Мне бы в небо! Откровения одного стюарда

Роман Архипов 2014 M04 20
1426
0
17
0

Интервью со старшим бортпроводником Air Astana. Интересные истории из жизни простого алматинца, который обрел счастье и нашел себя в небе!

Не так давно в сети появилась информация о создании новой авиа компании в РК (Air Kazakhastan), которая, как оказалось, охватит внутренний рынок страны, и будет летать "туда куда ЭЙР АСТАНА не способна садить свои самолеты из-за ужасного качества ВПП" - как написали на zakon.kz.

А еще не так давно, мне посчастливилось познакомиться со старшим бортпроводником AirAstana, который сказал - "Вот у нас сейчас всех берут! В смысле в cabin crew. Из-за этой новой Эйр Казахстан, текучка кадров - вот срочно и набирают."

И теперь, наверно, мне хочется выложить наш разговор в целом. Получился он неоднозначно интересным, но с пылу с жару, и для тех кто думает пойти летать - стать бортпроводником, а может потом и пилотом - ниже написанное будет полезным. Да собственно для всех желающих отчасти познать работу воздушных "ангелов" - welcome!

________________________

Алмас (а так его зовут) спросил меня - в чем, как я думаю, заключается смысл работы бортпроводника. Не долго думая, отвечаю первое попавшееся в голову (как оказалось заблуждение). И ведь так думает большинство!

"Смысл работы бортпроводника - в обслуге, в обслуживании. В том, чтобы смеяться над пассажирами, когда... черт а ведь я на самом деле не знаю в чем смысл" - так я и ответил.

 

А: На самом деле они там чтобы обеспечивать безопасность, в первую очередь. Бортпроводники не для сервис услуг.

Safety comfort first - и это главный принцип компании Air Astana.

 

Р : Вот есть ли такой инстинкт, когда emergency случай происходит, что борт проводник пытается в первую очередь спасти себя. Ну мол инстинкт самосохранения - ведь он никому не чужд.

А: В первую очередь, согласно законодательству РК, борт проводник обязан обеспечить безопасность своей жизни, чтобы обеспечить в последствии безопасность жизни других. Конечно мы все люди и у всех у нас есть инстинкт самосохранения - сначала должны думать о себе, и уже потом о пассажирах. Ведь когда я мертв - толку от меня ноль.

И то верно, кому нужен дохлый бортпроводник. А вообще, интересно, как ими становятся. Что заставляет людей подниматься несколько раз в неделю в воздух, общаться с сотней людей (и ведь многие из пассажиров хотят тебе глаза выколоть, за то что ты им так долго несешь колу).

А: Это произошло давно. Мне было 16 лет,  я увидел по телевизору фильм, которым называется ВИД СВЕРХУ ЛУЧШЕ, с Гвинет Пэлтроу -  она играла стюардессу, а вернее девушку которая потеряла работу.

У нее была плохая жизнь,  и судьба забросила ее в маленькую авиакомпанию - она начала летать. А потом уже стала покорять мировые столицы, переведясь в другую компанию.

Я сделал рисерч - стал гуглить и тд. Летать у нас в качестве бортпроводника можно с 20 лет - потому что ты должен быть достаточно взрослым, чтобы понимать что ты делаешь. Когда мне исполнился назначенный возраст, я уже отправил 4 резюме и прошел 4 собеседования в Эйр Астане. И меня пригласили на заключительное интервью. Дальше медкомиссия, я прошел обучение. Стал бортпроводником и летал на международных рейсах.

Вот так я и пришел в авиацию, и не жалею ни об одной минуте проведенной там. Ни об одном рейсе. Самая волшебная профессия, которая может быть на свете. Она дает столько преимуществ, бинефисов, бонусов. НО самый важный из них - это что ни один день не похож на предыдущий , все постоянно по разному, все мобильно и в движении.

Эта профессия обучает тебя дисциплинированности, пунктуальности и большой ответственности, потому что ты не можешь опоздать ни на одну минуту -  самолет не будет ждать тебя пока ты стоишь в пробке, или забыл выключить утюг. Поэтому ты должен быть на работе ровно в 15:00, или и в три утра, и ты должен соответствующе выглядеть, и вообще быть готовым.

 

Р: Самый курьезный случай на борту.

А: Так сложно сказать навскидку. Самые запоминающиеся случаи -  это с плохими пассажирами. Особенно на московских рейсах много таких, да еще летящих на Запад Казахстана. Алкоголь ведь действует на людей в воздухе по другому - куда эффективнее чем на земле. И люди уже через 1-2 стопки начинают вести себя так, как будто они выпили литр водки.

 

Р: А чтобы стать отличным бортпроводником, что для этого нужно? Качества/ характеристики.

А: На самом деле профессионализм бортпроводника заключается в том, чтобы уметь принимать решения быстро четко и единственно верно и правильно. Быть при этом гибким в плане общения с людьми, потому что наша работа в первую очередь заключается в общении. И бортпроводник должен быть открытым, добрым, отзывчивым. На самом деле внешность тоже имеет какое то отношение к работе - но это не ключевой фактор. Обаяние важнее. Ты должен любить людей, и люди соответственно будут улыбаться тебе в ответ.

Что нужно чтобы стать лучшим борт проводником? Это наверно постоянство в отношении к работе. Если у тебя сегодня хорошее настроение - ты работаешь на 5, а завтра у тебя плохое настроение - ты работаешь на 2, то это очень сильно влияет на твою работу. Если ты доволен и счастлив, и умеешь оставлять все проблемы за бортом, за порогом самолета, то у тебя все будет отлично. Улыбка, доброжелательность, но при этом трезвый ум и рассудительность - очень важные качества для бортпроводника.

 

Р: Было ли так, что ты приходишь на рейс, и у тебя ужасное настроение. Но через секунду уже улыбка, и ты весь чуть ли не рыгаешь счастьем  - хотя на самом деле тебе абсолютно пофигу, и внутри ни намека на радость.

А: Такое происходит постоянно - а ведь я старший стюард - мои бортпроводники бывают в плохом настроении: кто-то не выспался; кто-то в 4 утра встал, развозка возила два часа по городу. И ты приходишь на борт, и человек не улыбается, или ты сам  плохо себя чувствуешь, но ты даешь команду:"пассажиры идут" - моментом отключаешь плохие эмоции, включаешь мраморную улыбку, и на самом деле через 5 минут маски, включается твоя нормальная, естественная радость.

Ведь так мы делаем свое настроение - научный факт. Улыбаешься пять минут и все круто!

 

Р: В кино показывают, что пассажиры занимаются сексом в туалетах. Было ли в твоей практике такое? Или совокупление в местах справления нужды - миф?

А: ОМГ. На самом деле этот миф заслуживает быть развенчанным, потому что туалетные комнаты на борту воздушного судна экстремально маленькие - это буквально помещение метр на метр...

Р: Ну экстрим секс - штука привлекающих многих.

А: Это очень неудобно с технической точки зрения! Бывало, что народ заходит по двое в туалеты - но мы это не позволяем. Пресекаем сразу. Во первых это нарушение закона (секс в общественных местах) и кроме того это просто неэтично. Как можно заниматься сексом в крохотной комнатке, зная что прям рядом с тобой еще 190 человек сидит. Это же просто кошмар.

Но у меня был один ужасный случай  - это случилось в ночной рейс. Я шел по салону самолета, уже после обслуживания. Освещение приглушено. И проходя мимо каких то мест, увидел ритмичные движения на кресле. Это сразу вызывает ассоциации. Я остановился, и понял...  я удостоверился, что два пассажира занимаются сексом прямо на кресле в салоне, а при том что три метра от них сидела женщина с ребенком. Они спали, слава Богу! Я подошел к парочке и в очень вежливой форме попросил их прекратить. Это неправильно.

 

Р: А что в межличностных отношениях бортпроводников. Как атмосфера внутри?

А: Одно из преимуществ нашей работы, то что мы никогда не встречаемся...не ну конечно встречаемся, ведь компания не такая большая... но не бывает такого, что ты слетал с одним человеком более 5 или 6 раз за год. Все время разные люди, постоянно меняются экипажи, бригады. И выходишь на рейс - проверяешь в интернете по системе, кто с тобой летит в бригаде. Ты или радуешься, или огорчаешься, но чаще всего думаешь: "Я этого человека не знаю, вот и пришло время узнать".

Приходим на брифинг, место где мы встречаемся, смотрим друг на друга и только тогда знакомимся. Это очень прикольно все время находить общий язык с людьми, с которыми ты работаешь. Ведь эти люди будут с тобой и помогать тебе будут. Ведь мы работаем в бригаде.

 

Р: Как давно ты работаешь в бизнес классе?
А: На самом деле я работаю старшим бортпроводником и в бизнес классе соответственно уже в течении 5ти лет. Эта позиция для меня очень подходит. Но сейчас уже настало время пробираться вперед. Ведь карьерная лестница для борт проводников, да и в целом в авиации, очень обширна. Можно двигаться по горизонтали, можно по вертикали. Ограничений особых нет. Можно стать инструктором, тренером, уйти в организаторские, административные отделы.

Сейчас я хочу обучать борт проводников - я знаю как это делать. Я хочу быть наставником, и тд.

 

Р: А ты жизнь спасал на борту?

А:  Да. Два раза было. Вот первый случай... Номер рейса не поверишь 911. Алматы -Станбул. Пассажиру на подлете к Стамбулу, где то за час-полтора, становиться плохо. Он просто жалуется на боль в груди, что на него будто бы упала бетонная плита - и по первым симптомам, как нас обучали, это инфаркт миокарда. Через некоторое время он отключается, и все - финиш. В то время у нас не было никаких автоматических дефибриллятор. Мы знали только, что нужно делать 30 нажатий - 2 вдоха, приподнять шею, расстегнуть рубашку и делать CPR, пока врачи не придут. Вот и сидишь делаешь 30-2-30-2-30... Очень страшно, когда ты видишь что человек синего цвета, и тебе приходится это делать...как тебе кажется  с мертвым человеком - но слава богу он мертв не был. Потом приземлились, его забрали медики. И вот до приземления были на кухне, я не мог ни пристегнуться, не оставить его, ничего - а то он бы умер. Хотя уже на тот момент я не был уверен что он живой. Но слава богу все стало хорошо.

И вот после этого, президент компании Air Astana Питер Фостер вручил мне большую модель БОИНГА 767.В честь того что спас пассажиру жизнь. Я не горжусь этим случаем.  Потом от этого пассажира..помню его зовут Мурат... пришло письмо - он говорил что он так благодарен.

Это было давно...и уже не правда.

 

Р:  Самый лучший аэропорт мира по твоему мнению ?

А: Города Сеул, аэропорт Инчхон. Это самый крутой аэропорт в котором я был. Он организован просто совершенно! Там не бывает толпучек, никто не спрашивает тебя, где находится гейт 45 или 8 - очень хорошая индикация. Развитая транспортная сеть, структура аэропорта и он просто сделан красиво  - смотреть кайф! Сотрудники все выглядят как один - очень красиво, будто подобраны идеально. И все так волнующе.

 

Р: Что дает работа стюарда? У вас в Air Astana.

А: Работа борт проводником в нашей компании дает (даже просто работа на любой должности) 90% скидки на все авиа билеты компании. После 6 лет работы у нас вы получаете бесплатные билеты. и платите только за аэропортовские сборы.

Очень хороший соц.пакет. он включает в себя мед страховку, покрывает все расходы на здоровье. Для бортпроводников каждые 3 месяца проходит мед. комиссия; и ты постоянно в курсе, что с твоим здоровьем. Раз в два года ты проходишь тщательнейшую проверку всех систем организма. Делают 100% осмотр.

И если, скажем, по каким то причинам ты  больше не можешь летать - тебя списывают или по состоянию здоровья - авиакомпания обязана предоставить место работы. В офисе например. То есть без работы не останешься. Хоть ты руку потеряй, но работа у тебя будет.  Еще очень хорошая система транспортировки - всех приводят и увозят. С работы и на работу.

________________

Вот такие откровения получились со старшим стюардом Air Astana. Было конечно еще то, что он просил никому не рассказывать - а то его уволить могли за распространение подобной информации.

В любом случае, такова она жизнь бортпроводников - динамика и движение, сотни разных лиц в день, новые города и локации, отчасти романтика, и  с другой стороны здоровье быстро портиться в небе. Но, может, вид сверху и вправду лучше?

Оцените пост

11
Дальше