, дорога между Астаной и Щучинском.

Пункт 19.1 ПДД сообщает:

в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

на всех механических транспортных средствах и мопедах - габаритные огни и фары дальнего или ближнего света, на велосипедах - фары или фонари, на гужевых повозках - фонари (при их наличии).

Это означает не только то, что если темно, водитель велосипеда обязан включить фонари (фары), но и то, что велосипедистам можно заезжать в тоннели.

Ни о какой специальной экипировке в ПДД не говорится (например, о шлеме, светоотражающих костюме или полосках). Однако опытным велосипедистам известно немало случаев, когда именно шлем помогал избежать серьезных травм. Поверьте, падают и сталкиваются все. Даже тотальное соблюдение ПДД не дает стопроцентной гарантии безопасности.

Теперь рассмотрим несколько конкретных ситуаций.

Пункт 13.13 сообщает:

На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.

Речь идет о нерегулируемом перекрестке. Это значит, что если Вы приближаетесь к нерегулируемому перекрестку будучи водителем велосипеда, то Вам должны уступить все, кто собирается проехать этот перекресток слева, кроме трамваев. При этом у Вас не должно быть помехи справа. А трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

Если Вы едете по правой крайней полосе как можно правее (все по правилам) и слева от Вас на одном уровне движется автомобиль, то в случае, когда ему необходимо совершить поворот направо, он обязан Вас пропустить, поскольку Вы для него - помеха справа.

Теперь к сигналам о маневрировании.

Маневрирование - начало движения от остановки (стоянки), остановка, поворот (разворот), перестроение, торможение и движение транспортного средства задним ходом.

Пункты 8.1 и 8.2 ПДД сообщают:

перед началом выполнения маневра водитель обязан подавать сигналы световыми указателями соответствующего назначения, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения.

Сигналом маневра в левую сторону является включенный световой указатель левого поворота либо вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналом маневра в правую сторону является включенный световой указатель правого поворота либо вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается стоп-сигналом либо поднятой вверх рукой. Сигнал движения задним ходом подается включением фонарей заднего хода и аварийной сигнализации.

Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

Blog post image

Изображение взято с сайта bikehike.org

Можно оборудовать своего железного коня габаритами, поворотниками, стоп-сигналами и с помощью них сообщать о готовящемся маневре. Если их нет (или они не работают), тогда нужно подавать сигналы о маневре рукой. Однако выше сообщалось, что ездить не держась за руль хотя бы одной рукой - запрещается. На первый взгляд данный запрет можно истолковать двояко. С одной стороны, хотя бы одна рука должна держать руль, с другой - все (т.е. обе руки).

Если можно ехать, держа руль одной рукой, тогда все в порядке. Если же имеется в виду необходимость держать руль обеими руками, тогда возникает вопрос, как на ходу подавать сигналы о маневрах (поворотниками велы мало у кого оборудованы). Спросим о позиции МВД относительно этой нормы.

Еще вопросы. Едем по крайней правой полосе и перед перекрестком видим знак 5.8.1 "Направление движения по полосам". Нужно ехать прямо, но знак предписывает: направо. Как быть? Повернуть направо, на ближайшем пешеходном переходе пересечь проезжую часть, а затем уже ехать налево? Будем благодарны тем, кто прояснит. Опять же - вопрос пока адресуем МВД.

Blog post image

Знак 5.8.1 Направление движения по полосам.

Теперь такой вопрос, если в одном направлении две и более полосы, а на перекрестке с каждой из полос можно поворачивать только налево, как быть водителю велосипеда? Насколько нам известно, велосипедист имеет право поворачивать налево лишь тогда, когда есть одна полоса по направлению его движения и одна полоса встречного движения. Но пункт 4.1.1 ПДД предписывает:

разрешается движение только в направлениях, указанных на знаках стрелками.

Очередной вопрос отправится Министру внутренних дел.

Blog post image

Знак 4.1.3 Движение налево.

Очередной важный вопрос, можно ли осуществлять движение велосипедистам по развязкам. Я думаю, что развязки - это те же мосты (иногда тоннели) и правила движения по развязкам идентичны правилам движения по мостам и тоннелям. В ПДД слово "развязка" не используется.

О развязках мы спросим министра МВД.

А вот познавательное видео.

Этот видеоролик только подталкивает к соблюдению ПДД и следующих советов:

1) всегда соблюдайте дистанцию перед впереди двигающимся транспортным средством;

2) никогда не выезжайте резко на проезжую часть;

3) обязательно снижайте скорость на нерегулируемых перекрестках или останавливайтесь совсем перед тем, как их проехать;

4) по пешеходным переходам двигайтесь пешком, ведя своего железного коня в поводу и убедившись, что Вам уступают дорогу автолюбители;

5) будьте бдительны, проезжая близко вдоль автомобилей. Пассажиры или водитель могут резко открыть дверь автомобиля перед Вами;

6) дважды подумайте перед тем как отправиться на покатушки по улицам города в дождь или тем более зимой.

А еще в Астане появилась велополиция, только вот я не увидел фонаря спереди.

Напоследок хочу обратиться к велолюбителям. В Казахстане сложно быть велосипедистом в городских условиях (суровый климат, слабая инфраструктура, наличие большого числа грубых автомобилистов и т.д.), но и мы сами должны уважать остальных участников дорожного движения. При столкновении велосипеда с автомобилем у водителя последнего априори невыгодное положение, даже если ПДД нарушил велосипедист. Потому что он защищен ремнем безопасности и металлическим кузовом, чего не скажешь о велосипедисте. Большинство по умолчанию на стороне водителя велосипеда. Пару раз я сам, будучи за рулем машины, был вынужден резко тормозить из-за непонятно откуда внезапно возникшего велосипеда. Автомобилисты не больше велосипедистов хотят неприятностей. Давайте соблюдать ПДД и не давать им повода быть правыми.

Ну вот вроде бы и все. Если что еще осталось для кого неясно, давайте попробуем разобраться вместе и потеребим Министерство внутренних дел, чтобы дали поскорее подробные ответы. Этот пост будет периодически редактироваться с учетом предложений и комментариев читателей.

Успехов Вам и будьте осторожны на дорогах нашей страны.

P.S. Фильм "Срочная доставка" рассказывает о курьерах на велосипедах в Нью-Йорке. Судя по этому фильму велосипедный транспорт - достаточно травматичный способ передвижения.

Blog post image

Фото с сайта Kinopoisk.ru

А еще я смотрю сериал "Форс-мажоры" (Suits / Костюмы в законе / Иски), один из главных героев которого, молодой юрист Майк Росс, передвигается по Нью-Йорку на велосипеде.

Blog post image

Фото с сайта Usanetwork.com

11