Дети серых алматинских улиц

Борис Калачёв 2014 M04 5
2218
5
5
0

Кого-то влечёт потенциальная опасность и высвобождающийся в кровь адреналин, другие ограничивается тремя нехитрыми буквами на стенах гаражей и лифтов. Иные же делают «граффити» самоцелью и главным...

Молодые и дерZкие

Кого-то влечёт потенциальная опасность и высвобождающийся в кровь адреналин, другие ограничивается тремя нехитрыми буквами на стенах гаражей и лифтов. Иные же делают «граффити» самоцелью и главным ремеслом своей жизни, вознося его на совершенно новый, качественный уровень и постоянно находясь в поисках новых форм самовыражения.

 

Возвращаясь к истокам

При упоминании слова «граффити» у большинства людей создаются прямые ассоциации с вандализмом, хулиганством и просто антисоциальным поведением. Лишь немногие из опрошенных мною граждан акцентируют внимание на этом феномене, как элементе уличной культуры, своеобразном творчестве, порожденном городской средой, а также отдельном виде древнейшего изобразительного искусства.  Ведь граффити, в большинстве своём, исполняют на вертикальных стенах, а в переводе с испанского этот термин означает «царапать», чем, собственно, и занимались наши предки, жившие 30.000 лет назад. Именно этими цифрами дотированы самые первые наскальные рисунки – прародители современного «граффити».

 

Но если древние люди рисовали земляными красками: желтой и красной охрой, углем, да белой известью, то их современные последователи используют баллончики, наполненные разноцветной нитроэмалью и сжиженным газом. У нас данная субкультура зародилась в Алматы, и первые настенные рисунки мы смогли оценить ещё в начале 90-х годов. За последнее время граффити заметно помолодело: рядом с тридцатилетними художниками "первого призыва", которым практически до всего приходилось доходить собственным умом, все чаще можно увидеть начинающих, которые моложе их ровно в два раза.

Впустую потраченное время

Современное граффити, помимо самих рисунков, имеет своей целью передачу сообщений на различные темы - от политических и социальных, до совершенно личных. При этом такие сообщения чаще всего представлены в зашифрованном шрифт-коде, который наполнен смыслами доступными отчасти только сообществу граффити – райтеров. Мне удалось пообщаться с Дмитрием, одним из самых талантливых и знаменитых представителей «старой школы» райтеров. Дмитрий, или для посвящённых Dmn, является основателем первой и единственной в Казахстане школы граффити, а также творческой мастерской REPAS workshop. Склонный к фразеологизму и метафоричности, он оказался до мозга-костей творческой личностью.

—У тебя высшее художественное образование, талант и опыт в несколько тысяч художественных работ. Так почему твой выбор пал именно на такое неоднозначное направление, как граффити?

Граффити, отчасти, является моим ответом обществу потребления, с его навязанными стереотипами и шаблонами. Эти шаблоны, в первую очередь, проявляются в области масс медиа и изобразительного искусства. Окончив художественную школу и факультет дизайна, у меня сложилось ясное впечатление, что я зря потратил время. Групповые занятия не идут на пользу творческим людям. Такой подход обрезает ещё неокрепшие творческие нити начинающих художников и на выходе мы видим своеобразный конвейер из художников, выученных по одной программе. Граффити же даёт мне необузданные возможности, ограниченные лишь моей фантазией. Это именно та художественная деятельность, которая изначально была создана вопреки официальному пониманию «высокого» и «низкого» искусства. При этом в нем выразилось стремление человека к свободному, независимому творчеству, не угнетаемому догматикой социальных институтов.

Беззаконие и безнаказанность

— Известно, что любые несанкционированные рисунки на городских стенах являются незаконными. Где, по-твоему, пролегает эта тонкая грань между вандализмом и свободным творчеством?

Как и всё, что относится к творчеству, эта грань пролегает сугубо в общественной и экспертной оценке художественного результата. Визуальное послание, которое объективно является эстетичным, художественным и вписывается в социальную среду, может являться легитимным с точки зрения искусства, но отнюдь не с точки зрения ценности его создания. При этом, под давлением мнений разномастных «экспертов», оценка законности таких художеств может кардинально меняться. Что касается меня, то я никогда не стал бы рисовать на только что отремонтированном здании, и уж тем более на памятнике культуры. Во-первых, у нас в Алматы есть куча унылых мест, которые буквально напрашиваются на то, чтобы их облагородили.  Во-вторых, серьезные, высококачественные арт-проекты можно делать только легально. Чем я сейчас, по большему счёту, и занимаюсь, работая художником-оформителем. На данный момент моя команда состоит из пяти человек. Все эти люди проверенны временем, поглощены творчеством, имеют своё мировидение и также как и я, занимаются любимым делом. Мы долго шли к тому, чтобы иметь возможность заниматься своим хобби и зарабатывать на этом средства для существованию.

В поиске сильных сторон

Над серьезными, качественными проектами зачастую работают сразу несколько граффити художников. Как вам удается органично вписать отдельные элементы в общую картину?

Коллективное творчество – это интересный и технически сложный процесс, который под силу только слаженной команде. Каждый понимает, что рисует не только он,  и иногда приходится подстраиваться под своих коллег. У нас всё доведено до автоматизма. Работая над проектом и зная свои сильные стороны, мы интуитивно подмечаем, кто из нас и когда должен «вступить в игру». От процесса и конечного результата совместной работы мы получаем неимоверно приятные впечатления, которые ведут ещё к большей сплоченности. К тому же, одна голова хорошо, а пять – лучше. Кто-то занимается закупкой и доставкой импортной краски, другой ведёт переговоры с потенциальными заказчиками, а третий занимается достойным содержанием нашей мастерской и.т.д.

Творить нельзя навредить

Чаще всего увлечение стрит-артом начинается именно в подростковом возрасте. Зачастую, предпосылкой к тому, чтобы взяться за баллончик с краской, служит веяние хип-хоп моды, коей в определённый период времени подвергается, чуть ли не каждый ребёнок. Именно в этот период не обременённые моральными и нравственными ценностями дети разрисовывают памятники и прочие достопримечательности, которые для взрослых райтеров являются табу. В этом случае творческие поиски молодых людей могут создать им и их родителям большие проблемы, так как за деятельность уличных художников в нашем законодательстве предусмотрен целый букет соответствующий статей. Среди них «Умышленные уничтожение либо повреждение имущества», «Осквернение сооружений и порча имущества», «Нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов» и.т.д.

Впрочем, крупные штрафы и даже возможность оказаться за решеткой ни на йоту не останавливает уличных художников, а иных даже подстёгивает на совершение новых художественных «подвигов». Большинство райтеров отлично знают и понимают потенциальную опасность и последствия, которые сулит им государство за их неформальные художества. Хорошая новость заключается в том, что со временем юношеское бунтарство испаряется, а на его место приходят качественные работы, вполне себе официальные проекты и даже полноценные художественные выставки.

В статье опубликованы фотографии работ команды REPAS workshop

 
Борис Калачёв,
Алматы

Оцените пост

-9

Комментарии

2
насчёт зря потратил время на учёбу пусть не п..

получал базовые академические знания по живописи, цвету и т.д.

а уж будешь ты хорошим художником или нет - только от тебя зависит, от таланта и упорства
1
Граффити как способ самовыражения, взглядов на общественную и политическую жизнь.Зачем мешать граффитистам , ведь это гораздо лучше чем быть безучастной, деградирующей молодежью . Было бы отлично развить данное направление как часть изобразительного искусства. Ведь для этого есть вдохновленные люди и их ценители , а это все что нужно для настоящего искусства.
0
Да что ты говоришь. Правда что ли? А я вот знаю кучу художников и иллюстраторов самоучек, без обучения в институтах, при это прекрасно работающих в разных техниках, вплоть до реализма.
2
жду примера их работ или ссылок...
владение техникой "окраски" - не есть искусство...
Показать комментарии