У вас в детстве была железная дорога? Если да, то наверняка вы могли играть в нее часами. Еще бы, ведь вид миниатюрных рельсов, депо, вагончиков, особенно, когда все это приходит в движение, не может не завораживать. Хотели бы вы вновь пережить те далекие воспоминания? Или ударить в станционный колокол, которому больше ста лет? А может вам интересна история строительства и становления легендарного Турксиба? Или принцип работы телеграфного аппарат Морзе? Если хоть на один из этих вопросов вы можете ответить “да”, то в Алматы есть одно место, где можете удовлетворить свои запросы и любопытство - Алматинский железнодорожный музей. Мы продолжаем наш цикл материалов об интересных музеях и их уникальных экспонатах.
История этого учреждения начинается в 1999 году. Тогда на основе личной коллекции почетного железнодорожника и ветерана ЖД транспорта - Бейсена Шормакова был организован музей. Он разместился в здании архитектурного памятника - Управления Турксибом. Предметы, так или иначе связанные с историей развития железной дороги, присылали со всего Казахстана. Большое число ценных экспонатов пришло из музея Целинной железной дороги. В 2004 году, к столетию казахстанских железных дорог, музей переехал в новое здание алматинского офиса РГП «Казахстан Темир Жолы».
У самого входа в музей висит станционный колокол, отлитый еще в начале ХХ века. Такие колокола использовались, чтобы извещать пассажиров и прибытии (один гудок) и отправлении (два гудка) поезда. Этот бронзовый раритет стоял на первой в Казахстане ж/д станции в Уральске. Голова идет кругом, когда представишь, для скольких поколений людей он был сигналом к встрече или расставанию с близкими. Если попросить работников музея, они могут разрешить ударить в колокол.
Экспозиция начинается с зала, рассказывающего о быте казахского народа до появления первых “стальных” коней и предтечи железнодорожного сообщения - караванных торговых путях. Кстати, большинство современных участков железнодорожного полотна проложено по трассам Великого шелкового пути. Среди экспонатов - макет тележки для путешествий и раритетные фотографии караванщиков.
В числе уникальных предметов, в экспозиции музея подлинная карта “Железнодорожных, почтовых и пароходных сообщений Российской империи” 1894 года. На ней отдельно выделен первый появившийся на территории Казахстана участок железной дороги - от Покровской слободы до Уральска. Его строительство началось в 1892 году.
Следующим этапом развития ж/д сообщений стало строительство Трансказахстанской магистрали Оренбург -Ташкент. С завершения участка Оренбург-Казалинск - 1904 года ведет начало история казахстанских железных дорог. В Казалинске появилось и первое локомотивное депо.
Значительная часть экспонатов музея так или иначе связана с легендарным Турксибом. Построенная в период с 1926 по 1931 годы, Туркестано-Сибирская железная дорога стала одним из самых масштабных проектов молодого Советского государства. Строительство Турксиба одновременно началось от станции Луговой до Айна-Булака с одной стороны и от Семипалатинска с другой.
В музее хранятся настоящие инструменты рабочих, строивших Туксиб: кирки, лопаты, масляные лампы, прессы для уплотнения грунта, внушительные пилы для резки рельсов. Смотря на все это, понимаешь, каких нечеловеческих усилий стоила работа подобными примитивными инструментами, в дикой степи и при любой погоде. Строители Турксиба совершили настоящий подвиг и сдали дорогу в эксплуатацию на год раньше запланированного срока.
Отдельный уголок музея отведен под средства связи между станциями. Тут можно увидеть прекрасно сохранившийся образец печатающего устройства от телеграфного аппарата Морзе, а также использовавшиеся после Великой Отечественной войны аппараты Бодо. Железные дороги в те годы были стратегическими объектами, и для связи использовались специальные шифры, которые знали только работники станций. Посторонние не имели к ним доступа. Сигналы передавались по линиям, тянущимся вдоль рельсов.
Определенный интерес представляет полностью собранная в музее жезловая система Трегера. Она была необходима для безопасности дорог и во избежание столкновений поездов на одной линии. Экскурсоводы музея могут продемонстрировать принцип ее работы.
На каждой из станций, ограничивающих перегон, находились жезловые аппараты, в которые вложены специальные металлические жезлы. Жезлы служат разрешением на занятие соответствующего ему перегона. Жезловые аппараты связаны между собой электрической линией связи, жезлы из аппарата могут быть извлечены только, если в двух аппаратах в сумме их чётное количество (то есть два жезла вытащить невозможно). Машинист локомотива получает жезл от дежурного по станции отправления и обязан отдать дежурному по станции прибытия. Дежурный по станции прибытия, получив жезл, вращением рукоятки индуктора посылает электрический ток в аппарат станции отправления, давая разрешение на занятие перегона следующим поездом. Жезлы (металлические цилиндры с выступами в виде колец) подавались машинисту прямо на ходу с помощью проволочного кольца на длинной ручке.
Система, установленная в музее, с телефонами для связи между станциями, использовалась с 1958 года.
Заходя в крайний зал музея, ты словно попадаешь в рай для любителей масштабных моделей - тут выставлены десятки макетов локомотивов, сделанные в мельчайших деталях. Они демонстрируют полную эволюцию техники - от первых паровозов до современных сверхскоростных поездов.
Первыми паровозами в Казахстане стали машины серии Ов, ласково прозванные железнодорожниками “овечками”. Они выпускались на Коломенском заводе с 1901 года и развивали скорость всего 55 км/час.
С 1927 года начали выпускаться усовершенствованные модели паровозов серии Е. Они строились на североамериканских заводах, но по проекту русских инженеров. Такие паровозы составляли основную часть техники вплоть до конца войны. Их скорость достигала уже 75 км/час.
В 1958 году на станцию Арысь прибыл первый тепловоз. Модели ТЭ 1, ТЭ 2 и ТЭ 3, работающие на дизельном топливе, пришли на смену угольным гигантам. С тех пор, вплоть до нашего времени, конструкция тепловозов не претерпела особых изменений. Менялся только их корпус. По сути, большинство современных поездов Казахстана и других стран СНГ, приводят в движение тепловозы, являющиеся модификациями тех первых моделей.
В 62-ом году у нас появился первый электровоз модели ВЛ 80.
Завершает экспозицию современный электропоезд Тулпар.
Отдельно представлен полный макет экипировочной станции для паровозов. На таких станциях из заправляли водой, углем и сухим песком для торможения.
В музее выставлены и части настоящих паровозов. Смотря на них, понимаешь истинный масштаб этих механизмов. Достаточно взглянуть на огромный тормозной цилиндр.
Не менее массивная деталь - винтовая упряжь. Она использовалась для сцепки вагонов. Сама сцепка проводилась вручную.
Позже появилась система автосцепки.
Также на подробном макете можно изучить устройство колесной части вагонов.
Неподалеку разместилась различная техника, использовавшаяся на станциях. К примеру, можно видеть, как выгладили компостеры для выдачи билетов в кассах.
Или удивиться массивности калькуляторов периода 40-60-х годов, использовавшихся в кассах и грузовых службах.
А вот такими были телефонные аппараты, стоящие в кабинете руководства станции.
Более серьезными аппаратами были коммутаторы связи. Они использовались для звонков между станциями. Небольшие приборы стояли в маленьких сельских станциях, более массивные - в крупных, с международными отправлениями. В тот период на станциях были штатные телефонисты.
Очень информативным пособием для изучения истории железных дорог в Казахстане является электронная карта, висящая на одной из стен музея. Каждый цвет обозначает определенный период строительства дорог: красным подсвечены дороги, построенные до 1917 года, желтым - период до 45-го года, когда строились дороги в Центральном Казахстане для вывоза продукции металлургических заводов, зеленым - послевоенное время, синим - период объединения всех дорог в единую Казахскую железную дорогу (самую крупную в СССР), которая в 77-ом была поделена на Целинную, Алма-Атинскую и Западно-Казахстанскую. Белые лампочки показывают современное состояние железных дорог. Многие из них были перестроены и достроены, ведь изначально они прокладывались для удобства поездок в центр - Россию. К примеру, не участке Алматы- Павлодар нужно было два раза пересечь границу. Особенно интересным смотрится контраст современных и дореволюционных линий.
Атмосферу железнодорожной истории передают станционные фонари. Среди экспонатов есть первый образец, в котором в качестве источника света использовалась свечка.
Более поздние работали на керосине. В коллекции музея есть фонари обходчиков вагонов и путевых обходчиков. Со временем на железных дорогах утвердились электрические фонари.
Внушительно смотрятся огромные щипцы для переноса шпал. Для одной шпалы требовалось два сильных человека.
В период начала строительства железных дорог шпалы крепились костылями. Сейчас они крепятся огромными болтами.
В это части экспозиции, представлены модели вагонов. Крытые деревянные, времен войны, открытые - для перевозки грузов, современные - железные.
Рядом можно посмотреть модели грузовых кранов, путеукладчиков, используемых сейчас для укладки рельсов и специальных локомотивов, для очистки полотна от снега.
Пожалуй, наибольший интерес у любителей игрушечных железных дорог вызовет большой макет различных видов поездов, станций и инженерных сооружений, используемых на Казахстанских железных дорогах.
Отдельно представлены большие масштабные макеты локомотивов периода 1905 года и времен Турксиба.
Особый трепет вызывают личные вещи, принадлежавшие работникам железных дорог. Они хранят память о своих хозяевах и являются живым свидетельством истории. Так в музее можно увидеть набор инструментов кочегара.
Или шарманку 34-го года - небольшой железный ящик для переноса инструментов и личных вещей.
Гордостью музея является деревянный стул, стоявший вместо кресел в зале ожидания одной из станций Турксиба. Таких предметов мебели сохранилось очень мало. Смотря на него, можно представить образы людей, сидевших на нем 80 лет назад.
На втором этаже музея представлены личные вещи выдающихся путейцев и архивные документы, касающиеся строительства железных дорог. У входа висит китель Кабжана Мухамеджанова - почетного железнодорожника, проработавшего на «железке» с 1935 по 1979 годы. Он начинал работу еще на Турксибе, а к концу трудовой деятельности был начальником Чимкентского отделения Казахской железной дороги. Мухамеджанов - Герой труда и дважды кавалер ордена Ленина.
Рядом стенд с депутатскими книжками Василия Брызгалова, в 1919 году начавшим свою службу на железных дорогах в качестве рабочего, а с 1958 по 1964 возглавлявшего Целинаградское отделение железных дорог. Эти предметы были переданы музею их потомками.
Где-то неподалеку одиноко стоит стул из личного вагона Кунаева, а рядом с ним рабочий стол первых руководителей Казахстанских железных дорог.
Среди архива музея десятки альбомов с редкими снимками строительства Туксиба и других железнодорожных путей. Любой желающий может изучить их.
Не забывают экскурсоводы показать и обширную коллекцию железнодорожных значков - дар первого директора музея.
Адрес музея: ул. Фурманова 127 (уг.ул. Виноградова). В крыле одного из зданий комплекса РГП «Казахстан Темир Жолы»
Телефон: 296 49 49