Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
23:34, 16 апреля 2014

Бьют женщину, или Очевидное и вероятное

Накануне 15-летия Дима поставил вопрос ребром: должен ли он дрожать от зависти к счастливым обладателям Sony PlayStation, или тоже имеет право на маленькие радости уходящего детства. Википедия довела до сведения родителей, что к концу прошлого года таких «Сонек» продано порядка 80 млн., поэтому пришлось им поднапрячься и, чтобы не плестись позади планеты всей, купить чаду вожделенную игровую приставку.

Нешуточная цена компенсировалась безграничным восторгом именинника, сразу оккупировавшего зал, диван и самый большой телевизор. Чтобы остальные обитатели квартиры были лояльны, мальчик начал каждый день выносить мусор, три раза в неделю пылесосить и иногда убирать за котом. Первый инцидент произошел с папой, который, согнав сына на пол, расположился на диване со своим планшетом. Красочная подвижная картинка на большом экране, разумеется, не могла не привлечь его внимание. И увидел он, как герой, управляемый так знакомым ему игроком, вместо того, чтобы заплатить за хот-дог, ударил молодую продавщицу так, что она отлетела на другую сторону улицы.

Беседа на тему «Как ты мог ударить девочку?» не заладилась. Мальчик твердил о потраченных на вооружение деньгах, а папа понимал, что сын знает, что и он в Сети играет совсем не в шахматы, а с мамой они порой выясняют отношения на основе гендерного равноправия, громко и лексически разнообразно. В итоге отец заставил сына переиграть эпизод и ретировался.

Через несколько дней Дима с другом не заметили заглянувшую и застывшую в дверях маму. Окаменеть было с чего: на экране брутальный детина пинал не пытавшуюся защищаться, лежащую женщину, которую ребята, подбадривая молодчика, называли именем учительницы литературы. «Литературы! Учителя словесности! – жаловалась через пять минут в трубку огорченная мамаша, напирая на преподаваемый жертвой предмет, словно знание математики или биологии заслуживало подобной расправы. – Нормальная же тетка, ее уважают, цветы на Восьмое марта дарили. И мальчишки они нормальные, добрые, котика нашего любят». Вопрос, почему она пошла звонить, а не вырубила консоль и не разогнала игроманов, вызвал растерянность: «А толку-то? Димка, когда не хочет, никого не слышит, я уйду, они все равно будут играть…»

О вреде и пользе компьютерных игр рассуждать поздно. Наверное, у тех, кто играет, глаз зорче, скорость реакции выше, да и не запретишь все эти стрелялки-бродилки, потому что дети будут отстаивать свои права на них, как их отцы и деды боролись за какие-нибудь джинсы и магнитофоны. Мы вот тоже в детстве шокировали родителей садистскими стишками про девочку, которая в поле гранату нашла, и бегали, несмотря на запреты, смотреть «Однажды в Америке». И вроде бы ничего. Стишки те давно опубликованы и забыты, гангстерский фильм Серджо Леоне – классика жанра, а в Японии, ну все же знают, в офисах устанавливают кукол-начальников, которых можно поколотить от избытка чувств. Называется подобное стрессотерапией и «культурой агрессивности».

Разумеется, не факт, что, победив экранных врагов, игрок выйдет на улицу и начнет отрабатывать виртуальные навыки на практике. Но и то, что он восхитится красотой и дружелюбностью окружающего мира, не факт тоже. Сочинения-описания и сочинения-рассуждения школьникам писать труднее год от года, отвыкают они созерцать и размышлять, им сподручнее действовать по принципу «Что тут думать? Прыгать надо!». В анекдоте, увы, человек проиграл обезьяне в способности анализировать и адаптироваться к предлагаемым обстоятельствам.

Что делать мамам миллионов димок?.. Мир не переделаешь, однако не может не тревожить, что в популярных играх условных монстров все чаще заменяют «конкретные противники», моделируются сюжеты, основанные на исторических событиях, причем недавнего прошлого. Слишком многое мы потенциально готовы допустить, чтобы не менять удобные правила общежития. Говорить о том, что такое хорошо и что такое плохо, скучно и малорезультативно. Это очевидно. Как очевидна вероятность запутаться в категориях добра и зла, свободы и вседозволенности, в правах сильного и слабого. Запутаться реально и глобально, без возможности сыграть игру заново.

Наталья КУРПЯКОВА

0
134
0