Распорядок дня воинской части. Оздоровление условий службы и быта военнослужащих. Кто ответит? – наш школьный преподаватель НВП начал шарить пальцем по классному журналу.
- Ученик Кубеков!
- Я!
- К доске!
- Есть!
Я вышел из-за парты и пошел строевым шагом к доске. Шлеп-шлеп-шлеп. Надо ударять по полу полной подошвой, но из-за мягкой обуви, шлепки получались у меня глухие. Блин! Надо вытягивать носки и не сгибать колено. Я приставил ногу и повернулся «кругом» через левое плечо. Уф! Сделано!
- Ученик Кубеков, молодец! выход на «пять» - «тройка» уже вам обеспечена!
Или еще:
- Во время размещения подразделения в бомбоубежище, командир посылает в верхнюю ее часть наблюдателя. Наблюдатель должен засеч и доложить химическую или ядерную атаку противника – медленно и монотонно рассказывал нам «Полкан» по теме «химдым».
- Товарищ подполковник! А кого посылают в наблюдатели? Ведь он там может погибнуть! – выкрик из класса.
- А наблюдателем посылают туда, таких как вы, ученик Сарсекеев, которые любят покурить – спокойно ответил «Полкан».
- А как же радиация? – опять выкрик из класса.
- А радиация даже полезна! Особенно для троечников, как вы, ученик Токпаев.
У многих есть такие школьные воспоминания об уроках НВП. Многие помнят их с юмором и с особой теплотой, особенно к преподавателям.
Мало кто знает, что в СССР в обязательном порядке военную начальную подготовку начали преподавать в школах с 1926 года. И в этом же году начали открывать военные кафедры в ВУЗах. Но после распада Союза, многие постсоветские республики начали закрывать кафедры и упразднили предмет НВП, и в том числе в России.
Меня очень радует, что в Казахстане не отказались от начальной военной подготовки и военных кафедрах в ВУЗах. Это дает хороший фундамент для профессиональной армии в Казахстане. Все больше и больше молодых людей собираются стать кадровым военным. Поэтому нужно все больше уделять государству внимание на обучение учащихся военному делу. Радует оснащение наших военизированных школ, типа «Арыстан» и "Жас улан". Там подготавливают нашу казахстанскую военную элиту, которая становится стержнем профессиональной армии.
Выпускники Республиканской школы "Жас Улан" имени генерала армии С.К. Нурмагамбетова
Парни на НВП осваивали и осваивают основы воинского искусства: обращение с автоматом, гранатами, строевая подготовка, физическая и психологическая готовность к боевым действиям. Девушки на уроках НВП изучают первую медицинскую помощь, оттачивают на практике знания по оказанию помощи пострадавшим в бою, способы перевязки ран. (По статистике до 90% погибших могли бы остаться в живых в случае оказания своевременной и квалифицированной первой помощи в первые минуты после ранения.)
Ученики НВП
В наш век высоких технологий, современную военную технику, вооружение, боевые комплексы должны обслуживать специалисты высокого класса. Это очень сложно человеку, который даже не знает азы военной службы. А эти знания дают на занятиях НВП. Ученики должны ощущать себя защитником Отечества и быть патриотичными. А самое важное, это подготовка будущих защитников к службе, чтобы потом не ходить по воинской части с большими и напуганными глазами в первые месяцы службы. По своему опыту скажу, что сразу видно среди молодых военнослужащих, у которых были хорошие преподаватели по НВП. Они быстро адаптируются в армии, зная распорядок, Уставы, строевую подготовку и т.п.
Начальная военная подготовка – это фундамент для построения профессиональной армии. Занятия по НВП, дают возможность ученикам ознакомиться с армией и представление о воинской службы, чтобы потом не разочароваться при выборе профессии «защищать Родину».
Есть у меня много примеров, когда ученики, пройдя курсы начальной военной подготовки, после школы выбирали профессию защитника Родины. Один из них сейчас уже сейчас полковник и возглавляет одно из важных подразделений в Вооруженных Силах РК.