Добрый день всем.
Я работаю над казахстанским приложением для знакомств SpringFruit. Впервые мы запустили на рынок бета-версию в июне 2013 г., буквально несколько недель назад вышла версия 2.0 с улучшенным дизайном и функционалом. На протяжении последних 8-9 месяцев мы занимались формированием команды, проработкой идеи и технической реализации приложения. В июне мы планируем начать активное продвижение приложения на мировом рынке, начиная с азиатских стран. Но пост не об этом.
В PR я пришел в впервые 8 лет назад, в департамент международных отношений одного из крупнейших коммерческих банков СНГ. После нескольких лет работы на финансовом рынке, в международном агентстве Edelman в АТР, учебы на МBA и работы в PR агентстве в Алматы я решил уйти в стартап культуру и с коллегами по банку заняться мобильными приложениями.
За время работы в корпоративном бизнесе мне посчастливилось работать с крупными отечественными и иностранными брендами из сферы IT, финансов, недвижимости, горной металлургии и FMCG.
Сейчас, когда вот-вот мне стукнет 30, я осознаю, как и впрочем, большинство людей на данной стадии жизни, что хочу поделиться профессиональными советами с подрастающим поколением. Краткий PR кейс вполне может быть интересен начинающим стартаперам, которые стеснены рамками бюджета на продвижение, но горят желанием попасть в СМИ с идеей своего продукта.
Итак, кейсу меньше года, определенной актуальности еще не потерял.
Продукт: мобильное приложение для знакомств
Аудитория: 16-25 (городской юзер смартфона, активный онлайн пользователь)
Задача: В максимально короткий срок создать product awareness вокруг продукта. Привлечь внимание потенциальных пользователей продукта и создать информационный фон вокруг предстоящего запуска мобильного приложения.
Разобьем кампанию на главные составляющие:
1. Оригинальность идеи.
Чтобы попасть в СМИ, необходима оригинальная идея. Людям нужны красивые истории, желательно те, которые вызывают позитивные эмоции. Взяв за основу популярную идею с запуском шара с камерой в «космос», мы решили впервые в Казахстане запустить что-нибудь в «космос» и заснять с высоты на видео прекрасные горы Алматы. Для этого мы купили на ebay метеорологический шар, парашют, GoPro камеру и GPS датчик.
2. Смысловая нагрузка
Мобильное приложение для знакомств, поэтому ассоциативный ряд довольно простой: девушки, парни, любовь, чувства, красота и прочее. Поэтому мы решили, в качестве «космонавтов» выступит любовная пара.
3. Локализация. Понятное дело, любая PR кампания должна быть адаптирована под местные реалии: инфоповоды, политика, юмор, традиции или обычаи и прочее. Было решено использовать образы национального эпоса о любви, Козы Корпеш и Баян Сулу.
4. Тайминг. Для того, чтобы попасть под информационную волну и вытащить максимум публикаций о продукте необходимо попасть в тренд. Следите за тем, что творится на медиа поле: национальные праздники, ивенты, перестановки в правительстве, приезд иностранных звезд или ремормы в законодательстве и т.д. Поскольку к 14 апреля продукт был еще сыроват, было решено связать кампанию с окончанием учебного года и началом взрослой жизни вчерашних школьников, 25 мая.
5. Эмоциальная связь или легенда. «Любовь возносит до небес». Такой лаконичный и красивый лозунг мы выбрали для нашей PR кампании. Любовь Козы Корпеш и Баян Сулу является примером чистых и искренних отношений между молодыми людьми. Специально для отечественных ТВ каналов мы «приправили» пресс-релиз с упором на интерес молодежи к национальной литературе.
6. Маленькие хитрости. Если вы хотите попасть в топовые СМИ, договаривайтесь об эксклюзивности, они это любят. Ведущему интернет порталу мы дали новости под эмбарго. В итоге, уже в 7 утра новость была опубликована на популярном интернет ресурсе, ближе к обеду мы распространили пресс-релиз уже всем СМИ без исключения.
7. Поддержка в социальных сетях. Ролик с полетом Козы Корпеш и Баян Сулу в «космос» мы активно раскрутили через казахстанские паблики в социальных сетях c привязкой к странице SpringFruit.
ТВ каналы, конечно же, не упомянули название продукта, для них мы придумали свою легенду. Но практически 90% всех онлайн и оффлайн СМИ написали про скорый запуск мобильного приложения SpringFruit.
8. Пресс-релиз и мониторинг. Писать эффективный пресс-релиз это искусство, поэтому не жалейте времени на написание пресс-релиз либо обращайтесь к специалисту. Если журналист не найдет необходимой информации в вашем пресс-релизе, он обязательно заполнит этот вакуум своим содержанием, которое может сильно вас удивить и размыть основной месседж. Ну и мониторьте Интернет и ТВ в прямом режиме, чтобы в любой момент связаться с журналистом и дополнить материал эксклюзивным комментарием. В нашем случае публикации содержали 100% контролируемый нами контент.
Наши результаты: 9 сюжетов на ТВ каналах в «Вечерних новостях»: 24.кз, 31 канал, КТК, Астана, Алматы на рус. и каз. языках. Больше 40 публикаций в онлайн СМИ, в т.ч. Forbes, Tengrinews. Nur.kz, Zakon.kz, Total.kz, Today.kz и пр. Также вышли новости на радио и в печатной прессе.
AVE (advertising value equivalency) – составил более 13 млн тенге. Нам удалось создать позитивный информационный фон перед запуском и самое главное, наладить эффективное сотрудничество с прессой на будущее. Последующие публикации о приложении выходили практически во всех ведущих СМИ.
Затраты: чуть меньше 1500 долл на «космическую конструкцию»
Вот вкратце один из наших кейсов. Если будет интересно, могу описать и другие кейсы.
Надеюсь, пост был полезен и интересен.
Можете найти меня в LinkedIn