Аstana Ballet танцует в Алматы

МК РК 2014 M03 16
739
0
2
0

Казахстанская правда, 15.03.2014 Вчера в Алматы на сцене ГАТОБ им. Абая начались двухдневные гастроли Государственного театра танца Astana Ballet. Концертная программа, состоящая из 17 танцев...

Казахстанская правда, 15.03.2014

Вчера в Алматы на сцене ГАТОБ им. Абая начались двухдневные гастроли Государственного театра танца Astana Ballet.

Концертная программа, состоящая из 17 танцев, была представлена в лучших традициях мирового хореографического искусства. Много­жанровый и в то же время цельный репертуар отразил красочную палитру танцев народов мира – казахского, турецкого, индийского, китайского, корейского, подлинные шедевры мировой классики – танцевальные номера на музыку Римского-Корсакова, Бородина, Стравинского. Наряду с этим любителям балета были представлены оригинальные хореографические композиции, где новое воплощение получили поэтико-мифологические образцы казахского фольклора: «Карлыгаш», «Сон Жибек», «Кус жолы», «Казахский вальс» и другие шедевры национального искусства.

Готовясь к выходу на сцену ГАТОБ, где танцевали такие выдающиеся мастера, как Рамазан Бапов, молодой коллектив (средний возраст артистов 18 лет) волновался, пожалуй, гораздо больше, чем на первых своих зарубежных гастролях, которые состоялись осенью 2013-го в Пекине и Шанхае. Репетировать продолжали и во время перерыва: стоя перед зеркалом, бесконечно оттачивали движения. Девушек понять можно: вечером в зале будут сидеть их педагоги. Готовясь к ответственному выступлению, многие даже отказали себе в долгожданной встрече с родителями. По крайней мере, до концерта на это времени так и не нашлось.

17 разножанровых танцев народов мира, показанных алматинцам, – это, по словам художественного руководителя Astana Ballet Алилы Алишевой, примерно четверть репертуарного «портфеля» молодого коллектива. Постановки сделаны как талантливыми отечественными, так и зарубежными балетмейстерами.

– Главное богатство Astana Ballet – это наши девочки, – говорит А. Алишева. – Они выкладываются на сцене.

Напомним, Аstana Ballet образован 1 сентября 2012 года. Сегодня в нем работают 30 артистов. В активе молодого коллектива – презентация в июле прошлого года на сцене столичного Дворца Мира и Согласия, двухнедельные гастроли в КНР и в начале этого года – в Усть-Каменогорске. Триумфальному выходу на сцену предшествовал подготовительный период, длившийся два с половиной года. Претенденток буквально просеивали через частое сито. Но пройти кастинг – это еще не все. Самое трудное ждало впереди – коллективу нужно было найти свой неповторимый стиль и лицо. Помимо таланта и творческих данных, обращалось внимание на многие другие характеристики. Это скромность и такт, присущие восточным девушкам, уважение к старшим, элегантность в одежде и выборе сценического и повседневного макияжа. Кому-то это, может быть, покажется странным, но опыт подсказывает: все влияет на дисциплину в коллективе.

– Если не учитывать этих, казалось бы, мелочей, в итоге можно получить неуправляемую труппу, – считает А. Алишева. – А наш коллектив состоит даже не из очень молодых людей, а из совсем юных. Мы их так и называем между собой – дети. Не знаю, то ли кастинг был удачным и мы смогли отобрать самых самоотверженных и преданных балету, то ли это чистота и непосредственность юности, но в наших девочках нет ничего искусственного, натянутого, все у них идет от сердца. Этим они заражают не только зрителя. Когда приглашенные из-за рубежа балетмейстеры видят руки юных балерин, а потом еще и слышат нашу самобытную музыку – это захватывает их. Вот так, к примеру, родился танец «Карлыгаш» («Ласточка») – символ Аstana Ballet. Его ставил американец Пол Гордон Эмерсон. Он почти шепотом проговаривал динамику и алгоритм танца, а девочки, мгновенно подхватив мысль, наполняли его движением. Когда родился полноценный танец о трепетном, молодом ожидании счастья, балетмейстер не узнал свою постановку! Он уезжал на родину влюбленным в казахский балет.

Коллектив, по словам художественного руководителя, изначально взял курс на разножанровое направление с уклоном в академизм. Прежде чем поставить 3–4-минутный номер, проводился ряд мастер-классов.

– Это очень важно, – продолжает А. Алишева. – К примеру, в нашем репертуаре есть два великолепных индийских танца. Их ставила вашингтонский балетмейстер Асанга Дамаск, имеющая ведущую в США школу индийского танца. Но сначала она дала мастер-класс, где был синтез шри-ланкийского, индонезийского и индийского танцев. А девочки, заранее готовясь, просмотрели десятки видеоматериалов, знакомились с культурными традициями народа.

Такой ход был отнюдь не случаен, поскольку сейчас вообще все синтезируется. А балет – это искусство, соединяющее и хореографию, и музыку, и скульптуру, и элементы театрального действия. Поэтому мы можем впитывать и развивать дальше самое лучшее, что есть в культуре других народов.

Еще одна фишка Аstana Ballet – обращение к творчеству самых ярких композиторов. Кроме классиков, это сделавший оригинальную обработку казахских мотивов британец Карл Дженкинс, а из отечественных – Куат Шильдебаев, Серик Абдинуров, Серик Еркинбеков, Едиль Хусаинов.

Молодой коллектив ставит перед собой высокую задачу – показать национальное хореографическое искусство Казахстана мировому сообществу. По плечу ли ему это? Вот как ответила на этот вопрос 18-летняя артистка Astana Ballet Риза Канаткызы:

– Родители, заметив мою тягу к танцам и вообще желание красиво двигаться, в семь лет отдали меня на гимнастику, а через два месяца забрали оттуда – наша семья переезжала из Китая в Казахстан. Едва я освоила русский язык, отец, устав от моих слез, привел меня в хореографическое училище. Там я отучилась 8 лет и вот теперь я – артистка балета. Я безумно люблю свою профессию и готова к любым трудностям ради нее. Мне сам Бог указал на нее еще в нежном возрасте. А в том, что мы покорим мир, я даже не сомневаюсь: человек на многое способен, когда верит в себя.

(Продолжение темы – в следующем номере.)

Галия ШИМЫРБАЕВА
фото Игоря БУРГАНДИНОВА

 

Оцените пост

2