место в рейтинге
  • 264575
  • 1241
  • 54
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Сабур МАМБЕЕВ: Последний из первых

Многие неравнодушные к изобразительному искусству люди искренне полагают, что именно со взмаха кисти Сабура Абдрасуловича МАМБЕЕВА началось становление национальной школы живописи. Я просто не мог пройти мимо настолько знаковой фигуры своего времени и живого ориентира для многих художников современности.

В творческой обители

Тем паче, был весьма важный повод. В прошлом месяце в Алматы проходила выставка, посвящённая 85-летию Сабура МАМБЕЕВА. На ней были представлены одни из важнейших для истории искусства Казахстана полотен автора. Поздравить выдающегося художника пришло огромное количество людей, среди которых были знаменитые и признанные деятели современности. Они в один голос заявляли, что в изображения художника можно всматриваться часами и, возвращаясь к их созерцанию на следующий день, находить ранее неуловимые смыслы. Я решил выяснить у самого автора, что же способствовало этому редкому на сегодняшний день феномену? Приехав по приглашению в его творческую обитель, моему взору привстал хозяин мастерской, который с трудом передвигаясь и опираясь одной рукой о стену, поприветствовал своего гостя. Впрочем, это было единственным моментом, который указывал на его уже преклонный возраст. В его окружённых глубокими морщинами глазах горел огонь, а на удивление энергичное и крепкое рукопожатие указывало на то, что он торопиться жить.

 

— Конечно, 85 лет – это весьма солидный возраст, – начал диалог Сабур МАМБЕЕВ, - Да, я прошел серьезную школу живописи, учился у многих известных художников, написал множество картин. Однако чувствую, что сделал еще далеко не все. Возможно, это прозвучит удивительно и даже смешно, но есть вещи, до которых я созрел только сейчас, так что планирую поработать еще. Хотелось бы успеть воплотить в жизнь все, что задумал. И вот, каждый день, если позволяет погода, я выбираюсь сюда и пишу свои картины. Ведь у меня осталось не так много времени, а сделать нужно так много… Я последний из числа людей, которые поступили со мной в ленинградское училище. Думаю, это неспроста. Сидеть дома и влачить существование большинства стариков, для меня неприемлемо, – с ехидцей заключил жизнерадостный художник.

 

Присев на диван у стола, на котором были разбросаны тюбики с красками, карандаши, газеты и наброски будущих картин, мы начали разговор о былом.

Фанатичность – залог успеха

— Тяжело ли было пареньку из села Абай-Базар попасть в знаменитый ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина?

— Из всего Казахстана в 47-м году в Ленинград было направлено только четыре человека, выходцев из художественных училищ, среди которых оказался и я. Вот и судите. Когда началась Великая Отечественная война, мне было всего 13 лет, в то время мало кто мог предположить, как сложится их дальнейшая жизнь. Родителей у меня не было и мы с сестрой жили у дяди. Все мои братья ушли на фронт, но так и не вернулись. Но даже в те страшные годы я отчётливо знал, что если останусь в живых – буду писать картины. Так и случилось. О том, чтобы сельского паренька взяли в знаменитое московское Суриковское училище, не было и речи. Но даже при этом я был несказанно счастлив.

 

— Расскажите об основных отличиях художников «века минувшего» и «века нынешнего».

— Наверное, главное отличие в той, не побоюсь этого слова, фанатичности, которая была присуща большинству художников того времени. Многие мои коллеги по кисти были детдомовскими. Такие безродные дети, в отличие от семейных, были готовы на всё, лишь бы им дали шанс реализовать себя. Получив этот шанс, такие дети с безудержной неистовостью брались за любую работу, которую им давала советская власть, и делали её на совесть. Определённо, это были особые дети. Тоже можно было сказать о преподавателях. Из центральных вузов к нам ссылались великолепные художники, которые без каких либо денег и условий брались нас учить. Среди них были такие знаменитые творцы, как один из ведущих художников Украины,  профессор Абрам ЧЕРКАЦКИЙ, который, кстати, обучался у самого РЕПИНА, но по горькой случайности попал в знаменитый Карлаг НКВД (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь – Прим. авт.) И такие потрясающие люди, на полном альтруизме и совершенно безвозмездно, брались обучать безродных юнцов. Это ли не чудо?.. Пожалуй, это главные отличия художников того времени: объединенная общей трагедией безвозмездная взаимовыручка, доброта и фанатичное отношение к любимому делу.

 

Довольствоваться малым

— На что жили и как зарабатывали художники того времени?

Самым большим заработком для художника того времени являлось написание и рисование праздничных плакатов и лозунгов. В день я делал по два-три плаката, за которые мне выдавали булку хлеба, а иногда даже сахар и какие-то деньги. За годы войны мы так отвыкли от сахара, что когда в Ленинграде отменили карточную систему, и продукты стало возможно купить за деньги, то мы с друзьями ежедневно покупали килограмм сахара, который съедали за один присест. Сейчас это может звучать весьма дико, но в то время мы были весьма довольны. Главное, что нам никто не мешал творить. До нас вообще никому не было дела и подобное положение дел нас полностью устраивало.

 

— Все ли картины вам нравятся после того, как вы заканчиваете над ними работу?

— Нет. Меня никогда полностью не устраивала ни одна из написанных мною картин. Закончив работу и возвращаясь к её созерцанию в будущем, я всегда находил моменты, которые стоило бы исправить, дополнить или исключить. Считаю, что такой поиск совершенства, для художника – важнейший двигатель его творчества и развития таланта.

 

Волшебства не существует

— Что, по-вашему, талант?

— Искренне полагаю, что это «новое слово», который человек должен внести в живопись. Оно может быть маленьким, еле заметным, но быть – обязательно. Это нам показывает вся мировая практика живописи. Признанными гениями считаются лишь те авторы, которые подарили миру нечто до них не реализованное, нечто концептуально новое, а иногда и неповторимое. Талант либо есть, либо его нет. Талантами – рождаются, это от Бога, если хотите.

 

Как по-вашему,  для того, чтобы добиться больших результатов в художественном мастерстве, обязательно ли иметь профессиональное художественное образование?

—Нет, я не считаю, что диплом художественного института так необходим и является гарантом достижения действительно больших результатов. Потому что я встречался с великими художниками, которые не получили никакого формального художественного образования, но при этом творили шедевры. Важнее – талант. Говорю это, подразумевая, что большинству нынешних художников все-таки необходимо специальное обучение.Для того, чтобы правильно распределять свое время, работать эффективно, а также возыметь и развить это важнейшее желание - стать лучше, чем был вчера. В институте студенты всегда невольно сравнивают себя с сокурсниками. Сравнение ведет к соревнованию, а соревнование порождает совершенство. Очень мало людей может соревноваться с самим собой и самостоятельно мотивировать свой рост, и такие люди, неизбежно, очень талантливы. Им не нужно идти в школу и зарабатывать диплом. Но, к сожалению, остальные, а их большинство, не такие, поэтому я бы всем советовал пойти учиться, хотя бы на пару лет, чтобы выработать основополагающие навыки и самодисциплину, необходимые для того, чтобы выжить в художественной индустрии.

 

— Что бы вы посоветовали начинающим художникам?

— Не сдаваться! Самая большая ошибка - это сказать, что что-то невозможно. Волшебства не существует, есть только упорная работа. Если вам что-то действительно нравится, ничто не помешает вам этим заниматься. Никогда нельзя останавливаться в саморазвитии. Если вы действительно хотите стать художником, искусство должно стать вашей страстью и навязчивой идеей. Будьте терпеливы и прикрикните на свое самомнение, если оно слишком вырастет. Художник - тот, кто видит вещи не такими, каковы они, а такими, каков он сам. И еще одно - старайтесь получать от этого удовольствие.(смеётся)

 
Борис КАЛАЧЁВ,
Алматы,
Фото автора


Борис Калачёв s7aRTeR
Требуешь - соответствуй.
9 марта 2014, 18:51
4989

Loading...

Комментарии

художник пишет в сложной пожухлой палитре...
интересно как много тут ценителей-покупателей?
Не думаю, что много. Но статья писалась вовсе не для yvision, а картины художника имеют высокую ликвидность и популярность..
тут - имелось ввиду в КЗ)
ликвидность - это хорошо, а то многие таланты умерли в нищете и их признавали только после смерти...
Насчет пожухлости палитры, это вы зря. Видно, не были на его выставке. Картины очень яркие, богатые по цвету. В фейсбуке выложен цветной каталог

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

«До какой же еще степени унижения должен дойти народ?!»

«До какой же еще степени унижения должен дойти народ?!»

Министерство труда и соцзащиты провело через парламент очередной крайне неоднозначный закон, который может вызвать всплеск недовольства в стране.
openqazaqstan
15 нояб. 2017 / 11:17
  • 25154
  • 19
«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

Заранее отпишусь, данный пост не является попыткой оскорбить собственную нацию) Как говорится о вкусах не спорят, каждому свое.
Bonittta
16 нояб. 2017 / 14:28
  • 13096
  • 349
Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Как сообщает телеканал КТК, только за последние девять месяцев Казахстан покинули 28200 человек, из них почти пять тысяч инженеров, около 2700 экономистов и 1700 учителей.
openqazaqstan
17 нояб. 2017 / 11:00
  • 8694
  • 48
Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Подтверждаются худшие предположения, циркулирующие в соцсетях. Периодические исчезновения детей в разных регионах Казахстана объясняются не только семейными проблемами и «синими китами».
openqazaqstan
16 нояб. 2017 / 15:46
  • 6533
  • 54
«Думай как британец»: 8 вещей, которым я научилась в Великобритании

«Думай как британец»: 8 вещей, которым я научилась в Великобритании

Как два года в Великобритании изменили мою жизнь. Несколько простых вещей, которые могли бы сделать нашу жизнь лучше.
goribaldi
13 нояб. 2017 / 16:51
  • 4168
  • 28
Самый большой мошенник в стране: об эффективной схеме развода «Казахтелеком»

Самый большой мошенник в стране: об эффективной схеме развода «Казахтелеком»

История о том, как Народный провайдер наваривается на своих клиентах, намерено не отключая услуги, и беря лишние деньги за ненужные и не оказываемые услуги.
ligaspravedlivosti
17 нояб. 2017 / 19:12
  • 6433
  • 21
Мой личный рейтинг женщин: от пуританки до содержанки

Мой личный рейтинг женщин: от пуританки до содержанки

Сегодня предлагаю вашему вниманию мой личный рейтинг женщин. А вот я хочу быть домохозяйкой, правда, не пахать дома, а хозяйничать.
Mysli_v_Sluh
13 нояб. 2017 / 15:00
Российским женщинам нужны казахстанские мужчины?

Российским женщинам нужны казахстанские мужчины?

Отдельные инициативы некоторых российских чиновников вызывают в Казнете приступы просто-таки гомерического ржача. Женщин в регионе – пруд пруди, а вот мужчин, с которыми они могли бы создать семьи, не хватает.
openqazaqstan
14 нояб. 2017 / 15:55
  • 2687
  • 18
О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

В объективности выводов швейцарского банка Credit Suisse усомниться трудно – его экономические рейтинги относятся к самым авторитетным и их явно трудно упрекнуть в предвзятости
openqazaqstan
вчера / 17:21
  • 2936
  • 62