Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
5
14:09, 03 апреля 2014

Премьера комической оперы «Айсулу» в ГАТОБ

29 и 30 марта в ГАТОБ прошла премьера комической оперы Сыдыка Мухамеджанова «Айсулу». Я в эйфории, мне кажется, что сейчас ренессанс культуры в Казахстане: несколько премьер, гастроли, интересные казахские оперы. Правда, написанные давно… Еще студенты консерватории ставят «Волшебную флейту» (не пропустите, 11 и 15 апреля, в зале консерватории и в зале Казахконцерта соответственно, в 19 часов).Blog post image

Опера «Айсулу» написана 50 лет назад, в 1964 году. Сюжет такой: красавица Айсулу (дива Майра Мухаметкызы) хочет участвовать в конкурсе красоты, а ее  ревнивый жених (баритон Дулат Токанов) – против. Айсулу настаивает на своем праве, жених в сердцах объявляет, что раз так, то они отныне свободные люди. Айсулу в городе спрашивает, как пройти на конкурс красоты у рекламного агента Майбатыра (тенор Дархан Жолдыбаев), расклеивающего афиши. Далее по очереди появляются молодой ученый и молодой поэт, каждому, впечатленный красотой девушки рекламщик предлагает сходить на конкурс, посмотреть на неописуемую красавицу Айсулу. Физик и лирик (соответственно, бас Кайрат Омирбеков и тенор Болат Канаганов) вдохновляются - а вдруг женятся?! Появляется виноватый жених Серке. Кстати, не понятно, кто он, все персонажи имеют профессии, занудливо перечисленные в программке, кроме жениха, он просто молодой и брутальный красавчик. Он ищет Айсулу. Рекламщик и его посылает на конкурс, смотреть на красавицу Айсулу.

Blog post image

К слову, в 1964 году никаких конкурсов красоты не было, это я точно заявляю. Даже популярный конкурс «А ну-ка девушки» появился позже. Действие оперы происходило в совхозе «Целинная степь», девушки были доярками, просто не представляю, что было в оригинале, наверно вечный сюжет – познакомились, полюбили, поженились. Нынешняя редакция  по задумке постановщиков должна привлечь в театр молодежь.

Далее женихи встречаются на конкурсе. Красавицы вначале дефилируют, а потом показывают, на что способны. Красавица Нурсулу (балерина Айгуль Дуйсекова) пляшет казахский танец, она понравилась физику. Он пришел увидеть Айсулу, ему ревнивец Серке заявляет, что плясунья – Айсулу и есть, он точно знает, потому как племянник ее. Физик бежит за кулисы знакомиться. Явно поддатому лирику понравилась поэтесса, ақын қыз Жансулу (сопрано Гульнур Сакышова). Серке тоже оправляет лирика за кулисы, знакомится с «Айсулу». Сам Серке обеспокоен такой собачьей свадьбой вокруг своей ненаглядной невесты. Айсулу поет песню, понятное дело, первое место присуждают ей! Далее за кулисами женихи в поисках своих красоток по очереди подходят к настоящей Айсулу, ссылаются на рекомендации и сватовство Серке. Айсулу фраппирована таким поведением жениха, который хочет ее выдать замуж за кого угодно и поскорее. Победительницу конкурса приглашают сниматься в кино. Все окружающие хотят примирить ее с женихом. Для этого режиссер картины (баритон Ришат Ахметов) приглашает Серке исполнить главную мужскую роль. Перед ничего не подозревающей Айсулу ставят актерскую задачу - обнять и целовать своего партнера. Мотор! Дубль! На кабриолете, стоя как на параде, в смокинге, въезжает Серке с распростертыми объятиями. Айсулу убегает вся в слезах, она не просила Серке искать ей мужа. Все растеряны, план провалился. Режиссеру приходит в голову блестящая идея объявить Серке мертвым, тогда сердце красавицы смягчится. Сказано – сделано. Вот Серке лежит мертвый на каталке  – не выдержало сердце. Майра поразительно и трагично поет арию. Это единственное место в этой опере, похожее на оперу! Кладет цветы на грудь любимому. А у любимого на цветы аллергия. Как Чехов завещал, ружье уже висело в первом акте, аллергию они обыграли заранее. Во время трагической арии жених чихает. Ожил! Всеобщая радость и тройная свадьба.

Blog post image

Режиссер-постановщик Мурат Шалабаев! Он и автор некоторых изменений в либретто. Это типичная комедия положений, но, к моему сожалению, Мурат Шалабаев не удержался и перестарался для смеху, добавив низкопробных ковёрных реприз. Вся завязка сюжета проходит в дурацких падениях на задницу рекламного агента Майбатыра, в рассыпании свитков афиш. В программке на эту роль объявлены три баритона, а исполнил партию тенор, это обстоятельство в начале оперы вызвало у меня зависание мозгов. Я никак не могла соотнести персонажа с исполнителем. Видимо, им бәры бір – баритон, тенор! Нет, мне понравилась постановка, Шалабаев молодец, опера смешная, просто есть разница между комизмом положений, юмором каламбуров и спотыканиями, падениям, хорошо хоть торты не метали!

На форуме алматинских меломанов http://vse.kz/topic/199083-opera/page-24 все пришли к заключению, что «Айсулу» – это не опера. Мы привыкли, что опера это – «целостное музыкально-драматическое произведение» и так далее, а тут такой музыкальный жанр поющей комедии с эстрадными песенками. Но именно такой была комическая опера в старинные времена, еще до работ Россини, Моцарта, да хотя бы Паизиелло. Легкий народный жанр, песенки, танцы, разговоры и репризы. Так что жанр определен - это комическая опера в ее исконном архаическом виде. И, хотя, музыкального материала на полноценную оперу не хватает, оперу еще и купировали, убрав две арии – Айсулу  "Қандай әсем Жетісудың кештері" и Нурсулу "Мас болған талай жігіттер махаббат деген кесірден", «Марш холостяков». Об этом я прочитала в фейсбуке у Гаухар Шангитбаевой, дочери одного из авторов либретто Куандыка Шангитбаева. Романс Жансулу «Алматының бозғылт туман түңінде» заменили на мелодекламацию. Вся постановка идет каких-то полтора часа! Тогда как остальные оперы ГАТОБ длятся в два раза дольше.

Я слышала мнение людей из театра, что Шалабаев человек очень конкретный, символизма и абстракции он  не приемлет и не понимает категорически. И вот, подтверждение – Жансулу у нас поэтесса, поэтому петь не должна, а должна читать стихи! Гульнур Сакышова, молодая сопрано с хорошим свежим и звонким голосом играла на сцене, хотя композитор написал специально музыку для ее выходов.

Эстрадные песни – это не арии, даже если написаны в высокой тесситуре для высокого голоса. Даже хоровое пение не звучало в опере «Айсулу» «по оперному», с хорошим контрапунктом на четыре голоса и мощной оркестровкой. «Айсулу» изначально был спектаклем, к которому композитор написал музыку, это потом пришла в голову идея «оперу» сделать. Я сидела рядом с женщиной, студенческие годы которой прошли в 60-х годах. Она вспомнила эти песни, их пели в то время, но, оказалось, что новую редакцию оперы разбавили эстрадными песнями композитора. Несмотря на это, музыка очень красивая, и Майра Мухаметкызы феерично исполнила свои песни, добиваясь оперных высот. В заданных обстоятельствах и гротесковом сюжете, Майра смогла показать свою героиню, которая «просто красавица» в отличие от поэтессы и танцовщицы, такой, что вызывала у зрителей только симпатии и сочувствие. Да и самая красивая была!

Партию жениха Серке блестяще спел и сыграл Дулат Токанов. Очень подходящая для него партия. Еще мне понравился Ришат Ахметов, сыгравший режиссера, он и конкурс вел, и кино снимал, а самое главное, в конце оперы спел. Это новый баритон в театре, я до сих пор ничего не слышала в его исполнении, поэтому с удовольствием говорю – у него красивый, сильный и звучный голос! Опера многолюдная, кроме поющих партий, были словесные партии, сыгранные двумя меццо театра. Помощницу режиссера исполнила Рыскен Меденова. В этой роли почти нечего петь, но Рыскен поразила зрителей своим разговорным густым меццо, оперными хохотками и комикованием в стиле Тамаши. Еще один яркий персонаж – Сулу-Бикеш, киношная девушка, ассистент режиссера с хлопушкой, модница, вертлявая кокетка исполненная Инной Сыдыковой. Роль без пения. От их игры осталось больше впечатления, чем от главных «певческих» партий «жас ғалыма» и «жас ақына» Кайрата Омирбекова и Болата Канаганова.

Еще один момент – танец Нурсулу. Сколько не видела казахских народных танцев в балетах и операх, они меня не впечатляют. Очередное невыразительное трясение рукавами, к тому же посредственно исполненное.  Балетмейстер-постановщик Гульжан Туткибаева, сама выдающаяся танцовщица, я ее в свое время видела в партии Маши в Щелкунчике, сказала на пресс-конференции, отсюда http://www.artinfo.kz/news/gatob-im-abaya-stavit-sovremenny-j-operny-j-spektakl.html?fb_action_ids=10203593726106856&fb_action_types=og.likes

«...что после премьер и последующих за ними рекомендаций критиков и отзывов любителей оперы спектакль получит необходимые корректировки, которые позволят его сделать с точки зрения постановочных моментов «чистым».

Насчет постановочных моментов не поняла, возможно, падения и барахтанья Майбатыра сделают более непринужденными. А что с танцем делать, (и аналогичными танцами в других операх)? А может быть я не права –  провинциальный конкурс красоты, словами графини Пиковой дамы можно спросить: «Кто танцует, кто поёт»? Может это замысел постановщиков такой – доярка танцует!

Постановщикам удалось сделать самое главное – они создали настроение и атмосферу 60-х годов. Социальный оптимизм, приподнятое настроение, уверенность в завтрашнем дне, золотая молодежь, физики и лирики, модницы, киношники, клетчатые пиджаки, кафешки, еще не засратая зеленая Алма-Ата. Ностальгия. Декорации и костюмы сделаны художниками Павлом Драгуновым и Софьей Тасмагамбетовой. В декорациях столько интересных деталей, например афишная тумба, на ней висят нынешние афиши театра. Приятно рассматривать. Это прекрасная работа, половина успеха этой оперы.

Дирижер-постановщик Ерболат Ахмедияров.

Такого в ГАТОБ еще не было – опера про «нашу» жизнь, в современных вневременных костюмах, интересно поставленная, хорошо сыгранная. Мне, как и остальной публике очень понравилось. Я думаю, у этой постановки хорошее будущее. Что касается меня, то я как любительница большой оперы, больше на «Айсулу» не пойду, для меня слушание эстрадных песен, созерцание «номеров» - зрелище и слыщище на один раз.

 
5
3134
4