Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
8
22:45, 09 апреля 2014

Завидуй, Голливуд или Почему азиатское кино лучше американского на примере фильма "Сквозь снег"

Blog post image

Пометка: пост носит информационно-юмористический характер

Имя Пон Чжун Хо широкому зрителю вряд ли о чём-то говорит. В свою очередь, любители кино и поклонники Квентина Тарантино, в частности, знают его не понаслышке, ведь именитый американец называл работы корейца среди своих любимых фильмов. После ряда прекрасных лент в родной Корее, Пон Чжун Хо наконец-то дебютировал в англоязычном фильме "Сквозь снег" ("Snowpiercer"), пригласив заодно плеяду заметных актёров, начиная от Криса "Капитана Америка" Эванса до Тильды Суинтон.

В центре сюжета немолодой мужчина, живущий, как и все остатки человечества, в поезде, который стал единственным спасением от угрозы глобального потепления. Главный герой относится к части населения, обитающей в хвостовой части поезда, а значит на низшей ступени иерархии новоявленного общества. Жители хвоста знают, что в передней части условия проживания заметно лучше и еда настоящая, а не несчастные протеиновые блоки, и вода есть, чтобы выглядеть достойно. За 18 лет, что люди живут в поезде, бывали восстания с целью смены порядков, но все они оказывались безрезультатными. Тем не менее надежда на светлое будущее никогда не покидала обитателей задней части поезда, им нужен был лишь лидер, которого они признают в лице героя Криса Эванса.

Blog post image

С исходными данными мы разобрались, а теперь давайте пофантазируем на тему того, как бы выглядел этот фильм, если бы его снимали американские режиссёры.

  • Майкл Бэй

Герой Криса Эванса оказался бы бесконечно влюблён в некую красотку (любая модель Victoria's secret), также как и он проживающую в задней части поезда. Именно этот факт бы сподвигнул его на желание произвести революцию, а иначе зачем? Не планету же спасать!

Разумеется, герой бы априори значился неудачником, ведь такому проще сопереживать, к тому же это объяснило бы наличие у него супергаджетов (читай роботов-помощников), которые делали бы за него всю работу, а ему приходилось бы лишь в нужное время оказываться в нужном месте.

Далее, львиная доля поезда к концу фильма была бы разнесена на щепки всеми доступными специалистам по специальным эффектам способами. В конце, само собой, был бы хэппи-энд и обязательный клиффхэнгер, ведь каждый фильм имеет право на продолжение, не так ли?

А и герой должен был бы быть без бороды, грязь ещё куда не шла, но борода нет, не кошерно это.

  • Вуди Аллен

Супротив своему коллеге из мейнстрима представитель независимого кино продемонстрировал бы следующее:

действие было бы ограничено одним-двумя вагонами;

главным не по факту, а по существу, стал бы персонаж Джона Хёрта, который бы учил героя Эванса уму-разуму;

причиной недовольства народа хвостовой части поезда была бы признана сексуальная неудовлетворённость, как завещал Фрейд;

вывод: во всём виноваты евреи

  • Квентин Тарантино

Главному герою судьбой предначертано окропить свой путь кровью. Для исполнения этой цели центральному персонажу было бы предоставлено одно оружие, допустим, топор. Из вагона в вагон он бы пробивался в одиночку, пачками укладывая трупы и говоря что-то в духе "Кому посчастливилось выжить — уносите ноги! Но не уносите ноги, которые я отрубил: они теперь мои...".

Периодически появлялся бы герой Джона Хёрта и выдавал бы какую-нибудь житейскую мудрость.

Сам Тарантино оказался бы тем самым Уиллфордом, главой антиутопического мира, которому персонаж Эванса тоже что-нибудь бы да отрубил в итоге.

  • Джим Джармуш

То же, что у Вуди Аллена, только с кофе и сигаретами.

Уиллфорд у Нолана играл бы не номинальную роль, а самую, что называется, видную. Он бы забавлялся с персонажем Криса Эванса, строил ему козни, делал бы из него дурака и в итоге полюбился бы зрителям больше главного героя.

Попытка произвести революцию в жизни людей поезда была бы только вершиной айсберга, подлинная цель сего действа оказалась бы совсем в другом, но не факт, что и это было бы истиной в последней инстанции...

 

А что же с таким материалом сделал Пон Чжун Хо?

Обозначив границы своего антиутопического мира, не только фактически - вагонами, но и условно - иерархией, порядками, строем, режиссёр дал волю художнику внутри себя. Он не стал навязывать зрителю своё мировоззрение через поступки героев или их идеи, не стал делить всё на чёрное и белое, как в общем-то не поставил он и акцент на том, что революция это здорово. Вместо всего этого Пон Чжун Хо сделал увлекательную историю, которая:

а) даёт пищу для размышлений, выводы из которых у разных зрителей могут быть полярными;

б) блестит отсылками к лучшим представителям жанра (в основном, литературным, как "1984" Оруэлла) и аллюзиями на современный уклад вещей;

в) держит в напряжении и неведении до самого финала;

д) порадует любителей интеллектуального кино, но не разочарует и поклонников мейнстрима;

е) чертовски здорово подана с точки зрения атмосферы.

Blog post image

Без шероховатостей и откровенных глупостей, разумеется, не обошлось. Здесь можно вспомнить про законы физики и про чудо-способности поезда не замерзать, даже при разбитых окнах. Присутствуют вопросы и к внутренней логике повествования, так, например, существование жителей хвостовой части поезда обосновано лишь расплывчатым понятием "для поддержания эко-системы" да мелкой деталью, которую нельзя раскрывать, дабы не получился спойлер. С другой стороны, чего вы хотите от фантастики, в которой любая даже самая убедительная логика носит условный характер?

Я уже упомянул, что режиссёр дал волю внутреннему художнику, проявилось это не только в содержательной части, благодарить за которую нужно в первую очередь графический первоисточник Жака Лоба, но и в визуальной оболочке. Мелкие нюансы, на которые часто не обращают внимание голливудские режиссёры (упомянутые выше не в счёт), у азиатских кинематографистов (в особенности у корейских) играют едва ли не равноценную роль со сценарием или актёрской игрой. Подобные несущественные, казалось бы, детали на деле имеют определяющую для погружения в атмосферу фильма роль.

Отдельные сцены так и вовсе получились превосходными и настолько яркими, что моментально врезаются в память, чего только стоит эпизод битвы повстанцев с палачами (обратите внимание на амуницию), в котором нашлось место и присущей корейцам склонности к жестокости, и голливудский размах с использованием уместного слоу-мо.

Blog post image

Не забыл корейский постановщик и про такую немаловажную деталь, как второстепенные герои. Каждый персонаж даже самого незначительного характера здесь не просто отбывает номер, а несёт как пользу для сюжета, так и вносит в ленту колорит. Вне всяких сомнений самым запоминающимся героем в этом плане стала министр Мэйсон в исполнении безумно прекрасной Тильды Суинтон, которую не испортить даже вставной челюстью и безвкусными очками.

Blog post image

"Сквозь снег" получился одновременно классическим (по стилю) и по современному дерзким и заигрывающим с социальными проблемами, библейскими мотивами и вопросами гуманности фильмом, который подан в таком виде, что его смогут проглотить абсолютно все зрители, а вот почувствовать его подлинный вкус сумеет далеко не каждый.

Трейлер:

8