Yvision.kzYvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
8
21:07, 19 апреля 2014

Почему в Казахстане запретили «Нимфоманку»

Blog post image

Не так давно прошла премьера последнего фильма Ларса фон Триера «Нимфоманка», названная самим режиссером заключительной частью трилогии депрессии. Фильм был встречен хорошо и пользовался спросом во многих странах мира, в том числе и России. Однако до Казахстана картина фон Триера так и не дошла (Официальной причины – нет, в неофициальных беседах представители кинотеатров ссылаются на запрет Министерства культуры и информации). Причина столь строго запрета для «Нимфоманки» во многом понятна. Ларс фон Триер любит рисковать, вспомнить хотя бы его изгнание с Каннского фестиваля в 2011 году, когда режиссер позволил себе чуть больше чем следовало. «Нимфоманка» тоже своего рода риск, но риск вынужденный и во многом необходимый.

Blog post image

Этот фильм, также как и, скажем, «Заводной апельсин» Стенли Кубрика, скорее исследует и разъясняет, чем надругается. Скорее размышляет, чем издевается. Фон Триер, как и Кубрик, прибегает к самым откровенным образам, но делает это не ради эпатажа. Кубрик снимал кино о природе человеческой агрессии, Триер исследует сексуальность. Но Триер в отличие от Кубрика берет тему широко, по сути снимая кино о людских предрассудках и все это на примере нимфомании. Этим и объясняется хронометраж (четыре часа), этим объясняется откровенность. Режиссер ставит своих зрителей перед выбором, получить нравственный шок (излюбленный прием режиссера), либо понять авторскую точку зрения и посмеяться вместе с ним. Ирония же для Казахстана заключается в том, что под запретом оказался фильм, который сам же эти запреты и исследует. Причем запрет можно воспринять не иначе как упрек, упрек не фильму фон Триера, но Казахстану в целом. Не готовы мы еще к такому, рано нам.

Blog post image

О фильме.

Гуманитарий - музыкант и просто бунтарка (Шарлотта Генсбур), и ее названный друг технарь-эрудит и рыболов (Стеллан Скарскард) ненавязчиво беседуют весь фильм, представляя из себя две крайности: чувство и логику. Девушка рассказывает, мужчина анализирует, мы синтезируем и делаем выводы – на этом построен фильм.

Собственно, вся первая часть фильма – это кинокомедия, легкая, бурлескная, оторванная от жизни и вместе с тем невероятно живая. Фильм изобилует яркими сценами под хороший саундтрек, представляясь чем-то не совсем типичным для режиссера. Это уже не догма-95, но вполне профессиональное, столь же качественное, сколь и несерьезное кино. Режиссер сравнивает отстраненные вещи с блеском, словно член труппы Монти Пайтон, потешаясь казалось бы над всем подряд. Ряд Фибоначчи, золотое сечение, теория рыбной ловли, музыка Баха и Бетховена. Фон Триер использует любой предлог лишь бы позабавить зрителя (Эпизод с Умай Турман заслуживает отдельного упоминания), заманивая его в нравственную ловушку, сравнивая одно с другим.

Blog post image

Вторая же часть представляет из себя кино более трагичное. Здесь режиссер больше не потешается над своей героиней, но доводит ее страсти до тотального разложения. Маниакальность сменяет желание, а депрессивность становится ключевой нитью рассказа. Впрочем, депрессия присутствовала и в первой части фильма, несколько выбиваясь из общего повествования. Режиссер нарочно пускает эту главу в ч/б. Но во второй части депрессия изображена уже без прикрас, жутко, страстно и больно. История нимфоманки словно закручивается в тугой узел пройдя все стадии добра и зла, уничтожая все на своем пути, в том числе и саму героиню. Однако злой гения фон Триера и здесь умудряется воткнуть саркастичный смешок, порой выдумывая на ходу, порой ссылаясь к своим прошлым лентам. В «Нимфоманке» присутствуют и «Рассекая волны» и «Антихрист», будто копирующий самого себя в одном из эпизодов. Отдельного упоминания заслуживает финал, своеобразный перевертыш шедеврального «Догвилля», нарочно поданный в комичном ключе. Триер бы не был собой если бы закончил картину иначе.

Blog post image

Но не смотря на все вышесказанное «Нимфоманка» не лучший фильм Триера. Безусловно, самый технически совершенный, самый прямолинейный, но и самый коммерческий. Здесь нет того Триера идеалиста точно знающего границы добра и зла, нет провокатора и борца против системы и несправедливости, но нет в нем и бесстрастия. Фон Триер пытается быть безучастным и невозмутимым исследователем, но делает это грубо, словно работая не на себя, как было раньше, но для широкой аудитории, для масс. Это и делает «Нимфоманку» столь многословной и столь поучительной. Впрочем, как говорила героиня фильма в самом начале, это нравственная история.

8