Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
10:26, 13 марта 2014

С миру по нитке, или творчество «вскладчину» — краудфандинг.

Краудфа́ндинг (народное финансирование, от англ. сrowdfundingсrowd — «толпа», funding — «финансирование») — это коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов). Сбор средств может служить для различных целей — помощь пострадавшим от стихийных бедствий, поддержка со стороны болельщиков, поддержка политических кампаний, финансирование стартап-компаний и малого бизнеса, создание свободного программного обеспечения, получение прибыли от совместных инвестиций и многого другого.

Изначально должна быть заявлена цель, определена необходимая денежная сумма, составлена калькуляция всех расходов, а информация по ходу сбора средств должна быть открыта для всех. (материал из wikipedia.org)

 

«Скинемся? А почему бы и нет!»

Преимущества группового финансирования проектов очевидны — каждый может поддержать интересную идею, новый проект, экологическую инициативу или талантливого человека. Любой суммой. Рассчитывая на благодарность и безвозмездно, громогласно и анонимно. Корни явления уходят в историю — благодаря меценатству и подписным листам были созданы Третьяковская галерея в Москве, Боткинская больница, Щукинское театральное училище и масса иных социально значимых.

Принцип не новый, однако, только технологическая эра смогла подарить ему невиданный размах. Если раньше собирать деньги можно было только под свое доброе имя и в основном у знакомых, то интернет позволяет заинтересовать оригинальной бизнес-идеей огромное количество пользователей, которые еще вчера о вас ничего не знали. Сейчас в мире действует больше 450 площадок по сбору средств, самая известная из которых — Kickstarter, собравшая только на семь своих самых успешных проектов суммы от $1 млн.

Есть несколько направлений коммерческий и некоммерческий краудфандинг. Коммерческий краудфандинг — это поддержка коммерческих проектов в обмен на небольшую долю в бизнесе, в возможной прибыли, долю в продукции и т.д.

Некоммерческий краудфандинг — наиболее точно описывает русское выражение — «С миру по нитке...». Это поддержка талантливых людей — художников, писателей, дизайнеров, музыкантов. Зачастую, талантливые люди лишены предпринимательской жилки и не в состоянии донести до широкого круга людей плоды своего творчества. С другой стороны — проведение выставки, издание книги, выпуск диска или запись песни стоят ощутимых денег, которыми не все обладают.

 

«Есть идея! И что?»

Что делать тем, у кого есть только идея? Вот для них-то и существуют краудфандинговые площадки. Примерно из 30 площадок, появившихся в Рунете за последние годы, большинство позиционируют себя не как коммерческие, а, скорее, как филантропические: деньги собирают далеко не в первую очередь под стартапы. Иногда под благотворительность, иногда — под загадочные инициативы вроде установки памятника Стиву Джобсу в новосибирском Академгородке, очень часто — под съемку фильмов, запись музыкальных альбомов и производство компьютерных игр.

Главным недостатком краудфандинга является переоценка авторами проектов своих сил и «интересности» предлагаемых к финансированию проектов и завышенные ожидания — конечно, хочется охватить максимальную аудиторию, но насколько предлагаемый «проект» будет интересен аудитории — это непредсказуемо. Любой из предложенных проектов может просто не собрать сумму необходимую для реализации и воплощения его в жизнь. Необходимо отметить, что давая деньги на улице, любой из нас не может быть уверен, что деньги пойдут по назначению. Существование единой площадки позволяет, не опираясь на свой вкус, довериться мнению экспертов, которые на этапе отбора проверяют каждый проект с точки зрения соблюдения авторских прав, уникальности, репутации Автора проекта и следят за соблюдением всех условий до завершения сбора денег и воплощения заявленного проекта в жизнь.

 

«Государство пока не в курсе дела!»

Никакого законодательного регулирования равно как и поддержки подобной деятельности в РК — нет.  Российские власти реагируют чуть оперативнее —  правительство Москвы, например, не так давно разработало порядок перечисления пожертвований от граждан, позволяющий финансировать строительство и ремонт конкретных (по указанию благотворителя) дорог.

Однако, есть совершенно оправданные опасения, что деятельность финансовых пирамид может маскироваться под краудфандинг. И мы постарались максимально этого избежать — отчеты о проведенных мероприятиях будут публиковаться на проекте и освещаться в сети Интернет и прессе, мы стараемся добиться полной прозрачности.

Вторым ограничением стало отсутствие регулирования оборота электронных денег и недостаточное распространение и присутствие в регионах платежных систем. Во всем мире широко распространены электронные деньги, а при создании данного проекта мы столкнулись с ограничениями в РК по электронным платежам и возможности превратить их в реальные деньги, для возможности их расходовать. От их использования мы были вынуждены пока отказаться.

 

«Где деньги, Зин?»

Ответственность перед теми, кто перечислил деньги обязательно присутствует. И не только авторов перед теми, кто дал деньги, но и самой площадки перед теми, кто дает деньги. С каждым автором «Проекта» специально оговаривается условие, что в случае, если перечисляемая одним человеком сумма превышает какой — либо порог, автор «Проекта» обязан отблагодарить того, кто пожертвовал крупную сумму — а в чем будет выражена благодарность — зависит от сути предлагаемого проекта — изданная книга с автографом, билеты на выставку или приятный памятный сувенир, это оговаривается с каждым Автором отдельно. Непременным условием воплощением Проекта, является благодарность всем кто принял участие в финансировании проекта — в титрах фильма, на отдельной странице книги и т.д. Со стороны Startticket.kz осуществляется проверка бюджета проекта, во избежание нецелевого использования средств, по окончание сбора средств, отслеживается реализация Проекта и обязательно составляется и публикуется отчет о реализации Проекта.  В случае же, если потребная сумма не собирается в оговоренные сроки — деньги возвращаются всем кто счел возможным поддержать  тот или иной проект.

 

«Кто на новенького…?»

Интернет-пользователи Казахстана, вполне готовы к участию в спонсировании проектов и тому есть несколько причин:

Во-первых, нам стали привычны голосования за участников телепроектов — X-factor, к примеру, отправка каждой смс — платная. Чем не спонсирование?! Само наличие телепроектов с презентацией обществу талантов («x-factor», «Минута славы», «Голос») и интерес к ним со стороны публики – отличный показатель готовности помочь и поддержать.

Во-вторых, сам менталитет всех стран постсоветского пространства — «поддержи своего», «всем миром», говорит о доброте и готовности поддержать в трудную минуту. В Казахстане же все друг друга знают… :) Очень сильны дружественные и родственные и родовые связи, землячество, мы все готовы поддержать «своего» — земляка, родственника, знакомого...

Третье, что стоит отметить — люди стали более продвинуты, заинтересованы в новых идеях, новых именах, новых направлениях культуры, науки, искусства. Множество наших соотечественников часто бывают по работе, или учебе, да и просто как туристы за рубежом и часто являются свидетелями новых арт-проектов, реализации высоконаучных идей,  необычного подхода к своим городам, среде обитания. Не стоит забывать о возможности электронных покупок — которые несколько лет назад прочно вошли в нашу жизнь — медленное, но стабильное и уверенное развитие мы наблюдаем сейчас. Мир становится все более динамичным. Всем хочется чего-нибудь нового, свежего дыхания, новой волны — живые тому примеры на нашей сцене — Севара Назархан, Jamala, новые формы в современном танце, уличное арт-искусство, наконец — электромобили «Тесла» в течение трех-пяти лет обещают революцию в автомобилестроении, хотя начиналось все 10 лет назад с разработки в «силиконовой долине».

 

«Свежие идеи в жизнь»

Коммерческий краудфандинг имеет право на жизнь и развитие, хотя и с бОльшим трудом — все еще живы в памяти примеры финансовых пирамид пережившие реинкарнацию за последние годы, с другой стороны программа «Народного IPO», породила интерес и предоставила возможность простым людям поучаствовать в акционировании национальных компаний. Следующим шагом, на мой взгляд, придут понимание, что и небольшие стартап проекты, могут быть перспективны и прибыльны. Я уверен, что половина из нас, так или иначе, занимала деньги другу, брату, соседу на открытие своего дела. Не всегда удачно. Если это делать для интересных, понятных и близких Вам проектов, а не для первых подвернувшихся, то появляется возможность сознательного выбора. Это по сути и есть краудфандинг.

В США средний размер пожертвования в три раза выше, чем в России,— $75, да и число благотворителей на порядки больше. Более того, и бизнес-модели другие: авторы соответствующих исследований отмечают, что благотворительный и бонусный краудфандинг (только эти два типа и существуют в России) в коммерческом плане довольно безнадежны, а наиболее эффективны акционерные и долговые платформы — особенно в отношении цифровых продуктов (программы, фильмы и музыка). Их участники заинтересованы в проценте от прибыли или одолженных денег и стараются помочь проекту стать успешным.

 

Некоммерческий краудфандинг тем не менее был, есть и будет — по тому же принципу — каждый хоть раз бросал монетки уличным музыкантам, актерам, теперь сможет сделать это осознанно, выбирая Проект на свой вкус. При соблюдении гарантий, что деньги будут целенаправленно потрачены именно на осуществление замысла, идеи, Проекта, а не на дружеские посиделки с друзьями под бутылку вина...

 

«Кто платит?»

Стоит обратить внимание на разницу в коммерческом и некоммерческом краудфандинге. Для коммерческого краудфандинга — это широкий круг инвесторов у кого-то есть деньги и нет идеи как их потратить, куда вложить, и получить прибыль. Для тех кто обладает небольшими суммами, возможно есть интерес вложить их и изменить свою жизнь, без отрыва, хотя бы на первом этапе, от основной деятельности (офисные работники и менеджеры среднего звена).

Для некоммерческого краудфандинга вообще нет ограничений — последний альбом БИ-2 был записан на средства собранные среди поклонников группы, посредством краудфандинга – 1,25 млн руб. Те, кто пожертвовали значительные суммы, получили подарочный диск с автографами артистов и пригласительные в ВИП зоны на концертах во время проведения тура в поддержку вышедшего альбома.

 

«Решили начать? Итак…»

… итак, для начала нужна яркая идея. Важно понять, что задача, о которая стоит перед создателями краудфандинговых площадок — менять мир вокруг себя, не является принципиально антикоммерческой. Напротив, одна из наиболее распространенных категорий среди клиентов краудфандинга — изобретатели, собирающие деньги под свой инновационный стартап. Так, самый большой успех Kickstarter — наручные часы с дисплеем на электронной бумаге Pebble smart watch, которые уже за первые 28 часов смогли собрать больше $1 млн, а в итоге привлекли $10 млн.

Создатели площадок подчеркивают, что обратиться к ним может каждый, но фактически принимают не все идеи и проекты. Существует простой критерий: проект должен менять мир вокруг нас. Большинство площадок использует предварительный отбор.

Сегодня к нам каждый день обращаются люди, которые хотят опубликовать проект. Но мы берем не всех, а только тех, кто понимает, что краудфандинг — это не столько просьба дать денег, сколько предложение уникальных возможностей.

Возможности у всех участников тоже равные — каждому отведен профиль, где можно рассказать о своем проекте, разместить фотографии и другие рекламные материалы. А вот удача ждет далеко не всех.

В этом-то и состоит смысл интересного проекта: если проект не яркий, не «цепляет», бесполезно тратить время и силы на сбор средств.

Людям интересна актуальная, «живая» информация о проекте: «Смело делитесь новостями, историями успеха, фотографиями и видеороликами. Чтобы быстро набрать нужную сумму, зачастую требуется участие нескольких человек.

 

«Мы рядом. Мы такие же, как Вы и Вы нам интересны!»

www.startticket.kz

 

Немного истории.

Мы решили организовать краудфандинговую площадку, после 8 летнего опыта работы на рынке eventмероприятий (многие знают «группу компаний «777», позже – www.ligamice.kz). И на мысль поддержать творческих людей нас натолкнуло два обстоятельства:

Последние годы мы придерживались тенденции в организации корпоративных мероприятий – «погружение в профессию». Это возможность в короткие сроки узнать основы, получить начальные профессиональные навыки в непривычной деятельности, почти всегда творческой. И в каждом организованном нами мероприятии всегда, без исключения были талантливые и ярко одаренные люди. Да, в основное время – это менеджеры, инженеры, директора и вице-президенты, но в рамках проводимых нами корпоративных мероприятий все замечательно пели, танцевали, рисовали.

С другой стороны, при организации необычных мастерских, мы сталкивались с профессионалами высочайшего уровня, ограниченными в проявлениях своего таланта рамками корпоративов, редких частных вечеринок и т.д.

Мы посчитали, что создание краудфандинговой площадки позволит талантливым людям заявить о себе. Так и появился проект www.startticket.kz.

Пока для нас в приоритете поддержка творческих инициатив. У каждой из предложенных рубрик есть Куратор, который общается с Автором предложенных к размещению проектов, проводит предварительную экспертизу, советует, как наилучшим образом описать Проект, помогает с иллюстрациями и презентацией. Сопровождает каждого Автора до реализации проекта и готовит отчет для всех, кто финансировал проект и всей аудитории www.startticket.kz.

Учитывая печальный опыт международных площадок по недостаточному сбору средств, мы постарались этого избежать, предложив ряду банков, национальных компаний, крупных коммерческих структур и посольств взять под патронаж понравившиеся им проекты. Наличие «патрона» позволит «добить» недостающую сумму, в случае недостаточной активности пользователей ресурса и, возможно, в дальнейшем воплотить идею в жизнь, независимо стартап это или творческая инициатива.

Мы готовы к сотрудничеству и ждем интересных предложений от Авторов, неравнодушных людей, тем, кому интересно не просто потратить деньги, а принести пользу и разумно их вложить…

Алексей Пригара,

www.startticket.kz

www.ligamice.kz

 
0
295
0