Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
4
04:57, 30 декабря 2015

У НАС ЕСТЬ ТРАДИЦИЯ: КАЖДЫЙ ГОД С СЕМЬЕЙ ПОПАДАТЬ В КОНФИТЮРЕНБУРГ

ДРОССЕЛЬМЕЙЕРСТВО

Инстинктивно веря-таки в новогоднее чудо, взрослые делают возможное и невозможное, чтобы создать сказку не только своим детям, но и любимым людям. Их усилия поражают, например, когда узнаешь, что наиболее серьезно настроенные еще в середине ноября забрасывают оперные театры вопросами о том, когда билеты на «Щелкунчика» наконец станут доступны, чтобы не только уплотнить предновогодний график, но и обеспечить всей своей семье лучшие места на спектакль.

 

КОНФИТЮРЕНБУРГ

А во время самого спектакля атмосфера в высшей степени необычная. Ты привык, даже рад, при любой возникшей возможности поджимать подбородок, закатывать глаза и шикать на соседей, на их телефоны и их громкие между собой перешептывания. «Щелкунчик» – дело другое. Спектакль оккупировали организованные семейные группы с детьми самого разного возрастного калибра, часть из которых лишь стремится к «7+» и которая попала в зал при помощи заговаривания, запудривания и запугивания сотрудников театра. Однако именно эти семьи создают не только неповторимое новогоднее настроение, но и наполняют его обезоруживающей трогательностью, и ты не успеваешь выискивать танец пастушков и внимательно следить за смешными вопросами какой-нибудь любознательной крошки с огромным бантом.

 

ТАНЕЦ ШОКОЛАДНЫЙ КОФЕ С МОЛОКОМ

В этом году все три (!) казахстанских театра оперы и балета дают «Щелкунчика». А столичные - не «2 дня до – 2 после», а приличное количество раз, так ГАТОБ дает аж 8 спектаклей после Нового года как ответ на огромный зрительский спрос. Аскар Бурибаев, дирижер и директор ГАТОБ, отмечает, что театр готов давать «Щелкунчика» и в феврале и даже марте, если зрители будут того требовать (но нам все равно далеко до американской практики, где в театрах балет идет, начиная с сентября, а в некоторых – в течение всего года).

В этом сезоне ГАТОБ обновил балет, внеся музыкальные и сценические изменения, создал новые костюмы и декорации. Гульжан Туткибаева, балетмейстер-постановщик, отметила, что постановка естественно устаревает, кроме того, в ней изначально были неубедительные места, требовавшие переработки, которые и сгладили. В качестве художника-постановщика снова пригласили Вячеслава Окунева, российского сценографа. Если костюмы радуют любой глаз, то сценография, по личному скромному, порадует, скорее, только детей. На пресс-конференции Окунев с интонацией, довольно неопределенной, сообщил, что постарался учесть все сценографические пожелания театра, как например, непременное наличие переднего прозрачного тюля для проекций, однако его (?) видеографика на заднем плане оставляет не сколько, в отличие от однослойного тюля, вопросы, сколько недоумение. Однако это все моменты, которые не должны настораживать – новогоднее настроение после спектакля остается.

 

ТАНЕЦ СНЕЖИНОК

Билеты на предновогодние спектакли раскупили задолго до премьер. В «Астана Опере» «Щелкунчик» тоже премьерный, его поставили в прошлом году, причем другую более позднюю балетную версию Григоровича, тогда как в ГАТОБ на протяжении многих лет балет идет в постановке Вайонена. Поэтому алматинцам будет интересно посмотреть астанинскую версию, которую «Астана Опера» вещает на tengrinews.kz/tv/. Кроме того, «Астана Опера» предлагает и дневную детскую укороченную одноактную версию «Щелкунчика», которая длится час. На такие спектакли приглашают детей от 5 лет.

 

ТАНЕЦ ЧАЙ

Шымкентский театр (да-да, там-таки есть жизнь!!!) в балетных постановках специализируется на детских спектаклях. Во-первых, там нет полноценной балетной труппы, во-вторых, в прошлом году при театре организовали балетную студию, из участников которой в этом сезоне смогли сформировать детский состав одноактного «Щелкунчика». И, нужно сказать, шымкенский театр в национальном и детском репертуаре идет вровень со столичными: например, кроме «Щелкунчика» в новогодние дни они дают поставленный в прошлом сезоне спектакль «Карлы ханым» (Снежная королева).

В «Астана Опера» «Щелкунчик» так же - не единственный новогодний спектакль для детей — ­­­­­­­­­­­­­в первых числах января состоится сезонная премьера музыкального спектакля «В гостях у Королевы». А алматинский театр в новогодние каникулы приглашает детей на одноактный балет «Три поросенка».

 

ВАЛЬС ЦВЕТОВ

«Щелкунчик» весьма любопытен тем, что в Америке он стал значимой частью театральной культуры, чему до сих пор удивляются даже там. По мнению одних, сюита из балета «Щелкунчик», в которой Чайковский собрал лучшие части музыкального произведения, стала народно любимой в США еще в 40-е гг. после мультфильмов Уолта Диснея. Через 15 лет Баланчин, не экономя деньги меценатов, прежде всего, на поражающую воображение елку, поставил двухактный спектакль в театре New York City Ballet, который стал собирать аншлаги. А еще через пару лет постановку Баланчина экранизировали, которая оказалась близкой и понятной и тем, кто на балет никогда не ходил, и, одновременно, с интересной хореографией - для ценителей. После чего и по сей день «Щелкунчик» является одной из основных статей доходов сезона большинства балетных театров Америки.

Другие говорят, что причина, по которой в Америке «Щелкунчик» вышел за пределы предновогоднего спектакля, кроется в тех же причинах, по которым он не стал столь же массовым в России и Европе, где его принято считать слишком детским и музыкально и по составу персонажей, и в котором отсутствует крепкий драматургический сюжет. И пока постановщики старого света стараются сюжет укрепить (что сегодня уже кажется надуманным[i]), постановщики нового – создают притягательную сказку о рождественском чуде. Что касается детей, то, говорят, Баланчин на то и рассчитывал, что театр, привлекая на «Щелкунчика» детей - ведет туда и их родителей. Кроме того, на популярность "Щелкунчика" , вероятно, повлияла и сложившаяся в США хореографическая инфраструктура: множество детских студий, их сотрудничество с театрами, студии при театрах, активное продвижение исполнительских искусств в 60-80 гг. – все это позволило задействовать в спектаклях огромное количество семей по всей стране.

 

ТАНЕЦ ПАСТУШКОВ

Администрации наших столичных театров, остаются не только приверженцами последовательного драматургического сюжета, но и всячески пытаются преодолеть существующую жанровую двойственность: детская сказка или вполне взрослая история. Это преодоление кажется излишним – спектакль стал ТРАДИЦИЕЙ, и поэтому больше требует идеального музыкального сопровождения и чистого танца.

 

ПА-ДЕ-ДЕ

Несмотря на то, что театральный сезон не совпадает с календарным, «Щелкунчик» – еще и дополнительный повод вспомнить театральные события года.

ГАТОБ с большим успехом поставил оперу «Кармен». И дело не только в осовременивании постановки, где, кстати, художник Окунев был хорош, а в наших артистах: Оксане Давыденко, Дине Хамзиной, Андрее Трегубенко, Александре Сметанине, конечно же, Майре Мухамедкызы и Нуржамал Усенбаевой, которые, важно отметить, были лучше приглашенных на премьеру и открытие этого сезона зарубежных артистов на главые теноровую (Дон Хозе) и партию меццо-сопрано (Кармен).

К 550-летию государственности в ГАТОБе было приурочено две премьеры, балетная и оперная. Второй стала возрожденная постановка оперы «Абылайхан» Еркегали Рахмадиева, которая театралов не разочаровала.

 

«Астана Опера» кроме того, что буквально на днях сманил Майру Мухамедкызы (и мы очень рады за артиста, тем более, уверены, что будем видеть ее на алматинской сцене не реже, чем видели, то есть пару раз в сезон:), театр в качестве художественного руководителя пригласил Алтынай Асылмуратову(!). Последнее кроме репутационных дивидентов, кажется, должно привести казахстанский балет (не только астанинскую труппу) в тонус, и подвинуть его ближе к эталонным хореографическим исполнительским стандартам. Пару дней назад "Астана Опера" давала премьеру «Баядерки», которую ставили уже с Алтынай Абдуахимовной.

В этом сезоне астанинский театр поставил оперу «Абай», исполняли его казахстанские оперные звезды из обоих театров – так что он несомненно удался, и на него хотелось бы взглянуть не меньше, чем снова пойти на ГАТОБовский.  Кстати, реквизит старой постановки «Абая» театра им. Байсеитовой передали в шымкентский областной театр, премьера в котором состоялась в ноябре.

 

О том, что в Казахстане не два, а три академических театра, знают, судя по всему, только в Шымкенте, курирующем ведомстве, а также в узкой профессиональной среде. Тем не менее, там еженедельно дают представления, организуют конкурсы казахского и русского романса, а в репертуаре с 2008 года - 13 спектаклей. В этом году они поставили «Риголетто», а в следующем планируют премьеру «Так поступают все женщины» Моцарта. Их классический репертуар включает «Евгения Онегина», «Травиату», «Алеко», «Паяцев». В театре отмечают понятный широкий интерес к национальному репертуару, так к «Кыз-Жибек», «Айсулу», «Камар-сулу» и «Абаю» в следующем году планируют ставить оперу «Быржан-Сара». Кроме того, в следующем году в Алмате нас ожидают спектакли с участием шымкентских солистов. Так, по словам их художественного руководителя, Ерлана Жандарбай, уже в январе в опере национального репертуара мы сможем услышать, возможно, особенно колоритное исполнение главных партий. Театру еще бы перестать думать, что его областной статус означает, что театралам Казахстана не интересно, что у них происходит – и наладить регулярные fb или vk-коммуникации.

 

ТАНЕЦ ФЕИ ДРАЖЕ

Ну, и какие театральные желания можно было бы загадать еще. И в Алматы, и в Астане события академических театров который год приятно радуют. Операманам есть о чем поговорить, ­­— и хотелось бы, чтобы слов хватало и на алматинских артистов балета.

А еще после грандиозного появления «Астана Оперы» пусть и в других городах Казахстана появятся театры или современные площадки для оперы и балета – они удивительно скрашивают досуг, а живые спектакли дают особую энергию и повод для общения с такими же особенными людьми. Так какого следующего чуда нам ждать -  балетного или чимкентского?:)


[i] Однако для тех, кто помимо эстетического ищет в балете и менее явное содержание, то, как может оказаться, до сих пор актуальным остается подробный разбор слабых сюжетных мест разных версий балета в книге Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. "Искусство", Москва, 1971. С. 160-186.

Фото с сайта Мариинского театра.

 
4
836
2