Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
05:03, 26 марта 2014

Данияр Сугралинов: «Я — стартапер по жизни»

Blog post image

На  интервью номера нового журнала было сложно подобрать героя, но пролистав и прогуглив все источники, выбор пал на харизматичного директора IT-компании. Данияр долго откладывал, переносил и все же, нашел время в своем плотном графике. И пока он не передумал команда «Азбуки Бизнеса» летела сквозь пробки столицы на 11 этаж «Пекин Палас хотел», где расположен офис компании «Казнетмедиа». На интервью с «папой» такой компании нельзя было не подготовиться. В нашем вооружении были: профессиональный фотограф Бота Айшинова и ее «Canon», дизайнер-иллюстратор Ольга Окольничая, диктофон «Olympus», блокнот красный, ручка с синей пастой и много вопросов.

Blog post image

ФИО: Сугралинов Данияр Саматович

Дата рождения: 2 декабря 1978 г.

Место: в г. Актюбинск

Окончил: Санкт-Петербургскую государственную инженерно-экономическую академию

Сайт: sugralinov.kz

Где найти: в основном на facebook.com, vk.com, twetter.com

 

Для начала, давайте определимся, что ВЫ понимаете под термином «стартап»?

-Общепринятое мнение, что стартап – это что-то связанное с IT-технологиями. На самом деле нет, любой проект или начинающий бизнес, любая бизнес-идея, которую можно развить в что-то полномасштабное и есть стартап.

Можно ли вас считать стартапером?

-Я – стартапер по жизни. Сколько себя помню, я 3 года работал на кого-то, а начиная с 22 лет пытался заниматься бизнесом для себя и, иногда, очень даже успешно (улыбается), причем в самых разных сферах. Самый первый бизнес был связан с видеопрокатом, я большой любитель кино. У меня скопилось большое количество видеокассет, тогда ведь не было DVD, не было торрентов и люди приходили брать фильмы в прокат. Я решил открыть точку в продуктовом магазине, в доме, в котором я жил. Тогда это стоило 100-150 тенге в сутки. На этой стартовой точке я использовал кучу своих маркетинговых идей, которые повторялись в последующем: берешь две кассеты – получи третью бесплатно. Понятно, что за вечер 3 фильма не просмотришь и человек продлевал на еще одни сутки. Я обкатывал все те знания, которые получил в институте. Затем устроил глобальную распродажу, отдавая за 30-50 тенге каждую кассету и открыл пункт DVD-проката. Таких точек уже стало больше. С появлением высокоскоростного доступа в интернет, мы стали уже скачивать и записывать фильмы на диски и распространять их. Занимались пиратством (серьезное признание). У каждого бизнеса есть жизненный цикл. И жизненный цикл видео- и DVD- проката себя исчерпал. Даже сложно представить, есть ли сейчас такие сейчас и, наверное, если они есть, то изживают последние дни. Даже моя шестидесятилетняя мама смотрит сериалы в интернете онлайн.


Лирическое отступление…

«Мне всегда были интересны IT-технологии. Первый компьютер у меня появился в 6 классе (1991 год (!). Это был ZX Spectrum (Говорит, что потом покажет, как это пишется и улыбается). Это была специальная клавиатура, которая подключалась к телевизору и программы игр на нее грузились с магнитофонных кассет, и чтобы загрузить какую-то игру, приходилось ждать по минут 10-12 пока они загрузятся. На этом компьютере я и начал писать свои первые программки. Увлекся. По информатике у меня всегда были высокие оценки. В то время, когда я поступил в институт, всем внезапно стал интересен маркетинг. Одно дело пить кока-колу, другое – знать историю, о войне с брендом «Пепси», маркетинговые войны, новые бренды, как они захватывают рынок и как его теряют. Во времена моей молодости (наверное, пошутил, но произнес серьезно), скажем IBM были стандартом де-факто среди компьютеров, Аpple была умирающей компанией, а все компьютеры назывались IBM совместимыми. Кто сейчас знает об IBM? Сейчас эта компания специализируется совсем не на том, на чем специализировалась 20 лет назад. Маркетинг, PR, реклама всегда мне были интересны. Я был любимчиком в группе и, может быть, поэтому наш преподаватель устроил меня к своему знакомому в ночной клуб менеджером по рекламе. И я, можно сказать, попал в поле. Представьте себе, ночной клуб, где в неделю два раза выступают звезды российского шоу-бизнеса от Земфиры, группы «Чай вдвоем», «Муммий Троль» и заканчивая европейской группы «Vacuum». Все эти концерты нужно было разрекламировать, чтобы собрать публику. Тогда это было не так легко: нужно было обзвонить, собрать и убедиться, договориться со спонсорами, как никак группы не выступали бесплатно. Брали за одно выступление по 3000 $, к примеру, за эту сумму в середине 90-х в Казахстане можно было бы купить квартиру. Сейчас достаточно создать пост на Facebook, сделать репост и все узнают где, когда и во сколько…»

Тот самый ZX Spectrum

Blog post image

Данияр, расскажите нам откуда появилась идея создать подобную компанию (kaznetmedia)? Вы не боялись провала?

-Я был нереальным фанатом интернета и всегда мечтал, чтобы моя работа была связана именно с этой сферой. Тогда он стоил 10 $ в час и мы с ребятами ходили через полгорода, чтобы посидеть в интернет-клубе, отдавали по полстипендии, чтобы просто почитать что пишут в интернете, можно было ждать по полчаса пока загрузится одна фотография. Помню, как впервые (ностальгично) я вернулся в общежитие после первого похода в интернет-кафе и все окружили меня и спрашивали: «Ну как там? Что? Рассказывай!» И я ответил: «Ребята….это круче, чем секс!» (Смеется) Поэтому, когда я понял, что у меня есть определенные знания и контакты в этой сфере, мы с друзьями решили, что мы откроем компанию, которая будет заниматься не просто разработкой сайтов, а интернет-маркетингом в целом. В те времена, замечу, не было даже понятия интернет-маркетинг и SMM. Нас было двое. Я искал потенциальных заказчиков, а мой друг занимался административными вопросами: оформлением компании, офисом, поиском персонала. Позже к нам присоединился ещё один друг, который жил в Питере. Я его буквально уговорил приехать в Астану. Мы глубоко ошибались, подумав, что гениальность наших идей за гранью возможного, еще и с ценой в 10 раз ниже. Все вышло не сразу и не так, как мы хотели. Но со временем с увеличением числа качественно выполненных проектов, выросло и число заказчиков.

Попробуйте решить задачу: у вас в кармане 100$ из них нужно сделать 300$ за сутки. Что вы будете делать? Какими способами преумножать?

-Хм… (задумался) За сутки можно легко преумножить только играя в азартные игры: казино или покер…а хотя, дайте подумать. Наверное, я бы придумал цифровой продукт, который был бы многим интересен или это могла бы быть обыденная вещь, может быть даже тонкая книжка-пособие типа: как похудеть за месяц, как начать встречаться с понравившейся девушкой, курсы игры на гитаре и тому подобное. Я бы даже воспользовался поисковой системой в интернете, ведь, как правило, люди очень откровенны в сети и поискал бы введя: как…а дальше поисковик сам вам покажет от чего люди больше всего мучаются (улыбается). Вот сами попробуйте: как избавиться от целлюлита, как привести себя в порядок, как понравиться парню… по этим запросам можно понять насколько ценно твое предложение. Сделал бы электронное пособие и доступ к нему стоил бы, к примеру, 1 $ и часть денег потратил бы на рекламу. И причем эта система работала бы не один день.

Какие стартапы вы планируете? Я знаю, что таковые имеются, расскажите.

-Раньше мы запускали стартапы, потому что нам нечем было заняться. Мы могли стоять в курилке и обсуждать какую-нибудь идею и захотеть ее воплотить. Из наших основных и первых стартапов, которые уже стали зрелыми продуктами, например, портал proza.kz – для людей, которые любят и сами пишут стихи, хотят найти свою аудиторию, получить рецензию. Стартап, о котором вы скоро услышите называется «home work». Это будет сервис по подбору домашнего обслуживающего персонала: няни, прислуги, к примеру. В больших городах люди сталкиваются с нехваткой времени для поиска подобных людей и услуг. Можно, конечно же, воспользоваться социальными сетями или поискать на специальных сайтах, в газетах, но за этими строчками нет ничего. Мы сделаем сервис, через который можно будет увидеть эту няню: пообщаться, понаблюдать за ней в работе, почитать отзывы, чтобы вы могли спокойно привести ее к себе домой и оставить с ребенком. С технической стороны проект готов, сейчас мы собираем базу данных всего персонала, который вам может понадобиться: няни, репетиторы, сиделки, водители. И второй стартап – это проект по изучению казахского языка. Однажды, один наш сотрудник решил изучить государственный язык и ввел в поисковой строке «как изучить казахский язык» и столкнулся с темами форумов, где такие же как и он искали подобные онлайн-курсы. И мы поняли, что это проблема и решили создать сервис подобный сервису Lingua Leo. Очень удобная вещь, я сам пользуюсь, будь у меня три минуты или полчаса в день.

Можно сказать, что вы решаете социальные проблемы подобными проектами?

-Не обязательно оканчивать Гарвард или Стэнфорд, чтобы понять, что любой бизнес-проект ориентирован на успех, если он решает социальную проблему. Некоторые ведущие бренды навязывают и вызывают привыкание к хорошим вещам, например, после появления процедуры наращивания ресниц, всем девушкам стало казаться, что ресницы у них не такие длинные и теперь каждая считает своим долгом хотя бы раз попробовать эту процедуру. Не было айфонов, но теперь он нужен всем и каждому. Крупные бренды могут позволить себе навязать тебе какую-то потребность, а потом решить ее своими продуктами. Если говорить о стартаперах, то сейчас, прежде чем создавать проект, нужно подумать какие социальные проблемы он будет решать, с чем вы сталкиваетесь, просыпаясь и засыпая. Даже касательно сна, вот существует у современного человека недуг – бессонница, но одни стартаперы ее решили. Придумав браслеты, которые высчитывают ваши биоритмы, и, показывают в какое время вам лучше отдыхать.

Вы не отрицаете тот факт, что вам также как и большинству приходится следовать современным трендам и быть подверженным метаморфозам времени?

- Для меня это следование правилам общей игры. Я не люблю костюмы, но если я работаю и общаюсь с людьми, которые эти костюмы носят, наверное, это для меня обязанность – знать, чем и как дышит мой партнер по бизнесу. Говоря о том, как быстро меняется мир и почему стартапер должен быть гибким. К примеру, все мы знаем, что кока-кола изначально была лекарством. Я к тому, что всегда нужно уметь вовремя трансформировать и усовершенствовать свою идею, если этого требует время. И всегда нужно с чего-то начинать. И моя компания не начиналась как успешный проект.

Какая компания для вас конкурент? Или могла бы им быть? Или наоборот, может быть есть такие, на которых вы равняетесь?

-Да, конкуренты есть, и мы их уважаем, но я бы не хотел о них говорить. Конечно же, мы наблюдаем за компаниями, которые занимаются примерно тем же, что и мы. Как-то, побывав в здании компании «Google», я понял, что хотел бы сделать что-то подобное и здесь. Какие-то приставки, воздушный хоккей и прочие игрушки для того, чтобы мой сотрудник чувствовал себя комфортно и как дома, ведь многие из нас треть жизни проводят в офисе, особенно работники нашей сферы.

Не было ли мысли инвестировать в венчурный фонд последовать примеру Кенеса Ракишева? Не отечественный так западный? Или может быть наоборот, создать подобный фонд на базе Казнетмедиа?

-Нам далеко, конечно, до Кенеса Ракишева (улыбается). И весь этот венчурный бизнес – это одна большая лотерея. Столько проектов и не все из них могут выстрелить нужной силой. У нас была идея создать некий бизнес акселератор, но оценив систему их работы в других странах, мы поняли, что это очень рискованно в нашей стране. По нашим подсчетам, нужно было вложить порядка 5 млн. долларов и забыть про эти деньги надолго, при этом, жить с этими ребятами, следить за процессом. А вот творческие личности не любят контроля, не любят когда им навязывают какую-то идею и делали бы тогда они то, что мы от них хотим? Сомневаюсь.

Как бы вы откомментировали ситуацию с девальвацией национальной валюты?

-У меня экономическое образование и я понимаю, что рано или поздно это нужно было сделать. И в этом случае я бы поступил следующим образом. Либо пустил бы валюту в свободное плавание, как это было сделано в соседней России, но мы пошли третьим, своим путем. Это уже третье обрушение тенге, которое я застаю. От первой я выиграл: я поехал в Питер на учебу и повез деньги в долларах и по приезду понял, что могу купить на 1 доллар в 3 раза больше, чем прежде. От второй: я потерял, причем прилично. Я, как настоящий казахстанец, верил в национальную валюту. Теперь я стал взрослее, мудрее и понимаю, что есть множество макроэкономических причин и в условиях глобальной интеграции, и, мы должны подстраиваться под мировые процессы и они происходят очень быстро.

Без чего нельзя представить ваш трудовой день?

- Я очень люблю читать и делаю это везде, но книги с собой не ношу, предпочитаю делать это с телефона. Даже покупая книгу в магазине, прочитываю пару страниц, нравится – скачиваю в интернете и читаю дальше. И еще одно преимущества чтения с телефона – вам не нужен свет. Можно читать где угодно: в ожидании машины, автобуса, лифта и в лифте, в пробке. Еще я не люблю планы, по знаку зодиака я стрелец. А они, как известно, жуткие авантюристы. Если я знаю, что в день у меня несколько встреч и нет ничего более, я чувствую себя роботом. Мне иногда нужна неожиданность, поэтому интервью дать вам я соглашался не сразу (так и есть, ждали звонка всей редакцией). Я, как и большинство, бывает, не успеваю, но стараюсь сделать дела, которые могут повлиять на мое ближайшее будущее, вовремя. В последние девять месяцев я серьезно стал следить за своим здоровьем, бегать по утрам, сбрасывать вес, бросил курить. Все важные дела я стараюсь сделать до обеда.

Как вы сообщаетесь со своими сотрудниками во время рабочего дня?

-Со многими я общаюсь на facebook.com, некоторые сидят в «Моем мире», в агенте. Для меня не имеет значения каким способом сообщаться, главное – иметь эту возможность. Basecamp (веб-сервис для организации рабочего взаимодействия по проектам, разработанный компанией 37signals) – наш помощник, инструмент для общения. Вместо электронной почты.

Расскажите о своем трудовом коллективе? Что лидер компании должен пропагандировать для поддержания корпоративного духа? Какие ценности в вашем коллективе?

-Я считаю, это такие стереотипы, навязанные большими корпорациями. Вот людям приятно работать в «КазМунайГаз» или «Самрук-Казына», потому что это большие компании с частыми корпоративными мероприятиями за счет компании и там точно развит корпоративный дух. В креативной IT-организации, как наша, работают, как правило, люди думающие и со своими ценностями и навязывать им корпоративные, свою философию, думаю, нет смысла. Наши сотрудники гордятся своей причастностью к проектам и большим делам, которыми можно гордиться годами. Как-то я пригласил психолога в компанию, чтобы просто знать психологически портрет каждого, выявить какие-то нюансы. Я выяснил, что более чем 2/3 сотрудников мало заинтересованы в денежных вознаграждениях, нежели в признании и собственной востребованности. И еще для меня важно, чтобы наш человек понимал всю ответственность, которая на нем лежит. Не сделал в срок – подвел меня, подвел меня – подвел всю компанию, подвел компанию – создал плохую репутацию. Я иногда чувствую себя тренером футбольной команды. Я должен создать хорошие условия, чтобы моя команда хорошо играла: экипировать и научить, но бегать сам и забивать голы я не буду. Если дизайнеру надо сидеть дома и работать за своим компьютером – пожалуйста. Мне важен результат. Если ему комфортны эти условия, я ему их дам.

У вас есть кумир? Почему именно он/она?

-Сейчас столько актёров и интересных фильмов, мне сложно назвать одного. К примеру, мне нравится, как одеваются герои сериала «Форс-мажор». Как одевается герой сериала «Босс» последнего, мною просмотренного, мне не нравится (смеется).

НЕ нравится

Blog post image

 

Нравится "Форс-мажор"

Blog post image

Ваш девиз или любимая фраза?

«Успех – это дело чистого случая», - это вам скажет любой неудачник (смеется)...

0
613
0