Многие его любят и знают по таким кинокартинам, как "Асса", "Сто лет после детства", "Станционный смотритель". Он отрицает Голливуд, а культуру современного кино считает лишь способом добывания денег.
Спустя 15 лет культовый советский и российский кинорежиссер Сергей Соловьев вновь посетил Алматы, чтобы активно поучаствовать в программе проходящего в те дни кинофестиваля "Евразия", встретиться со старыми друзьями, провести мастер-класс для молодых кинематографистов, побеседовать с журналистами, а также поблагодарить казахскую землю, за ту доброту и щедрость, что она проявила в советское время по отношению к другим народностям.
Упустить возможность лично присутствовать и задать вопросы на мастер-классе режиссера я конечно же не смогла. Соловьев оказался весьма интересной личностью, с немного странным своим специфичным видением кино и окружающего мира. Он говорил о Голливуде и современности кинематографа, дал советы, немного сказал о Викторе Цое и даже проговорился о критериях отбора своих студентов.
Бодро войдя в зал, Соловьев устроился рядом со своим уже бывшим учеником, а ныне коллегой - казахстанским режиссером Талгатом Теменовым и незамедлительно начал свою речь. После небольшого мастера-класса на котором в своей основе присутствовали студенты-кинематографисты, режиссер с нескрываемым интересом выслушивал вопросы и с удовольствием давал на них ответы. Шутил он много, всматривался в лица присутствющих. Но все же один вопрос он оставил без ответа:
- Как Вы относитесь к религии и вероисповеданиям в целом? - спросил один молодой человек.
- Пожалуй об этом я поговорю лишь с представителями духовенства,- сказал, как отрезал режиссер.
Последующий рассказ состоявшегося мастер-класса Сергея Соловьева, передам словами самого режиссера:
"Я думал, что компромисс с властью нашел, когда пришёл Горбачев"
Я думал, что компромисс с властью нашел, когда пришёл Горбачев, подумал: "Наконец кто-то адекватный", но вскоре понял, что умственно повелся... это всё чушь! Самое главное - не давайте себя съесть, на самом деле, это не сложно.
Помню, как меня выгнали из кино за фильм "Егор Булычов и другие"... Да, так и сказали "За проф непригодность!", даже пропуска лишили на "Мосфильм". Тогда я пошел на телевидение и снял "Дистанционный смотритель". Фильму присудили третью категорию, кто не знает, третья категория - это когда нигде показывать не будут и денег не дадут никаких. Тогда и из ТВ меня выгнали, и я подумал: "Захерачу про пионеров! Ну не смогут они меня с "пионерами" по миру пустить". Так я и снял "Сто лет после детства".
"К Гребенщикову я отношусь идеально..."
Когда я впервые услышал песню Цоя "Когда твоя девушка больна" (напевает притопывая ногой), я ничего сообразил абсолютно! Я не знал Цоя хорошо. И только, когда я заканчивал "Одноклассников" (фильм 2010 года - прим.автора), только тогда, я начал понимать смысл.
Кстати, к Гребенщикову я отношусь идеально, правда мы не видимся годами. А так, замечательно!
Что касается Высоцкого... Высоцкий - это отражение целой эпохи.
"Достоевского читать я не могу"
По поводу книг... читаю всё, правда вы удивитесь, но Достоевского читать я не могу, дохожу до четвертой страницы и всё (разводит руками) не "идет". Просто, когда читаешь, понять нужно "идет" или нет, читаешь и все.
"...эти фотографии - моё жизненное зеркало"
Однажды мне сделали просто сумасшедший подарок. Издательство "Белый Город" издало книгу-фотоальбом "Жизнь со скоростью в одну сотую секунду", где собраны мои фотографии и каждая фотография очень дорога мне. Ведь я начал фотографировать с восьми лет. Эта книга, эти фотографии - моё зеркало, там повсюду рассыпано искусство.
"...пусть работает над собой, а потом придёт снова"
Набирать режиссеров по внешним признакам - и есть моя главная педагогика. Да, а что такое? Хорошенькая девушка - значит брать, не очень - пусть работает над собой, а потом придёт снова.
"Культура современного кино - нарубить максимальное количество бабла"
Голливуд - это забивание головы, штампы и они - это лучшее, что может нам дать сегодня массовые фильмы.
Современное время - время массовой чуши. Повсюду чушь! В кино рыночные отношения тесно взаимодействуют с культурой, а культура сегодня состоит в том, как нарубить бабла... максимальное количество бабла. Все дело в обществе, тут вокруг жлобство, раньше такого жлобства не было.
"Вы - поколение "тыкальщиков"
Чем современное поколение молодых отличается от прошлого... (задумался) да ничем! Только тыкаете в эти свои телефоны, компьютеры целыми днями, вы -поколение "тыкальщиков"! В остальном вы такие же, такое же количество профессиональных людей. И еще, наверно цензура власти жестче, нежели в наши времена, и один единственный цензурный инструмент - деньги.
Сегодня конечно есть хорошие кинокартины, и одна из них "Портрет в сумерках" (прим.автора - микро-бюджетный фильм режиссера Ангелины Никоновой снятый на 2 фотоаппарата Canon EOS 5D Mark II за 29 дней). Это абсолютный шедевр! Но самый кайф для меня - это студенческие работы.
"Обратитесь к историям своих семей"
У великого итальянского драматурга Чезаре Дзаваттини есть маленькая книжка о принципах драматургии в которой он пишет "Самый замечательный сюжет, который я знаю..." Сюжет! А мы ведь все время болтаем про какой то экшн-шмекшн, как какие-то дрессированные болванчики. Так вот, он говорит: "Самый замечательный сюжет - как в послевоенные годы сын своему отцу покупает пару ботинок". Это великий сюжет! Да, там и есть истина, а не какой-то экшн-шмекш, ведь эти экшны - глупости в которые верят наивные продюсеры.
Если вас интересует идея в кинематографе, отвечу - обратитесь к историям своих семей.
"В каком жанре история вашей жизни?"
Вот смотрите вы полтора часа комедию и смеетесь "Ха-ха-ха!" (громко хохочет). или трагедию и рыдаете. Это идиотизм. Подумайте и ответьте, в каком жанре история вашей жизни? (оглядывает присутствующих). Ни в каком. Сама жизнь - это целый жанр.