Происшествие с самолетом SCAT в Астане. Хроника аварий, связанных с неисправностью шасси

Татьяна Усачева 2014 M04 7
3720
5
2
0

Сегодня в 11 часов в Астане произошло авиационное происшествие с самолетом компании SCAT. Вспоминаем аналогичные случаи в мировой практике и выводы специалистов.

Сегодня в 11 часов в Астане произошло авиационное пришествие с самолетом компании SCAT. Он совершил аварийную посадку в аэропорту Астаны.

Самолет выполнял рейс "Шымкент-Астана" и должен был приземлиться в 09:25. Но после сообщения о проблемах с шасси посадка была отменена, аэропорт перекрыли для других рейсов, и началась подготовка полосы для аварийной посадки. Полосу покрыли пеной для предотвращения пожара, а к месту пришествия подъехали семь единиц пожарной техники и пять машин "Скорой помощи". В 10:57 самолет все таки удалось посадить. На борту находились 5 членов экипажа и 89 пассажиров, и никто из них не пострадал. Уже сейчас началось расследование произошедшего.

Я решила изучить историю подобных происшествий за последние несколько лет, чтобы понять, что чаще всего являлось их причиной и какие они имели последствия.

Во-первых, стоит отметить, что для компании SCAT это уже второй случай за год.

Шесть дней назад, 1 апреля у пассажирского самолета Boeing-757, следовавшего по маршруту Бангкок - Астана, при посадке в аэропорту Астаны из-за отказа тормозной системы левого шасси, произошло повреждение (стирание) всех четырех колес. Сработала "антиюзовая" сигнализация самолет был отбуксирован с полосы спецтехникой. На этом самолете, на борту находился 171 пассажир, никто из них не пострадал. Причиной пришествия видимо послужила техническая неисправность.

автор фото Николай Устинов

Еще ранее, в феврале 2013 года самолет АН-24РВ авиакомпании SCAT следовавший рейсом "Тараз - Алматы" сошел с посадочной полосы в аэропорту Алматы и вырулил на боковую полосу безопасности. Тогда причиной стал человеческий фактор - члены экипажа не соблюли скорость приземления и не выдержали направления пробега после посадки. В результате внештатной посадки, через 40 метров произошло касание поверхности грунта переднего шасси. Пройдя в аварийном режиме 580 метров, воздушное судно остановилось в снегу у обочины взлётно-посадочной полосы. Было возбуждено уголовное дело по статье "нарушение правил безопасности", а пилота приговорили к одному году ограничения свободы.

Надо отметить, что чаще всего подобные происшествия оканчиваются благополучно - без жертв. Наверное, это связано с тем, что если о неисправности известно заранее, наземные службы успевают подготовиться к аварийной посадке. Многое также зависит от действий экипажа.

Так в феврале этого года пассажирский самолет DeHavilland DHC-6 T, авиакомпании "ЧукотАвиа" при приземлении в аэропорту Анадыря сошел со взлетно-посадочной полосы. Он получил большие повреждения: были сломаны шасси, смят нос фюзеляжа. На борту самолета находились семь пассажиров и два члена экипажа, но никто не пострадал. Точные причины того инцидента еще не установили, но возможно роковую роль сыграла погода.

Сломанное шасси не раз становилось причиной аварий.

В мае 2013 года в соседнем Таджикистане, в аэропорту Худжанда аварийно приземлился лайнер авиакомпании "Таджик Эйр". Перед посадкой самолет в целях безопасности выработал запас топлива. Никто из 89 пассажиров и членов экипажа не пострадал.

В 2012 в Перми сломанное шасси заставило сесть самолет Bombardier CRG-200 авиакомпании UTair. Экипаж также выработал топливо перед приземлением.

Довольно часто подобные инциденты происходят с небольшими по количеству пассажирских мест, региональными самолетами. Но бывают и исключения, когда из-за неисправности шасси с полосы сходят и такие гиганты как Airbus A330-321.

Такой инцидент произошел в Таиланде, в сентябре 2013 года. Тогда лайнер компании Thai Airways, садившийся в аэропорту Суварнабхуми (Бангкок) выкатился с взлётно-посадочной полосы. Авиалайнер развернуло вправо и вынесло с полосы, при этом в районе правого двигателя возник пожар, быстро ликвидированный пожарной службой аэропорта. Причиной происшествия стала неисправность правой стойки шасси. Правильные действия экипажа позволили немедленно эвакуировать из самолета всех 288 пассажиров. 14 человек получили травмы в результате возникшей паники при эвакуации. Кстати, этот случай связан с мистикой. Дело в том, что ряд пассажиров утверждал, что панику в салоне прекратила таинственная стюардесса, которую после этого никто не видел. Записи камер наблюдения также ее не зафиксировали, но возникла версия, что таинственная женщина на самом деле являлась призраком одной из стюардесс, погибших 11 декабря 1998 года.

Ну и самым трагичным пришествием с выходом самолета за пределы полосы, причиной которому послужила неисправность шасси, за последние годы стала авиакатастрофа Ту-204 во Внукове. 29 декабря 2012 года самолёт Ту-204-100В при посадке в в аэропорту «Внуково» (Москва), выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, на скорости около 190 км/ч пробил ограждение аэродрома, пересёк глубокий кювет между ограждением аэродрома и проходящим вдоль него Киевским шоссе (федеральная автодорога М3 «Украина») и разрушился, разломившись на три крупные части. Носовая часть самолёта с кабиной экипажа и некоторые мелкие фрагменты вылетели на шоссе. На борту лайнера находился только экипаж, состоявший из восьми человек. Четверо из них погибли и четверо пострадали. Пострадал также и водитель одной из проезжавших по шоссе машин.

После расследования выяснилось, что при посадке не произошло одновременное обжатие обеих основных опор шасси, из-за чего отсутствовал автоматический выпуск воздушных тормозов и интерцепторов. Колесное торможение оказалось неэффективным — давление в тормоза колес подавалось только при обжатии опор шасси.

Причинами катастрофы были названо сочетание технической неисправности и человеческого фактора: разрегулировка механизма управления и блокировки реверсивного устройства обоих двигателей и неверные действия экипажа при управлении интерцепторами и реверсом тяги при посадке.

Таким образом, можно сказать, что в большинстве подобных катастроф происходит техническая неисправность. Их исход зависит уже от правильных действий пилотов и экипажа.

Оцените пост

2

Комментарии

1
В чем посыл поста? Половина перечисленных Вами неисправностей были связаны с тормозами, а непосредственно с шасси.
3
Добрый день!
Подпишите фотографию Ан-24: "автор фото - Николай Устинов" и поставьте ссылку nikk.yvision.kz Иначе это воровство получается.
0
Посыл поста в замыливании авиапроисшествия ската, типа это обыденное явление и еще надо нам поклонится им в ноги за то что никого не угробили.
0
А где автор пишет о замыливания или замолчивание авиапрошествия А/К Скатом? Как раз таки данное происшествие еще раз показало что воздушный транспорт является самым безопасным среди видов транспорта. Если сделать аналогичный пост об отказе тормозов среди автотранспорта, боюсь придется несколько писать, пока перечислишь все проишествие.
1
хм пост не очень перечисление информации без анализа и посыла, просто пиариться на актуальном интересе, а посыл о замыливание хм что тогда в вашем понимании замыливания, вы бы тогда не узнали об этом если бы его замылили))
Показать комментарии