Yvision.kz
kk
0
04:54, 01 апреля 2014

Карта «Атамекен» оживает ночью


Многие горожане и гости нашего города знают и уж точно бывали в этно-мемориальном комплексе «Карта Казахстана - Атамекен». Днем – это такой игрушечный Казахстан с главными достопримечательностями его городов, где ходят туристы, много детей. А ночью…
Говорят, ночью он оживает. Да-да! В такое невозможно поверить, но так оно и есть. Работники комплекса, администрация не раз замечали странные вещи: приходят утром рано на работу, когда еще день не начался, а ракета с «Байконура» стоит в районе алматинских гор или мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи оказывается возле Павлодара. Тогда они зовут местного сторожа – Еркегали ага – и допрашивают: кто это натворил и что он видел. А он недоуменно кивает на камеры, в которых в очередной раз никто так ничего и не увидит: ночью никого на Карте не было, поэтому, кто переставил города – непонятно.

Такое случалось крайне редко и быстро забывалось, ведь ничего не пропадало и не ломалось. А дед Еркегали так и продолжает там работать. Удивительно, что работники комплекса так и не догадались, что именно он – ночной сторож – и вытворял временами всю эту мистику в «Атамекене»…

Появился Еркегали ага в комплексе, когда его открыли – в сентябре 2001 года. Перед администрацией он возник, будто из-под земли, словно всю жизнь ждал его появления в Астане. И сразу поставил ультиматум: либо его берут сторожем, либо он со своего места не сойдет. Ночью сторожить Карту никто долгое время не соглашался, а Еркегали как-то с легкостью принял это предложение, так и остался здесь. Если бы знали, что не простой он дед, далеко не простой…

Все лицо его было в глубоких морщинах, при этом с живыми, светящимися глазами, небольшим носом, аккуратно подстриженной седой бородкой и ртом, как ни удивительно, полным мелких зубов. Говорить он особо не любил с руководством, а вот запоздавшим вечерним посетителям, которые приходили в начале его смены, он, если его спрашивали, мог сам рассказать про тот или иной город, из которых больше всех он любил Астану. Астанинцам он говорил, что нужно ценить то, что живешь в этом городе и честно носить статус его жителя. Не зазнаваясь, не кичась этим, а осознавая свою ответственность перед другими казахстанцами - то, что главный город государства и его жители должны думать о всем Казахстане. А приехавшим гостям города рассказывал о том, что казахстанцы должны любить молодую столицу, доверять ей свои проблемы и невзгоды и быть уверенными, что Астана обязательно поможет им. Только нужно дать ей время. Такой удивительный патриот. Руководство «Атамекена» часто за эту навязчивость ругало деда Еркегали, и он обещал ни с кем не заговаривать, но временами все равно с удовольствием нарушал свое обещание.

Вечером, когда комплекс пустеет, зажигаются фонари в парке за огромным холмом с флагом Казахстана, Еркегали ага вступает в свои права ночного сторожа. С наступлением темноты здесь все преображается. В особенности, сам дед. Его фигура распрямляется, лицо озаряется каким-то внутренним светом, он обходит свои «владенья». Ровно в полночь «Атамекен» начинает оживать. Сначала тихо, а потом все громче и громче слышится размеренный звук древнетюркского бубна – дангыры. «Бум! Бум! Бум!» - приглушенные удары по натянутой коже отбивают ритм. Дангыра оказывается в руках деда Еркегали. Вот он уже в центре Карты, возле Астаны. Он похож на шамана, который ударами в бубен призывает духов. «Бум! Бум! Бум!». Под звуки дангыры, как призраки, загораются силуэты казахстанских городов и медленно начинают кружиться вокруг шамана. Еркегали впадает в транс, передавая импульсы Астане, которая, словно бьющееся сердце, качающее кровь в организме, пускает умноженную энергию бубна другим городам Казахстана. Они, как в 3D-проекции, кружатся вокруг Еркегали, постепенно успокаиваясь и становясь на свои места. Но если случайный ночной прохожий внезапно заглянет за забор «Атамекена», он ничего не увидит, а только услышит звук удаляющегося бубна.

После таких шаманских действий и случались на утро «оказии» с перемещением городов. Но это не единственные последствия мистических действ деда. «Играя» с городами в Астане, Еркегали ага творит события в стране. Когда однажды астанинский вокзал оказался возле катка «Медеу», выяснилось, что Казахстан организовывает Азиатские игры. Несколько раз ни с того, ни с сего без дождя искусственное, покрашенное голубой краской Аральское море вдруг оказывалось наполненным водой – в реальности же Арал действительно на несколько километров отвоевал землю. Таких примеров много, просто никто, конечно, не связывает это со столичной картой «Атамекен» и охраняющим ее ночью дедом Еркегали. Простым дедом, который творит благие дела. Тюрки таких «мистиков» называют «дуана» - юродивый, считающийся святым.

Марат Бейсенов, 28 летBlog post image

0
203
0