«150 – это количество людей из вашего окружения, к которому вы не постесняетесь, будучи неприглашенным, присоединиться выпить, если вы неожиданно встретитесь в баре.»
Немногим более 10 лет назад, английский антрополог Робин Данбар решил провести эксперимент.
Когда SSM не были так хорошо развиты, и нельзя было покрыть тысячи километров кликом на «нравится» или разослать одну картинку на всех подписанных «друзей», на Рождество англичане посылали друг другу рождественские открытки, что в свою очередь требовало немного затрат. А именно: найти или узнать адрес получателя, купить открытку, подписать ее, купить конверт и почтовую марку, сходить на почту и отправить. Затраты не такие уж большие, но все-таки делаются они не для каждого. Такая открытка – это проявление заботы. Данбару стало интересно, скольким же людям в среднем отошлет открыток одна семья.
Чтобы систематизировать открыточные потоки, Данбар начал работать с английским антропологом Расселом Хиллом. Им удалось выяснить, что четверть общего количества открыток уходила к родственникам, примерно две третьих к друзьям и около 8% коллегам.
Изначальной целью эксперимента, однако, было определение общего количества адресатов, а именно 153,5. Грубо говоря, 150.
И это количество было тем самым, которое и ожидал Данбар. Робин и другие ученые единомышленники, провели еще ряд экспериментов и доказали, что, не считая некоторых исключений, для людей характерно состоять в группе не более 150 человек. Как только это количество превышается, члены группы теряют чувство связи.
Это же самое число рассматривал и Малкольм Гладуэлл в своей книге «Tipping Point» на примере компании Gore, которая больше известна под брендом Gore Tex.
Меня заинтересовала система менеджмента в этой очень успешной фирме, одна из самых демократичных, по мнению Гладуэлла, который лично ездил в головной офис Gore.
Я решила рассмотреть Gore глубже, нежели это приводится в книге, и проникнуться в мировоззрение компании на работу с персоналом.
Прежде всего в фирме не существует иерархии. Нет должностей, на бэйджах указано лишь имя человека. к примеру «Джэймс Йанг. Сотрудник Gore». В Gore так же не прописана служебная этика, но четко сформулирована позиция легальности всего производства.
В постулатах компании прописаны меры при расширении «расширяйся, оставаясь маленьким», то есть не превышать 150 сотрудников в одном филиале. Когда численность работников приближается к 150, Gore начинают строить новый филиал, который, скорее всего, будет находиться в зоне видимости от предприятия. Оно набирает темпы роста, и его планируется расформировать.
Нанимая новых сотрудников, Gore проводит стандартное собеседование. Далее отобранные претенденты встречаются со своим «спонсором», т.е. опытным сотрудником компании, который введет «новичка» в курс дела и будет отслеживать своего подопечного, его успехи, затруднения, сглаживать недостатки и укреплять сильные стороны.
Многие называли управление компанией не систематизированным и «неуправным». Сам же Билл Гор, основатель фирмы, называет управление по типу «кристаллической решетки».
Характеристиками такой решетки являются:
- Прямые коммуникативные линии – лично – без посредников.
- Никакого фиксированного начальства
- Спонсоры, наставники – но не боссы.
- Лидер определяется естественно, по признанию коллектива
- Задачи и направления определяются теми, «кто этим займется»
- Функции и задания выполняются на преданности делу и обязанностями перед компанией.
Сами сотрудники признаются, что такая система достаточно сложная и держится она на хороших межличностных отношения внутри коллектива и преданности, ответственности, естественному выбору лидера и дисциплине внутри команды.
Помимо наставлений «спонсора» сотрудников просят придерживаться 4х правил:
- постараться быть честным в суждениях
- использовать свою свободу для роста
- ставить перед собой обязательства и придерживаться их
- консультироваться с другими сотрудниками, прежде чем приводить в действие то или иное намерение, которое может повредить репутации фирмы или ее финансовому состоянию.
В Gore не существует менеджеров, у них есть лидеры. Лидеры в каждой сфере деятельности, которые собираются вместе для принятия общего решения касательно фирмы.
При приеме на работу, компания, в первую очередь, ищет сотрудников, которые нацелены на самосовершенствование и не боятся быть предоставленными самим себе, когда над ними не стоит жандарм и не говорит, что делать.
Многие с этим заданием не справлялись. «в мой первый рабочий день мне показали мой кабинет, сказали «устраивайся и найди то, чем ты хочешь здесь заниматься», - делится впечатлениями одна из «новичков», которая после месяца работы, так и не нашла для себя поле деятельности, где бы она могла работать без ЦУ и уволилась.
Помимо своеобразного подхода к работе в компании Gore привлекает внимание и отношение к сотрудникам в целом. Положения заводов подбираются с учетом транспортного узла, окружающей среды. Сотрудники, не имеющие личных автомобилей, с легкостью могут добраться до работы на общественном транспорте. Вокруг предприятия имеется сквер или прогулочные дорожки, куда можно выйти прогуляться и подышать свежим воздухом в течение рабочего дня. В столовой помимо обеденных столов есть лаунджы, где люди могут передохнуть.
«для людей делается все, чтобы им было приятно и комфортно работать. Они должны хотеть идти на роботу, тогда потенциал роста и развития возрастает во много раз».
Сам Билл Гор признавался «этот метод не для всех, но он работает для нас наилучшим образом. Мы не составляли стратегий, они формировались сами путем проб и ошибок, и мы вывели универсальную для нас формулу».
Американское издательство журнала «Fortune» не раз признавало Gore одной из лучших компаний для работы.