Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
02:34, 10 апреля 2014

ПИСЬМО ЧЕТВЕРТОЕ: ВОТ ТАКАЯ «АРИФМЕТИКА» ИЛИ ПОЧЕМУ НА НАШЕМ ТЕЛЕВИДЕНИИ НЕТ МЕСТА ДЛЯ СПИЛБЕРГА?

…Подрались как-то прошлой весной на ночном перекрестке  двое молодых толстяков  в черных бейсболках, в черных очках, в черных джинсах и куртках, в черных майках,  в черных остроносых замшевых сапогах. Владельцы черных «Лэндкрузеров». И было это, естественно – в Алма-Ате. Сам видел.

Это я к тому, что речь в сегодняшнем письме пойдет о провинциальности, подражании, вторичности и «псевдотрендовости» ( с последним словом – круто… Прочитать-то я прочитал, а вот выговорить…)

Раньше на ТВ стыдились обезьяничанья, повторов и заимствования идей. Особенно в названиях передач. Сейчас это называют «телевизионным трэндом». Вот вцепились в слово «PRO» и понеслось…  Итак, PRO…

1.         Авто

2.         Жизнь

3.         Спорт

4.         Движение

5.         Это…

6.         Кино

7.         Weekend

8.         Net

9.         Фильм

10.       Туризм

11.       Чтения

12.       Про обзор

13.       Про образ

Круче только с «Территорией», которая:

1.         Тенге

2.         Кино

3.         Здоровья

4.         Личная

5.         Счастья

6.         ON-LINE

7.         Происшествий

8.         Криминала

9.         Cекретные

10.       Заблуждений

11.       Стиля

12.       Детства

Это так, к слову  о «креативности» молодежной ТВ-поросли.

 

Начнем с того, что провинциальность, на наш взгляд, это никакое не «гыканье» или «чоканье», (кстати, почему в казахстанских молодежных сериалах и фильмах все актеры говорят: «ЧО»?), «нетрендовость» или привычка носить старые брюки десятилетиями, а прежде всего вторичность.

Причем – добровольная. Особенно заметная в молодежных телевизионных программах (см. выше) и в тусовках якобы столичного якобы бомонда.

Провинциальность – невосприимчивость к новым ТВ-идеям. «Никто еще этого в Казахстане не делал. Не будем и мы. Пусть в столице начнут, или, там, в Америке, в России, а мы, посмотрим, прикинем, повторим…» - вот типичное рассуждение ТВ-провинциала.

Итог закономерен и на наших экранах дебютируют из года в год не самобытные  программы с  оригинальным ТВ- идеями, а какие-то российские реанимированные ТВ-выкидыши.

Копирование, заимствование всегда считалось в телевизионной среде чем-то неприличным – все равно, что расписаться в собственной неталантливости, непрофессионализме и опять-таки вторичности.

Даже работа над лицензионными проектами несла в себе какой-то душок  неполноценности – ну вот сейчас бородатые дяденьки в модных для Алма-Аты майках из Нью-Йорка, Москвы или Лондона приедут и всему (за нехилые деньги) провинциальных неумех научат.

Так было раньше.

Когда казалось, что «наученные» станут творцами.

Однако сегодня они, эти провинциальные неумехи, по-прежнему прикрывают собственную телевизионную недееспособность печальными словами: мол, все равно уже все придумано, «все ходы расписаны» и т.д.

Однако, это полный бред – что, якобы, сказать что-то новое в телевизионном искусстве невозможно.

Возможно.

Побывайте на любом из телевизионных фестивалей,  по различным поводам и темам проводимых ежегодно на просторах СНГ – вы очень многое поймете. И какие «атомные» идеи рождаются в молодых телевизионных головах, и что вытворяют операторы, дизайнеры и режиссеры с картинкой, и как какой-нибудь периферийный (не провинциальный!) Нижний Новгород, Тбилиси, Киев или Владивосток становится законодателем телевизионных новостных мод (кстати, почему   Казахстан, ранее успешно участвовавший во всех подобных  фестивалях, в последние годы перешел на  различные пафосные медиа-курултаи? Показать нечего?)

К слову сказать - даже повторение не будет постыдным, если  вы берете то, что  было в эфире 50 лет назад (в другой стране и на другом континенте), по новому переосмысливаете эти идеи, привносите в них свое  Я, то бишь -  режиссерско-редакторские видение или решаете их абсолютно по-новому, оригинально и необычно.

Ну а если  тупо брать из «соседних» каналов все – от названия до музыки конечных титров,  от манерничанья и кривляния ведущих  (это о наших доморощенных «Галкине» и «Доренко»)… извините…

 

ВСЕ ОЧЕНЬ ПРОСТО. А СКАЗКИ – ОБМАН…

   

Допустим, мы начнем фантазировать. И допустим, что история, которую я вам сейчас расскажу, никакого отношения к казахстанскому телевидению не имеет.

И в третий раз допустим, что нас в редакции четверо. И мы все – в руководящих креслах. Мы неталантливы, знаем это, нас  в эти кресла усадили по знакомству, мы горды тем, что мы - телевизионщики, мы пудрим всем мозги, но за  кресла и за деньги держимся крепко. Чужой нам не нужен. «Даже с самыми интересными идеями?» – спросите вы, слушающие этот фантастический рассказ.

«Тем более – с его интересными  идеями!» - ответим мы.

Почему он нам не нужен? А из-за арифметики.

Поделите*** тысячи долларов на  четверых. Поделили?  И мы тоже.

И на это наши деньги. Хотя за них мы гоним такую пургу, что она даже в рейтинги не попадает, они все равно уже остаются нашими кровными.

И вот приходит некто Серик Спилберг* с мешком оригинальных идей. Нужен ли он нам?

Нет!

Нет!

Нет!

И нет!

Ведь если он придет к нам в редакцию, вновь начнется арифметика – придется делить *** тысяч уже на 5!!!!

Но даже и «арифметика» не самое главное!

А как на фоне этого проклятого Спилберга будем выглядеть мы со своими,  клонированными новостями, тоскливо-несмешным «ю-тюбным»  ржачем,  несъедобной ТВ-кулинарией и бесконечными конкурсными  танцами-обжиманцами под конкурсные песни всех городов необъятного Казахстана?

И если даже нас не погонят из нагретых по знакомству кресел, то опять начнется эта зудьба  о рейтингах и деньгах налогоплательщиков…

А если он, этот неуемный Спилберг еще потянет за собой подобных ему по мятежно-телевизионному духу, творческой фантазии и  буйному интеллекту?

Чем защитится от «Спилбергов»?

«Да у нас у самих куча идей!»

Вранье.

Нет никаких идей!

Потому что возникшая у  творческого человека идея – это мощнейший стимул к работе. Идея ему спать не дает! Она его сушит, точит, плющит и колбасит. Но самое страшное – заставляет работать.

Творческий человек работать будет  и за перспективу.

А тот,  у которого «якобы куча», работать «за перспективу» не будет никогда: «Деньги вперед! Паром протекает!»

Потому что у него творческих идей не может быть в принципе. Вернее одна есть – жадная и глупая. О которой вы легко догадались и которая, как известные уши, видны любому  казахстанскому телезрителю.

     

ТАК В ЧЕМ ЖЕ ДЕЛО? ИЛИ  «БIЛIМ» ВАМ В ПОДТВЕРЖДЕНИЕ…

 

Допустим, мы опять начнем фантазировать. И допустим, предположим как рождаются  телеканалы в Казахстане…

…Все начинается  с плачущих статьями  публицистов. Из их стенаний шокированная публика узнает, что – все есть у нас на телевидении, а вот этого у нас нет! Вот в других странах есть, а у нас, богатых – нет.  А тут еще эта привязавшаяся «информационная безопасность»…

Ну ладно - говорят на верху - возьмите деньги.

Затем следует громкая презентация, на которой нам говорят: «ВОТ ЧТО вас ждет, ребята, вы просто упадете…»

Потом (зачем-то скромно) – «мы сначала немножко повещаем где-нибудь в уголке, в интернете, или с утречка - в тестовом режиме. Вы к нам привыкнете – мы к вам.  Мы деньги начнем осваивать, а  вы приготовьтесь вкушать наши будущие телевизионные пироги и т.д.

Затем канал начинает вещать, и мы видим, что пирогов нет.

Вернее они были, но другие, и видимо в другом месте и в другой  упаковке. И вероятно  их кто-то  жадно сожрал…

Короче, очень «скромно» начинает вещать канал и мы видим  то, что видели  всегда:  серость и убогость, (даже без потуг на креативность),  «замыленный               операторский глаз», судорожных непрофессиональных ведущих, графику 80-х годов, полное отсутствие системности и структурности в осмыслении и подаче любой темы, абсолютно неактуальный контент, хаос эфирной сетки.

Короче: «Вали кулем – там разберем!».

А в титрах ТВ-поделок – давно известные имена продюсеров и их центров,  с их давно известной стилистикой, ведущими, прихватами и прибамбасами.

Спросите о мечте любой молодежной творческой телевизионной тусовки.  «Получить свой канал, свое телевизионное поле, на котором  взорвутся фонтаны наших идей; поле, где каждый сможет родить и  вырастить своего «телевизионного ребенка» - талантливого и непохожего на других». Примерно такое я услышал недавно от весьма симпатичной ТВ-компании.  Пафосно, но искренне.

И вот открывается ТК «Бiлiм». То есть, по сути – сбывается мечта талантливых и молодых?

Не сбывается.

И «Бiлiм» закрывается. Остаются вопросы. Их множество и они очень актуальны.

Меня, как телезрителя и исправного налогоплательщика, прежде всего интересует вот эти:

Почему казахстанские школьники не получили современного, актуального, полного инновационных идей телевизионного помощника в обучении?

Где новые «телевизионные люди»?

Где хулиганы от ТВ?

Где взлет их идей и закономерные падения?

Почему на ТВ каналы заходят одни и те же «профессионалы»? Почему их так любят на этих каналах и не ищут новых, настоящих? Почему не сравниваются количество выплаченных бюджетов с рейтингами?

Кто принимает решения о КАЧЕСТВЕ закупаемого контента на государственных каналах и о тех, кто это качество должен обеспечить?  Почему  провал следует за провалом и ничего не меняется десятилетиями?  Почему у нас нет публичного конкурса   концепций телевизионных каналов, телепередач, направлений и т.д.?

К сожалению, уверен, что ответов   мы в ближайшее время не услышим…

Почему? А из-за «арифметики»…

   

В погоне за «блохой»

 

Телевидение (обязательно и по умолчанию) подразумевает хорошее знание того языка, на котором вы вещаете. Казахского, если вещаете на казахском, английского – если  вещаете на английском. И, соответственно – русскому-русское. Кстати, знать хорошо этот язык,  должны не только редакторы или журналисты, но и  телевизионщики технического звена – операторы и осветители и т.д. Такова работа. Это она обязывает, ее специфика.

 

Любят молодые журналисты в новогодних или юбилейных программах показывать подборки своих ляпов – ошибок в стендапах, смешных случаев во время сьемок. После просмотра некоторых каналов, как мне кажется, делать этого не стоит. Утрируя несомненно, все-таки  выскажем мысль, что современное казахстанское ТВ – это вообще  очень большой ляп. Судите сами…,

 

«Отсюда, с высоты Чимбулака, свыше двух тысяч метров до поверхности океана» 24 КЗ, «Большие города»

«Нет приятнее зрелища, чем взглянуть, как вечерами алмаатинцы разбредаются по своим домам и начинается вот такое зрелище»

24 KZ «Большие города», там же.

Вообще, в этой программе «все в порядке» как с «фрагментарностью мышления», так и с хорошим вкусом и журналистской этикой.

«Большие города» – ноябрь 2013 года.

Город Текели.

Журналист  берет интервью в проходке с героем. Все бы хорошо, и человек отвечает дельно. Однако журналист на две головы выше интервьюируемого. Для чего это сделано? Это же творческий и операторский брак и такое соотношение в росте в кадре   уместно в лишь  телефельетоне или в чем-то подобном. Наверное, интервьюируемый, глядя на себя в эфире, тоже весело посмеялся, как и «приколовшаяся» команда «Больших городов»…

Вообще эта передача (на мой сугубо личный взгляд) очень хаотична. Журналиста бросает из стороны в стороны - от горняков до лазанья  в школьном спортзале по стенкам. Словом - практически ничего я, зритель, о большом городе Текели так и не узнал. Скорее вышло:  «посмотрите - какой я высокий!  А как пытаюсь лазить по стенкам? Увы, а вот бегать не смог..».

Может быть - к счастью…

А закадровый текст: Чего говорить, но здесь тренировались  такие знаменитости…

А вот Павлодар: « В глаза бросается атмосфера какой-то культурной жизни…

Именно в  этой программе «раскованный в хлам» ведущий может, пожирая эклер, спокойно похвалить угостивших его павлодарцев:  «У… Угадывают же… негодяи!..»

24 KZ, 1 ноября 2013

 

«… достаточно одной искры, чтобы произошел взрыв. Так и произошло» КТК «Хроники недели», 4 ноября 2013

«Машина буквально наделась на отбойник» «Рейдер», КТК 5 ноября 2013

«… с каждой минутой огонь завоевывал все новые территории здания» СТВ, Территория происшествий, 4 ноября 2013

«… машина упала в канал, по которому течет речка» Рейдер, КтК, 24 октября 2013

«…отец пришел с работы, сын пришел со школы» Казахстан Тамаша Бiлiм, 27 октября 2013 г.

« В ЗКО 150 тысяч человек находятся под влиянием двух ядерных полигонов» 25 сентября « 24 KZ»

«К сожалению, удар был такой силы, что женщина потеряла обе ноги» Евразия, 112, 16 октября 2013 г.

«Подросток переходного возраста» «Информбюро» . 31 канал, 27 августа 2013

ПрЕумножаем ценности. Банк Центрокредит (рекламные титры)

«Истязала ВИЧ-положительного ребенка» «Информбюро» 31 канал, 27 августа 2013

«С самого детства он патологически не мог врать…» Первый Евразия  14 августа 2013

«Берем кипяток, который у нас в чайнике нагретый… Ведущий рекламной передачи, ТАН, 14 августа 2013

«С корнем вырванное колесо…» 112, Евразия, 13 августа 2013 г.

«Нужно было подумать, прежде чем принимать скоропостижное решение». Новости ТК  МИР 9 июля

«Автобус не справился с управлением…» ЗКТ «Вечерние новости» КТК 24 июня 2013

«…состоит на учете, имеет дважды судимость…» «Разберемся» ТАН 1 августа.

«Вечер пятницы - самое время строить планы на выходные. Кто до этого еще не успел…» Евразия. Новости, диктор, 28 июня 2013

«потухли свечи…» (может быть все-таки: «Погасли свечи?») (рубрика Культура 24 КЗ)

«…На другую ногу нужна операция» (ЗКТ «Информбюро» 31 канал, 29 мая 2012)

«Механическая асфИкция» там же

«… утром трое молодых парней» программа 112 «Евразия» и далее там:

«…оказался на больничной койке с раненной ногой»

«Будущая ячейка общества мусорят на улице»

«Взял под кредит в залог магазина»

«Выяснено несколько фактов нелегального казино»

«Не могли представить даже в самом страшном сне»

«Одна из стеклянных тар едва не попала ему в лицо»

«Под давлением бая он уходит в среду рыбаков» (титры на ТК «Бiлiм»)

«Оскорбившись за всех женщин, извините, Казахстана…» Из выступления гостя в передаче «БлогПост» СТВ

«На этой грациозной ноте…» -читает ведущий  телеканала «Муззон» 21 мая 2013

«- Ну, любит Аксель из «ГанзРоуз» волосы свои роскошные подпоясывать… Ведущий на «Муззоне» 22 мая 2013

«Самолет взорвался в воздухе, разорвался на куски и упал на землю». (КТК, Вечерние новости, 3 апреля 2013)

«Тлеющее здание медиацентра» ( КТК, Вечерние новости 7 мая 2013)

«Дорожные полицейские заметили, как  машина съехала в кусты и там притихла» (ЗКТ СТВ, Свидетель)

«… в черном катафалке находится легенда британской экономики» (КТК, 17 апреля 2013 г.)

«Нюансы перестрелки» Свидетель, ТК Алматы

«Респектабельный автомобиль» (ТК Алматы)

«Узнав, что нерадивая мать хочет продать ребенка, полицейские произвели контрольную закупку». (Рейдер, КТК)

«Изнасиловали и задушили ее же колготками» (Рейдер КТК)

 

На всех каналах повсеместно «продавец» вместо  «продавщица»; «кушать» вместо «есть» - не «Мы поели» - псевдоинтеллигентно: «Мы покушали». Так и видишь оттопыренный в сторону мизинец…

   

В общем – таким путем…

 

Хотелось бы еще раз напомнить, что все высказанные мысли, естественно, не претендуют ни на какую истину в последней инстанции, а являются  сугубо личными и необъективными «Смотрящего ТВ»…

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* «СмотрящийТВ» прекрасно знает, что Спилберг никакой не телевизионщик, а кинорежиссер, да и зовут его, конечно, не Сериком… Но как хочется, чтобы эти невероятные и фантастические  «С. Спилберги», с их гениальными головами и уникальными идеями  появились на нашем ТВ!..

 
1
201
0