Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
20:35, 11 апреля 2014

Первый мститель vs Дон Жуан

Самое ожидаемое событие прошедшего года «Первый мститель. Другая война»?  Отнюдь! Для кого-то это комическая опера В.Моцарта «Дон Жуан», либретто Лоренце да Понте именно в таком составе, как это было 6 апреля 2014 года. Когда в роли Дон Жуана - Дулат Токанов, Лепорелло – Таир Тажигулов, Донна Анна – Елена Низамутдинова, Донна Эльвира – Дина Дютмагамбетова. Ну и Дон Оттавио – Мурат Шалабаев, Мазетто – Серик Аукатов, Церлина – Гульнар Сакышева. Во время увертюры танцевали Амир Жексембек, А. Абильгазина и еще две девушки.

Причем Марвелловский фильм достаточно посмотреть один раз. Моцартовское произведение можно уже местами знать наизусть в оригинале, но хочется впитывать всей поверхностью еще и еще.

Кто-то скажет, что в опере маловато спецэффектов и рушащихся небоскребов. 6 апреля все было. Это непередаваемое ощущение, когда опустилась тонкая занавесь, чтобы сменился вид для новой картины, пока Церлина залечит раны Мазетто на промежутке в один метр от края сцены, как вдруг что-то огромное в глубине сцены с невероятным грохотом упало. Да еще так, что пыль пошла из-под краев этого черного невесомого полотна. Радует то, что не было криков, т.е. предполагаю, что обошлось без жертв. Хорошо, что современные декорации такие легкие. Если бы подобное случилось во время «Трубадура», так легко бы не отделались. Поразительно то, что не было криков. Если бы за моей спиной что-то так грохнулось, я бы точно взвизгнула от неожиданности и сделала хотя бы несколько шагов в другую сторону. Даже не успев ничего обдумать. Церлина с Мазетто посмотрели на невозмутимого Нурлана Жарасова за пультом дирижера и продолжили спектакль без заминки. Только немного отодвинулись на случай, если там еще не все упало. Помните квартет из «Титаника»? Музыканты, исполняющие классическую подбадривающую музыку во время всеобщей паники? Это не выдуманная красивость. Оказывается, на самом деле так и есть. Наверное, они проходят особую спецподготовку по воспитанию духа и чувств. Несколько лет назад открыла для себя мир, параллельный цифрам, доходности и анализу, а именно удивительное Зазеркалье под названием Казахская национальная консерватория имени Курмангазы. Туда для простых смертных приоткрывается полог на время концертов в камерном зале. Вы не поверите! Там в туалетах из динамиков звучит классическая музыка! Проходишь мимо учебных классов, а из-за дверей слышно, как поют или играют на инструментах. Экономико-математическим моделированием и теорией вероятности занимаются тихо. Всяческое музицирование по время учебного процесса в других ВУЗах – это как минимум нарушение дисциплины. Тогда подумалось, что сюда стоит поступить. Пусть бы выгнали максимум через год, ибо талантами не обладаю. Но зато это время можно было бы находиться в совершенно потустороннем мире… Правда, меня бы туда и не взяли J

Но вернемся к опере. Есть люди, которых в Марвелловских фильмах привлекает эротизм. А, дескать, откуда же ему взяться в государственном академическом театре? Поверьте, тут единственный вопрос в том, на кого прийти. Если повезло и на сцене Дулат Токанов, то кроме чарующего баритона Вы насладитесь даже не игрой. Вы станете свидетелем кусочка жизни персонажа, находящегося в своей реальности. Причем ему одинаково прекрасно удаются образы героев, злодеев, людей, которых в другом исполнении мы бы даже не заметили, потому что они предполагались как проходные. И особенно хорошо удается любовная тема. А роль Дон Жуана – это просто квинтэссенция того, что он проявлял до этого. Казалось бы, что актерство предполагает искренность во всех ипостасях, однако стоить заметить, что, как правило, так как сказать натренирована одна из сторон. Например, великолепная Анна - Елена Низамутдинова неподражаемо передает трагизм ситуации. Дважды ее слушала в Дон Жуане. Ее горе и призыв к мести заражают своей болью и заставляют прочувствовать все изнутри. В Травиате сцены счастья и любви не так убедительны, как отчаянье, начавшееся в дуэте с Жоржем Жермоном и протянутое до конца. А Дулат Токанов с достоинством любит в «Мадам Баттерфляй», нежен в «Ер Таргыне», игрив в «Абае», пылок в «Айсулу», безнадежен в «Биржан Сара». В «Дон Жуане» его страсть подобна коту, попавшему в магазин колбас и сливок. Кот чувствует вкуснятину, она его заводит, но стоит задача выпросить или просто забрать ее. Сцена соблазнения Церлины яркий тому пример. Причем девушка в образе простушки-крестьянки, почти Снегурочки на детском утреннике, разводящей руками в стороны и искренне вопрошающей – ну где же Дед Мороз? И вот это наивное чудо Дон Жуан завораживающим голосом и ласками уговорил и практически увел. Да что уж там. Мы всем залом чуть не ушли за ним в этот неведомый домик. Потому что у большинства обычных людей заслонка между видимым и настоящим находится совсем близко к поверхности. Нам хватает чуть-чуть и вот она точка невозврата. А господин Токанов может вот так прямо на сцене без дублей дойти почти до края в соблазнении и вернуться в исходную позицию с появлением Мазетто. Поразительно! И самое удивительное, что не имеет значения к кому обращены всего его слова любви и нежные взгляды. Он одинаково трепетно берет за руку и актрису в возрасте, и молодую наивную, и зрелую статную. Прямо истинный Дон Жуан, которого описывает Лепорелло в своей второй арии. Что все равно – баронесса, принцесса, служанка, крестьянка, высокая, маленькая, худая или пухленькая. Блондинка или брюнетка. Страсть, как и многое другое, это внутреннее состояние, особо независимое от внешнего. Единственный случай, когда его лицо кривится при виде женщины – это Элеонора. Но так прописано по либретто, и к тому же он все равно при обращении к ней включает свой поток флюидов и обворожительный тембр.

Лепорелло же даже не столько слуга, сколько компаньон по забавам. Удивительный артист Таир Тажигулов. До этого видела его в роли Сырттана – уважаемого седовласого судьи в «Абае». И это действительно был старец с сочным густым баритоном. Здесь же он совершенно молодой человек, будто чего-то стесняющийся. Хотя совершенно напрасно. Внутри его что-то бушует, и это надо выпустить, чтобы вплоть до балконов всех снесло темпераментом. Достойный голос для этого есть. И да, действительно, когда на ключевых ролях баритон с басом – это, извините, просто офигительно!  Myma называла специальный термин, что-то вроде «тембрональная разница», которая именно в этом случае дает такой эффект. Но я, все-таки, ненастоящий сварщик. И оперировать понятиями театральных критиков – знатоков оперы не буду.

Есть в Дон Жуане что-то до конца нераскрытое. Его упорное непокаяние, которое определило выбор между жизнью и смертью. Можно привести массу умозаключений, но мне хочется именно прочувствовать все мотивы и предпосылки. 6 апреля спектакль был закончен в концертном варианте на промежутке 1 метр от края сцены. Актерам пришлось срочно на ходу перестраивать регонсценировку, изображать пир без реквизитов. Возможно, что-то потерялось. Поэтому буду ждать следующего спектакля, в котором увижу что-то новое. А любители комиксовой блокбастерщины пусть смотрят одни и те же смонтированные и прилизанные кадры в формате HD.

1
289
6