Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 771 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
02:36, 15 апреля 2014

Казахстан на рынке ИТ: Астана или Алматы – кто лидер?

Blog post image

В региональном разрезе модель информатизации Казахстана напоминает российскую, что в целом характерно для всех государств на постсоветском пространстве. Регионы более или менее находятся на одном уровне по освоению ИТ, а на их фоне явно выделяются столицы. Подобно тому, как в России значительная часть освоения ИТ приходится на Москву и Санкт-Петербург, в Казахстане по уровню ИТ-развитию выделяются новая и старая столицы – Астана и Алматы. 

Переходя уже к специфике, собственно, Казахстана, очевидно, что в сфере ИТ лидерство, причем существенное, принадлежит старой столице – Алматы. Например, на каждую из областей Казахстана приходится в среднем от 3 до 8% имеющихся на предприятиях ПК, на долю же столиц приходится основная их часть, причем на Алматы - 25,5%, на Астану – всего 7,8%.

ИТ-конкуренция двух столиц


Из 541 тысячи компьютеров, зарегистрированных на предприятиях, Астане принадлежит 138 тысяч, Алматы – всего 42 тысячи, что является средним показателем по отдельно взятой области республики. Разрыв значительный – здесь сказывается молодость Астаны, тогда как Алматы в течение многих десятилетии развивалась как экономический, культурный и политический центр Казахстана. Трудно сказать, насколько долго будет сохраняться такая структура лидерства, но можно отметить, что развитие Астаны идет гораздо интенсивнее (что, впрочем, вполне естественно). Если 6 лет назад количество ПК на предприятиях Астаны было в 37 раз меньше, чем на предприятиях Алматы, то по итогам 2009 года этот разрыв сократился до 3,3 раз.

Похожая ситуация по освоению предприятиями ресурсов интернет. По этому показателю разрыв между Астаной и Алматы ещё сильнее в пользу последней - 25,5% предприятий Казахстана, использующих интернет – это предприятия Алматы, на Астану приходится лишь доля в 5%. Разрыв и по этом показателю постепенно сокращается, хотя и более медленными темпами. В 2004 году разрыв между Алматы и Астаной по уровню использования предприятиями Интернет был 9,7 раз, в 2009 году – 5,8 раз.

 

Региональный разрез


По динамике освоениями предприятиями ИТ лидируют Акмолинская, Алматинская, Южно-Казахстанская, Мангистауская, Атырауская области, г. Астана. Например, за период 2004-2009 гг. количество предприятий, использующих ПК в Алматинской области, увеличился в 94 раза, в Астане – в 119 раз, в Южно-Казахстанской области – в 40 раз, в Акмолинской -  в 37 раз. Рост количества предприятий, использующих интернет, за тот же период в Мангистауской области составил 34 раза, в Атырауской области – 26 раз, в Астане – 29 раз.

Более ровно выглядит ситуация с уровнем компьютерной грамотности в различных областях Казахстана. В большинстве из них уровень владения компьютером, классифицируемый как «обычный пользователь» составляет 60-70%, в Астане эта цифра приближается к 90%. Однако, если судить об уровне компьютерной по доле наиболее квалифицированных пользователей (в классификации госстатистики Казахстана – «опытный пользователь»), то по доле этой категории населения вновь заметно лидирует Алматы – этот показатель в Алматы составляет 16,3%, тогда как в Астане – 6,9%. 

Причем в Астане, как ни странно, этот показатель самый низкий в республике. В других областях доля лиц, классифицированных как «опытный пользователь» составляет 11-15%, исключение составляют Северо-Казахстанская и Актюбинская области – в этих областях этот показатель столь же низкий, как и в Астане. 

До 2008 года уровень компьютерной грамотности населения в Казахстане измерялся с дополнительной градацией – «владение компьютером на уровне программиста». Эта категория населения в Алматы составила в 2008 году 3,2% населения, что в 1,9 раз выше, чем в среднем по Казахстану, и в 16 раз выше, чем в Астане.

Наконец, важным показателем характера информатизации является цели использования ИТ предприятиями и населением. Обратимся к распределению регионов по показателю «цели использования интернет».

Blog post image

Как бы все это не менялось, ясно одно - надо продвигаться в Интернете.

0
463
0