12:23, 16 мая 2014

Непал.Трек и восхождение на Айленд пик(6189м). Апрель 2014.

Отчет о восхождении на одну из треккинговых вершин Непала - Айленд пик.

Поздней осенью 2013, когда я еще с большой нервотрепкой получал свою визу в Танзанию, я уже задавался вопросом куда поехать на апрельские праздники в 2014м. Все еще было обидно за неудавшееся восхождение на Эльбрус, но ни на Кавказ или на любые другие доступные горы в Апреле не было сезона.

Единственным подходящим местом оказались Гималаи. Не помню как точно, но вышел на блог ЖЖ Алексея Заводского и в кратчайший срок обговорил с ним условия и даты треккинга к БЛ Эвереста. В трек входило восхождение на Калапатар (около 5500). Купил билеты и довольный улетел восходить на Килиманджаро и почти сразу на Новогоднюю смену в Туюк-Су..  Уже по приезду назад в Норвегию я осознал, что запланированный трек кажется слишком легкой прогулкой, а мне уже захотелось на  восхождение! Выбрал Айленд пик и договорился с Роял Маунтаин Тревел о всех деталях (пермиты, перелеты и тд.).

Маршрут к Айленд пику. Желтым отмечены места ночевок.

С группой Алексея у меня никак не получалось скооперироваться, пришлось потерять свой депозит. Он мне напутствовал, что мол под уже купленные билеты практически нереально сходить на Айленд пик, то есть к моим 12-13 дням в треке как минимум! нужно было еще 2 дня, что, конечно, время от времени меня волновало, но я надеялся, что справлюсь.

Ну вот Апрель наступил. Ставангер-Лондон,  Лондон-Доха,  Доха – Катманду. Как всегда мой багаж застрял, теперь где-то в Дохе, но к счастью прилетел следом к полуночи, который я забирал уже со своим будущим спутником – Вячеславом из Иркутска. Он уже пару дней дожидается меня в Катманду и наутро мы должны лететь в Луклу.

На этом самолете мы НЕ улетели..Да, нас привезли на посадку и объявили, что рейс отменен из-за непогоды в Лукле. Стоит отметить, что этот рейс мы прождали 6 часов! На следующее утро в аэропорту нам объявили тоже самое..То есть из наших сжатых сроков в 13 дней остается всего 11, а мне говорили, что и за 13 нельзя успеть.. На третий день нам таки удалось улететь в Луклу.

Слева строит глазки наш гид - Дава)

Вот такая летающая коробка! Слева наш гид-Дава строит глазки=)

Только сели, а там уже загружают следующую порцию, тех кто летит обратно.

День 1. Вот и Лукла. Нереальная толчея в начале трека, все пути самостоятельных и организованных треков начинаются именно тут. Часов в 10 выходим в путь. Из-за непонятного английского гида мне казалось, что мы должны наверстать упущенные дни и должны идти максимально быстро. Потому я решил, что нужно нанять 2х портеров, вместо одного запланированного. В последствии, я осознаю, что свой рюкзак я могу нести сам, и портер ушел назад после третьего дня трека.

Blog post imageМного таких мостов до Намче-Базара.

Blog post imageРебята с восхождения, видимо, идут. Вон какие морды лица уставшие)

Blog post imageДо Намче тропа проходит все время через маленькие деревни.

Я немного забегаю вперед, пытаясь найти свой ритм ходьбы. Опять же из-за недопонимания с гидом я целился дойти до Намче-Базара за первый день, но меня успешно остановили на Чекпоинте (нужно регистрировать и показывать пермит) на выходе из Монжо  прямо перед началом подъема к Намче Базару. А времени было еще так много (на часах было 13.30)! Пришлось топать назад, где, к моему удивлению, гид объявил, что мы спим в Монжо (2840м) и упоминал что-то про «лопнет голова» от высоты.  Потом таки я решил, что это разумно. Утром мы были на 1400м в Катманду и переход на 3440м в Намче, наверное будет излишним..

Blog post imageМесто первой ночевки. Маленький гестхауз у тропы в Монжо.

Устроились в Гестхаузе у родственницы гида (обычная практика). Как и ожидалось, теперь зарядка телефона и батареек только за отдельную плату и ценник на еду тоже заметно подрос. Дорог тут нет, все необходимое тащится на яках или портерами.

День 2. Проспали время подъема, позавтракали и выходим к подъему в Намче Базар.

Blog post imageФото сделано с моста. Далеко внизу стоят люди-точки.

Blog post imageВсе подъемы позади. Еще один "непроходимый" чекпоинт у Намче Базара. Жду гида..

Ну вот мы вышли к Намче-Базару(3440м), можно назвать местной столицей. Дошли за 2 часа. Самое крупное поселение в округе с кучей гестхаузов, магазинов и баров. Иностранцы построили парочку фешенебельных отелей в окрестностях, на один из которых можно добраться только на вертолете! Опять же, тут проходят все пути треков и начало экспедиций, зачастую на улочках не протолкнуться.

Blog post imageВид на Намче-Базар сверху.

После заезда в наш «отель»  отдых и акклиматизационная прогулка в Кумджунг (около 3800м). Первый раз начинает серьезно трещать голова, но вскоре проходит.

Blog post imageТут и начинаются красивые виды на горы вблизи. Хожу и широко открываю рот=)

Спускаемся назад, ужин и ложимся спать..

День 3. Начинается путь в Пенгбоче (3940м). Очень живописное начало трека, то и дело спрашиваю у прохожих название гор вокруг.

Начало пути легкое и живописное продолжается спуском и заканчивается долгим подъемом до Тингбоче. В месте окончания спуска и начала подъема стоит очередной Чекпоинт, где я останавливаюсь ждать  и на полчаса устраиваюсь полежать на солнце. Подъем изнуряет, но у меня все еще есть портер и у меня своя игра, потихоньку обгонять всех на подъеме..Пытаюсь понять свои ощущения – дыхание, нагрузка на сердце. На подходе к Тингбоче я почуял, что теперь кто-то решил таки обогнать  меня и яростно стучит треккинговыми палочками по камням позади.. Завязалась маленькая гонка=) Но я таки дотопал до Тингбоче "необогнанным" с языком на плече! и присел рядом с местным щенком на отдых.

Одна из достопримечательностей Тингбоче большой монастырь, да и к тому же вид на ущелье очень красивый. Пьем чай и обедаем. Нам еще нужно пройти до Пенгбоче, где мы и заночуем.

Blog post imageВот и монастырь. Если не ошибаюсь, многие просят тут благословлений на запланированные восхождения, например на Эверест.

А путь до Пенгбоче совсем несложный по ощущениям и не такой крутой. Не покидает ощущение, что играешь какую-то приключенческую игру..  Все так разнообразно, красиво и непривычно!

Blog post imageВид из окна гестхауза в Пенгбоче. На заднем фоне Ама-Даблам.

Пенгбоче уже 3930 метров и тут отчетливо видна Ама-Даблам.. «Мать с сыном» поясняют мне местные шерпы о переводе названия.  Красивая! Но я часами разглядываю другую вершину – Табоче. Священная гора,  утверждают, что восхождения на неё якобы запрещены.

Blog post imageВид из гестхауза на вершину Табоче.

Надо отметить, что тут гестхаузы очень просты по конструкции. На первом этаже кухня, склад, подсобки, а на втором этаже общий зал со столами по краям у окон и печкой посередке. Там же на втором этаже комнаты с двумя кроватями. Единственный источник тепла – это печка (топится сушеным навозом)!

Blog post imageОтогреваемся. Фото не передает насколько холодно вокруг и как тепло у печки))

Вечерний досуг. После прогулки по окрестностям начинает холодать. Все жители сбиваются по гестхаузам, знакомятся и болтают. Пьют чай и ждут заказанный ужин. Этим вечером я проболтал с американцем, который несмотря на свою тучную комплектацию пришел в Пенгбоче за 2 дня и тащил все свои вещи сам.. На утро я расплатился со своим портером и решил тоже носить свои пожитки на себе..а то как-то несерьезно всё это..

День 4. Ну вот, наступил четвертый день на треке. Мы со Славой как всегда проспали время подъема, но за завтраком гид решил подождать до обеда с выходом, пока Славе не станет лучше. У него уже который день  простуда. Все постояльцы уже убежали дальше, а я решил коротать время на террасе, болтая с голландцем. Он тоже хворает - винит во всем стейк из яка. Что не удивительно, я видел, как портеры несут это мясо по тропе с роем мух вокруг этих корзинок!

С голландцем мы проболтали до обеда и, пообедав, таки выходим к Дингбоче. Отмечу, что мы заметили активность вертолетов, которые пролетают над нами каждые 10-15 минут с утра.. По дороге мы узнаем, что произошло на Эвересте. Цифры о погибших разнятся..

Я опять оторвался от своих спутников и встретил индуса, который мне жестами показывал путь покороче. Мы начинаем идти вместе и временами останавливаемся на отдых и болтаем. Он одет по простому, как портеры, но работает где-то поблизости. Кем работает, я так и не понял, но спутник из него был отличный. Молчаливый и с хорошим темпом!) В какой-то момент он сказал, что до Дингбоче остался час, а ему идти в другую сторону.

Дингбоче. 4400м.

У первых гестхаузов Дингбоче я встретил группу Алексея, которая только пришла туда и держит путь к БЛ Эвереста на следующий день. Я  узнал его и представился, на что первая реакция была улыбка и четкое «Ха-ха»! Непал – это очень маленькая страна=) Я выпросил у Алексея пакетик Терафлю для Славы и начал их ждать…ждать пришлось нереально долго! Спустя час объявился гид и сказал, что Слава дошел, но ему плохо и он пошел назад со своим портером. Связи нет, я так и не понял насколько ему было плохо..но тут ничего не поделаешь. Уверен, что решение было правильным.. С набором высоты лучше не становится.

Мы находим свободный гестхауз и отправляемся на прогулку. Высота уже 4400, а поднимаемся мы уже под вечер метров на 300, может и выше. Голову будто зажали в тиски! Легче не становится, но мы доходим до места, где видно соседнее ущелье, где я пытаюсь отправить СМС Славе, а гид позвонить жене.На спуске отпускает.

Blog post imageОкрестности Дингбоче.

За ужином опять нахожу себе собеседников у печки. Молодой парень из тайланда и американец в возрасте. Я жалуюсь, на то что сегодня впервые ощущаю себя как-то «не так». Окружающие утверждают, что у меня горная болезнь, а я думаю, что просто устал. Но плохие предчувствия подтверждаются, когда я отправляюсь спать и не могу уснуть час за часом! Надо отметить, что теперь наша комната практически на улице и температура внутри не отличается от уличной. Заранее попросил второе одеяло и даже в теплых вещах долго отогреваешься…Утром я проснулся и был жутко рад. Я все-таки уснул!!!Счастье-то какое!! Настолько важными становятся такие простые вещи, как хороший сон...

Blog post imageУтро. Выходим из Дингбоче к Чуккнгу. Холмик посередине - это Айленд пик!)

День 5. Часть вещей гид решил оставить в гестхаузе и нагрузил меня, теперь портеров нет и мы делим вещи пополам. Путь до Чуккунга довольно простой и жутко красивый! По пути я  оторвался от гида и на отдыхе решил заснять на видео местные виды (http://vk.com/video551188_168605349)

Blog post imageВид из Чуккунга (4700м).

Пришел в Чуккунг навеселе. Погода отличная, дошел довольно быстро и впереди куча времени.  Поболтал с группой немцев и норвежцев, они тоже идут на Айленд Пик и собираются на выход. Немецкая пара очень разговорчива, а норвежцы надменно отмалчивались. Пожелал им удачи, и пошел обедать.

После отдыха взял недостающие вещи в прокате. Палатку, Спальник, Ботинки с кошками, ледоруб, каску, несколько карабинов. Для акклиматизации и пробы пластиковых ботинок решил сходить на один из холмов поблизости.  Ох..как я матерился.... Эти пластики меня просто убивали на крутом подъеме, но я таки допер до вершины, чему был очень рад и быстро сбежал назад. Я по тупости, полагал что подход на Айленд пике будет долгим, но не крутым и не  стал поднимать тревогу и пытаться сменить ботинки.

Blog post imageУжин в Чуккунге. Эмиль угощает чем-то желтым=)

Встретил в гестхаузе парня из Азербайджана – Эмиля. Он планирует сходить Три перевала, как и несколько других постояльцев. Остальные же рвутся к Айленд пику. Долго болтаем и делимся впечатлениями за ужином. Желаем удачи друг другу и расходимся спать.

День 6. Спал отлично и как всегда проспал. Вышел в 9 вместо 8ми. Тропа от Чуккунга до БЛ Айленд пика в принципе несложная, но рюкзак заметно тяжелее из-за арендованной снаряги. Предположу, что обычно он весил 15 кг, а теперь примерно 20кг. Идти можно, вон ребята фотографы – Эмиль и Алексей носят и по 30кг. По пути встретил вчерашнюю группу немцев и норвежцев, предполагаю, что они не поднялись, так как возвращаются рано.. А может просто переночевали там для акклиматизации и еще вернутся.

Blog post imageНачало пути к Базовому Лагерю.

На полпути встретили группу бразильцев и гид сказал, что они выходили на час раньше нас. Мне от этой новости становится приятно, значит темп хороший.

Blog post imageПримерно пол-пути до БЛ.

Базовый лагерь Айленд пик (около 5000м). Устраиваемся в палатках, гид идет в отдельную, мол ей никто не пользуется. Обедаем тем, что мы со Славой покупали в Намче-Базаре – лапша типа «Доширак», хлеб и паштеты. Гид купил галлон воды и сварил лапшу, говорит нам подарили целый термос чая с молоком! Обедаем в палатке-кухне. Гид вспоминает, что его клиенты обычно приносят хорошую сублимированную еду или же заказывают у местного повара что-то посерьезней и ему приходится впервые обедать лапшой в Базовом лагере=)

После отдыха в своих треккинговых ботинках иду с гидом на прогулку вверх по тропе к вершине. Подход  до ледника, к моему удивлению, вовсе не такой пологий как я думал. С самого начала тропы бредешь среди камней по склону 40-45 градусов. Через каждые 10-15 минут я вынужден останавливаться и переводить дыхание и у меня тихий ужас..Как я завтра дойду вообще до ледника, не говоря уже о дальнейшем пути, если уже помираю тут… Прогулка занимает часа два-три, гид разворачивает меня назад. В Базовом лагере я готовлю все вещи к восхождению и планирую лечь в 6 вечера с подъемом в 23.00, чтобы выйти в полночь.

Всё готово, я лег и так и, не уснув, пролежал 5 часов. Жутко был подавлен, тем что на подъеме мне было тяжело, а что там будет выше.. Неужели придется развернуться? Вот с такими мыслями час за часом я безуспешно пытался уснуть..

День 7. В полночь сборы и завтрак в палатке-кухне. Темнота, только свет от налобных фонариков и горелки.. гид занимается обрядом, поджигает связку ароматных палочек и выходит из палатки. Мне холодно, я взволнован, но завороженный наблюдаю за происходящим… вокруг расплывается дым от этих палочек в свете фонаря..Что-то все таки есть в ритуализме..

Выход у нас на полчаса раньше, чем у других, чтобы не застрять в толпе. Я сразу же понял, что мне жутко жарко и начал с себя все снимать и расстегивать. Особенности моей терморегуляции, ведь потом меня позже обгонит британец с головы до ног покрытый пуховым комбинезоном. На подъеме я устаю поправлять свои штурмовые штаны, к этому моменту штаны размера S, которые мне всегда были впритык просто падают с меня! Гид помог обвязаться веревкой и решить проблему. (подобное случалось со мной раньше на Килиманджаро, когда я сбросил 10кг)

Отмечу, что ночью совершенно нет ветра, но после 10 утра словно кто-то включает рубильник и начинается жуткое дулово.  Но это потом, а я , к своему удивлению, гораздо легче переношу подъем и иду в хорошем темпе вперед и вверх!

Где-то на пол пути до ледника меня обгоняет британец с шерпами – просто машина какая-то, идет как паровоз!! Через полчаса я вижу их фонари Очень высоко над собой и не могу понять, как так можно быстро ходить!?? На подходе к началу ледника Британец уже бежал назад и я был в шоке от мысли, что он уже сходил на вершину! Но все оказалось куда проще..До ледника он дошел, но от такого резкого набора у него разболелась голова и он торопился назад. У меня тоже прихватывает голову ненадолго, но глубокое дыхание помогает и боль отходит.

На том месте, где начинается ледник переобуваюсь в пластики с кошками. Нас догоняет еще один клиент с гидом. Он раньше переобувается и они выходят на ледник минут на 5-10 раньше нас. Я тогда еще подумаю, мол что будем идти параллельно, но мои пластики дают мне понять, что я совершил фатальную ошибку..В этих ботинках на леднике я передвигаюсь как на костылях, неестественно выгибая ногу.. Никакие манипуляции, кроме полной расшнуровки мне не помогают. И вот так я мучаясь хожу то развязывая их, то завязывая, когда нужно пролезть небольшие вертикальные стенки.

Уже на леднике, пока мы обходим трещины начинает светать. Красота неописуемая. Вокруг никого. Когда мы вышли к ключевому участку, к большой вертикальной стене первая двойка уже подошла к ее основанию – это две маленькие точки справа .

Вышло солнце и тут у мой гид вспомнил детство и назойливо просил сфоткать его в разных позах! Даже выпросил мой ледоруб, чтобы сделать снимок покруче с двумя!))

Фотосессия закончилась и мы подошли к стеночке. Оставили все лишнее и пошли жумарить. На середине стенки случился неприятный инцидент с клиентом, который взошел первым и спускался. Мне нужно было перейти на веревку вправо и вверх. Я предупредил его, мол смотри, осторожно у меня с ботинками беда-могу кошками задеть.. Он вроде понял отклонился как мог с моей траектории, но я все равно запнулся, так как кошки не входили толком в твердый лед. Удержался и с ужасом заметил мою левую кошку в сантиметре от колена того парня, он тоже опустил взгляд, увидел и поспешил убираться от меня подальше!

Я продолжаю жумарить вверх, как то ковыряясь в своих неудобных ботинках и в момент, когда уже решил, что все – вершина рядом остановился передохнуть  и снять видео(http://vk.com/video551188_168601926)

Спустя минут  10-15, когда осталась уже одна веревка до гребня я с ужасом замечаю, что кошка на правой ноге скосилась градусов на 30 и я, сняв правую перчатку, пытаюсь её поправить. Так сяк и  моя правая перчатка вприпрыжку улетает вниз…а кошка так же грозит свалиться с ноги.. Решаю дожумарить, не нагружая сильно правую ногу.

Blog post imageДожумарился до гребня! Снизу уже начинают подходить остальные.

И вот уже я вылез на гребень и подошел к вершине, где меня уже ждал гид. Такое ощущение, что он рад вершине больше чем я. У меня эмоций ноль, а только мысль как я буду спускаться без перчатки. На вершине очень красиво, у меня чувство облегчения, но и тревога из-за спуска и кошек. Фотографируемся. Левая перчатка натягивается на правую, но ее невозможно сжать в кулак, чтобы держать веревку на спуске. Вспоминаю,  что за пазухой есть варежки! Отлегло..

Кошки починились, почему то соскочил фиксатор длины. Все поправил и на восьмерке благополучно спустился вниз. В внизу уже подходит передовая толпа восходителей, человек 10.

Опять корячась, идем вниз по леднику огибая трещины и спускаясь по стеночкам. Доходим до конца ледника, где я переодеваюсь в треккинговые ботинки и перекусив иду назад. И тут начинается самая сложная часть моего восхождения – долгий и мучительный спуск.. С натиранием уже огромных мозолей и отбиванием ногтей.. Ступни ног, уже измученные пластиком добиваются этим спуском до БЛ, где я без задних ног заваливаюсь наполовину в палатку и начинаю хлебать чай, приготовленный гидом..сдвинуться на метр внутрь кажется непосильным усилием)

В общем я затратил 7 часов на путь до вершины и 5 на спуск, всего 12 часов. Забыл упомянуть, что в 10 утра включили ветер и порой на спуске я поднимал ногу и с трудом ставил её на землю из-за этого дулова. Короткий отдых и мы идем назад..иду в легкой футболке с длинными рукавами и мне до идиотизма лень снять рюкзак и одеть куртку вплоть до Чуккунга, а сильный холодный встречный ветер никто не отключал!

В чуккунге я присел, снял рюкзак, встал и зашатался аки пьяный. Сушу ботинки у окна и обедаю, пытаюсь лечить застуженное горло чаем..  Короткий отдых и идем в Дингбоче. Гид говорит, что мы может дойти и до Пенгбоче до ночи. Мне в это слабо верится, ноги болят, но я ковыляю до Дингбоче, куда мы доходим к 7-8 вечера.  Вот тут я уже готов передвигаться ползком.

Последний раз я спал в Чуккунге,а после был переход  до БЛ, прогулка вверх,12 часовое восхождение и два перехода назад до этого Дингбоче. Все команды телу немного приторможены, я словно зомби ужинаю, практически засыпаю в попытках что-то написать в дневнике и дойдя до комнаты с постелью падаю спать в том, во что был одет. Холодно и одеяло всего одно, тонкое, но идти назад и просить что-то кажется немыслимым, просто сжимаюсь в точку и засыпаю с перерывами на кашель..

День 8 (22.04)

Я проснулся, чувствую себя гораздо лучше и кашель хоть и не прекратился, но стало легче и пропало ощущение будто у меня провели наждачной бумагой по горлу. Можно уже нормально разговаривать и глотать. За завтраком пара японцев услышав мой кашель поделились какими то леденцами от горла, очень им благодарен. Пока пил чай разговорился с женщиной с Ирана, которая очень долго рассказывала о Демавенде.

И так. Потрепанный, но отдохнувший я сделал еще два перехода. Сначала до Пенгбоче, где за чашкой чая я встретил девушку с Екатеринбурга. На вопрос, зачем я мучаюсь, а не отдохну денёк, я ей объяснил свою ситуацию с билетами..Вылет из Катманду 26го, а из луклы в катманду 25го. Рейсы из Луклы опять начали отменять, и я пытаюсь дойти как можно раньше, чтобы не сгорели билеты и попытаться вылететь 24го..

Потом был Тенгбоче, спуск и подъем до Намче Базара…Шел я уже на автомате, не воспринимая ничего вокруг.. Гид выяснил, что Слава сейчас чуть ниже в Монжо и мы решили спать в Намче-Базаре и встретить его на спуске завтра.

День 9ый. Мы спустились до Монжо, где мы опять встретились со Славой!  Он поздравляет,а я делюсь впечатлениями. Мы обедаем и планируем дойти до Луклы. Путь по ощущениям кажется нереально долгим, просто бесконечным..В жизни не натирал таких огромных мозолей..

Поражаюсь, как я в первый день все это прошел вприпрыжку. Слава, все время покушается на мой рюкзак (вид, наверное, у меня был совсем неважный), но я решил дотащить, раз уж начал.. Состояние совсем паршивое, иду медленно, но делаю последние шаги до ворот Луклы и на душе невероятное облегчение...Дошел таки!  Получилось, что от прилета в Луклу до вершины у меня ушло 6 дней и 3 дня от вершины назад до Луклы.

Гид чуть позже пришел с плохими новостями, на завтрашний день билет нельзя сменить, но , возможно, что кто-то заболел и вылететь вместо другого. Так и случилось - рано утром в тапках добежал до самолета и сел на один из первых рейсов до Катманду. На душе отлегло. Значит успею! Не застряну и дорогущие билеты не сгорят!

Днем позже прилетел Слава. Я все время то гулял, то отъедался и потихоньку скупал необходимую снарягу. Перед отъездом я выпросил в агенстве контакты стоматолога и пришел на прием для профилактики..

Меня до глубины души тронула забота и понимание врача. Она оказалась из Чехии и смешно говорила на русском. Чуть позже я уже сидел в такси на пути назад в отель, вокруг вечерний шум, куча людей вокруг, а я сижу и понимаю, что самое главное в этой поездке – это люди. Их добро, поддержка и понимание...