Наверно многие девочки в детстве мечтали стать балериной, не обошло и меня это стороной. Танцевать в пышной пачке и белоснежных пуантах! Разве есть что-либо прекраснее! Перед взором сразу предстает Мая Плисецкая выполняющая пируэты на одной ноге, и дух захватывает от ощущения легкости и невесомости этих возвышенных существ…балерин.
Как то раз, посещая уже известную вам кладезь талантов Малую Академию Искусств им.Тлендиева, я случайно увидела воплощение моих детских грез в лице стройного и красивого юноши, который безукоризненно выполнял «фуэте», одно из сложнейших па в балете. Позже я узнала в нем Саттибека Мажита, выпускника академии и лауреата многочисленных международных конкурсов, который согласился дать мне небольшое интервью.
О том, как он пришел в балет, чего он боялся и почему после многочисленных побед решил его оставить, вы узнаете прямо сейчас…
Итак, приступим…
- Опиши себя в нескольких словах.
- Я наверно целеустремленный оптимист, всегда добиваюсь поставленных целей, даже несмотря на частые неудачи (улыбается).
- Почему именно балет? Это был твой выбор или все же решение родителей?
- Если честно раньше я ничего не знал о балете, но после прихода в нашу академию Талгата Газизовича, благодаря его отдаче на уроках, которые стали намного интереснее и насыщеннее, я сам не заметил, как балет стал частью моей жизни. Я влюбился в балет! Стал стремиться к совершенству и оттачивать каждое па.
- В каком возрасте ты начал заниматься балетом?
- Мне было 13, я учился в 8 классе.
- 13? Разве это не поздно?
- Отнюдь, это ошибочное мнение, что в балет нужно приходить чуть ли не с младенчества. На самом деле не важно, сколько вам лет, если вы достаточно пластичны, подходите физически и вам не наступил на ухо медведь, то двери балета для вас открыты. Для примера мой педагог, Гатауов Талгат Газизович поступил на хореографическое в 29 лет! А до этого был пастухом у себя в совхозе. Такая вот невероятная история (улыбается).
В балете главное трудолюбие. Это то, что отличает артистов балета от других театральных профессий. Именно благодаря железной дисциплине, выдержке и трудолюбию можно добиться успеха в балете.
- Расскажи про свои впечатления в первый день занятий у Талгата Газизовича. Как это было? Что больше всего тебе понравилось, а что нет?
- Вначале, я не осознавал, как это серьезно, и для меня это было просто ребячество, но меня поразила манера его преподавания, его неизменное стремление к идеалу и даже требовательность. Я сам, крайне дисциплинированный человек, поэтому жесткие рамки, в которые он нас вгонял, были благоприятными для меня.
Плюс его отношение к нам, своим ученикам. В его лице мы нашли не только учителя, но и друга, советника. Однако всему свое место, на занятиях он учитель, вне занятий наш друг. Несмотря на дружественные отношения, мы всегда сохраняем субординацию.
- Ну а как насчет того что тебе не понравилось?
- Только один момент…ругань, которая порой доводила многих до слез. Бывало, материшь его про себя, назло делаешь все идеально, а он все равно находит изъяны (смеется).
- Как отреагировали твои друзья на увлечение балетом?
- Ну, это очевидно (улыбается). Они смеялись надо мной, были неприятные издевки относительно моих сценических костюмов. Традиционные балетные трико вызывали у них больше всего насмешек, порой очень обидных. Балетное трико одевают для того чтобы лучше видеть работу мышц, это своего рода униформа артиста.
Но я старался не обращать на это внимания, списывал все на их невежественность. Это установленные целым миром стандарты, почему я должен слушать мнение невежд?
Более того, после первых моих побед, даже они стали проявлять интерес к балету и перестали меня донимать глупыми насмешками.
- Расскажи про свою семью. Кем и где они работают? Просто хочу понять, как так получилось, что их сын посвятил себя такому «избранному» виду искусства. Наверняка они творческие люди?
- Моя мама учитель, а отец раньше и правду хотел заниматься искусством, у него музыкальное образование, но сейчас он работает нефтяником (улыбается). К танцам же они не имеет никакого отношения, как и мои братья, один из которых сварщик, другой электрик. Есть еще сестра, но ее стезя - это актерское искусство.
- Есть ли у тебя кумиры среди известных артистов балета?
- В балете было и есть много ярких имен, которые стали примером для многих. Лично для меня это мой соотечественник и сын моего преподавателя Таир Гатауов, главный солист театра оперы и балета в Астане.
- Твое первое большое выступление, как это было?
- Это было в 8 классе, танец назывался «падетруа», в паре с двумя девушками мы выступали здесь в Академии. Тогда я жутко волновался, боялся, что не выполню все правильно и еще это был первый раз, когда я вышел на большую сцену в трико, если честно чувствовал себя почти голым (смеется). Тогда я еще не был ни в чем уверен, мне казалось, что все будут надо мной смеяться. Все тело стало ватным, меня будто парализовало.
- Может, были какие-либо курьезные случаи во время выступлений?
- Это случилось в Москве. Мы выступали со свои номером на конкурсе «Звуки красы-столицы», когда мне, уже готовому исполнить свою партию Дон Кихота, вдруг включили не ту музыку. Я растерялся (смеется), но продолжал неподвижно ждать, когда все исправят. Потом музыку переключили, но это опять было не то, я стоял и качал головой, пока весь зал был в ожидании. В итоге мне пришлось кричать, что это не тот трек (смеется). Подмога пришла со стороны Талгата Газизовича, который покинул свое место в зале и побежал за кулисы, чтобы все исправить.
- Я знаю, что ты побывал в Париже и вернулся с золотой медалью, расскажи подробнее о своей победе.
- Париж стал настоящим испытанием для нас, волнение было ни с чем несравнимым. Международный фестиваль с участниками со всех уголков мира – это мероприятие глобального масштаба. Поначалу мы были не уверены в себе, но стоя за кулисами, мы наблюдали за каждым участником, и как ни странно их уровень, ни чем не превышал наш.
- После твоего возвращения из Парижа с золотой медалью что-то изменилось? Может, появилась некая популярность?
- Нет ничего такого не было…кажется не было (смеется).
- Даже внимания со стороны девушек?
- На тот момент у меня была девушка, которая во всем меня поддерживала. Ее внимания было для меня достаточно.
- На тот момент? А сейчас?
- Сейчас мы уже не вместе. Ей пришлось переехать. Так я остался один. Наверно я все-таки однолюб (улыбается).
- Связываешь ли ты свое будущее с балетом?
- Я хотел бы, но, к сожалению, не вижу такой возможности в Казахстане. Сейчас для того чтобы профессионально заниматься балетом нужно закончить хореографическое училище, которое принимает детей с 3 класса и обучает до 11, и уже после выпускники могут устроиться на работу в театр. Меня соответственно уже не примут.
- А будь у тебя такая возможность?
- Да, конечно. Возможность даже была, мне предлагали обучение в Бостоне, но нужно было оплатить первый год самому. У моей семьи не было таких средств, спонсоров мне найти не удалось. Поэтому это так и осталось мечтой.
- Тебе знакома судьба Михаила Барышникова? В свое время он уехал в Штаты ради карьеры. Смог бы ты поступить так же?
- Барышникова знают все, его называют «Богом танца». Стоит лишь вбить в гугле «балет» и первое что вы увидите непременно Михаил Барышников. Я не виню его, и не считаю предателем. У него были на то причины. Я, конечно, не отказался бы, предложи мне кто-нибудь обучение за рубежом, но не потому что хочу уехать из Казахстана, а потому что Казахстан, мне этого предложить не может. Но я бы вернулся и помог бы другим, таким как я, кто жаждет, но стучится в, увы, закрытую дверь.
Дина Изтелеуова
Фото автора
Источник: www.zhasatyrau.kz