Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
04:52, 07 марта 2014

Марат Раимханов — интервью к 20-летию международной стипендии «Болашак».

Международная стипендия «Болашак» в этом году празднует свой  юбилей. За 20 лет она стала своеобразным гарантом успешного карьерного роста и профессиональной самореализации ее выпускников. Многие выпускники программы сегодня занимают ответственные посты на государственной службе, успешно трудятся в национальных компаниях и  международных организациях, используя свои знания и опыт во благо страны.

Об особенностях учебы по программе «Болашак» и своих личных впечатлениях рассказал один из ее выпускников, занимающий сегодня пост заместителя председателя правления АО РТРК «Қазақстан», Марат Раимханов.

- Марат, расскажите, пожалуйста, о том, какое значение для Вас имеет программа «Болашак»?

Blog post image- Программа «Болашак», которую инициировал Президент Нурсултан Назарбаев, в свое время сыграла очень большую роль в жизни многих молодых людей, чья судьба неразрывно связна со становлением независимого Казахстана. Она дала шанс казахстанцам получить зарубежное образование, расширить свои горизонты, перенять передовой зарубежный опыт.
Эта программа направлена не только на подготовку эрудированных и высококультурных профессионалов, заботящихся о своих знаниях, навыках и опыте, но и на воспитание в человеке способности мыслить и действовать самостоятельно, обладать независимостью во взглядах и суждениях, быть нацеленным на дальнейшее динамичное развитие.   
Лично для меня стипендия стала бесценной возможностью оправдать доверие семьи, своих родных и близких, которые всегда поддерживали меня и верили в мой успех.

Я могу смело сказать, что программа «Болашак» изменила мою жизнь. Обучение в одном из лучших зарубежных университетов дало мне шанс сделать важный шаг в своем личностном развитии и открыть для себя новые перспективы. Я приобрел не только ценные знания, но и хороший жизненный опыт.

Я давно мечтал об учебе за рубежом. В школе-гимназии №38 г.Оскемен, где я учился, английский язык преподавался с первого класса, поэтому все годы обучения я был буквально окружен фотографиями Трафальгарской площади, «Биг Бена» и Букингемского дворца. Естественно, что мне хотелось побывать в Великобритании. Постепенно мои мечты стали выкристаллизовываться в конкретные планы, а затем, благодаря «Болашаку», они стали реальностью.

Без преувеличения, стипендия стала для меня шансом показать, что я способен ставить перед собой амбициозные цели и успешно их реализовать.

- Что побудило Вас на участие в конкурсе? Как все начиналось?

- В 2005 году в программе «Болашак» произошли значительные изменения. Было объявлено о расширении количества грантов в рамках программы.  «Болашак» активно продвигался в СМИ. Признаться, в то время я достаточно скептически относился к программе, поскольку у меня сложилось устойчивое мнение о том, что по программе «Болашак» простые люди пройти не могут. Под влиянием этого предубеждения я никогда не пытался подавать документы для участия в конкурсе. Я был настроен пессимистически и пропустил первый поток, а потом и вовсе решил не участвовать.

Но благодаря активной поддержке родных и друзей, которые заставили меня поверить в свои силы и свой шанс, в итоге я подал свои документы. Причем сделал это примерно за несколько дней до окончания срока приема. Затем я прошел все уровни конкурса. Вскоре мне пришло извещение о том, что я оказался в списке обладателей международной стипендии «Болашак». Сказать, что для меня это стало шоком, значит не сказать ничего.

Впереди у меня был год на подготовку, в течение которого нужно было сдать все документы для поступления в университеты, получить предложения и начать оформлять визу. На протяжении этого времени я тщательно готовился к предстоящему обучению. Страной обучения выбрал Великобританию, поступив в Лондонскую Школу Экономики (LSE) на степень магистра государственного управления, где мне предстояло учиться два года.

Я был убежден, что именно это учебное заведение наилучшим способом может дать мне знания в области политических наук, поскольку LSE - это один из ведущих университетов Европы в области политических наук, государственного управления и экономики.

- Как отреагировала Ваша семья на это известие?

-  Моя семья радовалась, наверное, больше, чем я. Это был такой шанс, который выпадает далеко не многим. Не скрываю, что получение стипендии – это наш общесемейный успех, так как именно родные убедили меня принять участие в программе.

Хотелось бы отметить, что в нашей семье я не единственный человек, который получил стипендию «Болашак». В прошлом году мой младший брат также прошел отбор по конкурсу в рамках программы. Буквально месяц назад он уехал в Великобританию, где сейчас получает степень магистра по финансам. Я очень им горжусь.

Безусловно, без программы «Болашак» трудно было бы себе представить, чтобы несколько членов одной семьи могли позволить себе получить зарубежное образование - оплатить учебу, проживание и все прочие расходы. Мы вряд ли могли бы себе это позволить. Моя мама – человек науки, доктор исторических наук, сейчас работает в Тюркской Академии. Она всю жизнь занималась наукой и преподавательской деятельностью. И всю жизнь она посвятила нам – своим детям. Она одна воспитала и подняла на ноги троих детей – меня, мою сестренку и младшего брата. Я думаю, что мама больше всех радуется успехам своих сыновей. А мы, в свою очередь, делаем все, чтобы оправдать ее надежды.

Программа дала шанс мне и моему брату, как и многим другим молодым людям получить достойное образование и задел для дальнейшей карьеры.

Сейчас у меня есть собственная семья - супруга и маленькая дочь. Я осознаю, что мои близкие возлагают на меня определенные надежды, неразрывно связывают свое будущее с  моим будущим, поэтому я  ставлю перед собой четкие цели и достигаю их. «Болашак» предоставил мне эту возможность.

- Что дало вам обучение в Лондоне?

- Прежде всего, в своем образовании я ценю обретенный навык постоянного поиска и глубокого анализа информации, способность складывать общую картину из мелких деталей и формировать конкретные предложения по конкретным проблемам. Свои знания и навыки я стараюсь полноценно применять в своей работе.

Помимо получения непосредственных знаний, человек, который учится за рубежом, получает обширный жизненный опыт в различных сферах. Новичкам приходится проходить сложный процесс адаптации – к культуре, традициям, даже к еде. Адаптироваться приходится и в общении с окружающими. Лондон – мультиязычный и мультикультурный город. В той атмосфере, где пребывает много интересных людей со всех уголков мира, с различным менталитетом, с совершенно разными точками зрения и историями жизни, невозможно быть замкнутым. В процессе многостороннего общения человек обогащает себя новыми коммуникативными навыками, расширяет кругозор. Я могу сказать, что впитав в себя частичку знаний, мыслей, опыта тех людей, с которыми я общался во время своей учебы, мое мировоззрение изменилось. Я стал мыслить более глобально, системно.

Кроме того, учеба стала для меня уникальной возможностью совершенствования языковых навыков. Помимо английского я продолжил изучения французского языка. Вне учебы я также большое внимание уделял занятиям спортом и культурным мероприятиям. Особенно я любил посещать музеи, художественные выставки и концерты классической музыки.
Каждый раз, находясь за границей, я всегда стараюсь посетить местные галереи или музеи, изучить местную культуру. Я думаю, что эта привычка сформировалась именно во время учебы в Великобритании.

- С какими трудностями во время учебы Вам приходилось сталкиваться?

- Помимо плюсов получения зарубежного образования, естественно, существуют определенные риски. Один из них – прокрастинация или, постоянное откладывание важных задач на потом. Проблема проявляется в том, что, осознавая необходимость выполнения вполне конкретных дел, человек откладывает все важное «на завтра».  Возможно, наша образовательная система в прошлом в чем-то позволяла существовать прокрастинации. Можно было за день до экзаменов перечитать конспекты, выучить билеты наизусть. При определенной доле удачи, возможно получить и высокую оценку. В зарубежной системе образования такая возможность полностью исключена. Эта система отлажена таким образом, что для достижения положительных результатов при сдаче экзаменов, нужно очень ответственно готовиться с самого первого дня обучения.

Буду честен - в самом начале моего обучения я тоже столкнулся с проблемой прокрастинации, позволив себе немного расслабиться. Безусловно, я связываю это с процессом адаптации к совершенно иному ритму жизни, новой среде.  Конечно, я посещал занятия, читал книги, осваивал программу, но необходимость перестраиваться на совершенно новый лад влияла на мою учебу. Первым шокирующим ударом для меня было получение низкой оценки за один из промежуточных экзаменов. Меня буквально потрясло. Я сразу просчитал те риски и последствия, которые могут наступить в результате. Как известно, условия программы подразумевают, что студент должен учиться хорошо, в противном случае стипендия отзывается, и государству выплачивается  потраченная сумма. Но самым страшным для меня было представление о том  позоре, который бы я испытал, если бы вернулся домой, не окончив университет из-за плохой успеваемости. Я просто не мог позволить себе разочаровать родных мне людей.

В итоге, детально пересмотрев распорядок своего дня, я четко структурировал свое время. Я распределил время так, что самая продуктивная его часть стала уходить на учебу, я фактически поселился в библиотеке (она работала круглосуточно, и мне приходилось проводить ночи в кампании ребят из Китая и Индии - самых усидчивых и терпеливых студентов), читал больше, чем рекомендовалось профессорами, постоянно ходил к ним на консультации во внеофисные часы, уделял особенно много внимания академическому написанию, так как успеваемость оценивалась посредством письменных заданий и экзаменов, старался посетить открытые лекции в других университетах. В общей сложности я загрузил свой день так, что времени оставалось только на сон. Поэтому, проведя два года в Англии, я почти никуда не ездил, в Европе не был, даже в Лондоне многие достопримечательности так и не посетил. Но в итоге получил хорошие знания, полезные навыки и диплом with merit. Многие могут раскритиковать такой подход, доказать, что можно и учиться на отлично и посвящать время отдыху и развлечениям, но я только рад за таких людей, которым удается достичь определенного баланса.
Сегодня я ни капли не жалею о том, что очень много занимался и посвящал все свое время учебе.

- Каким образом помогает в работе образование, полученное за рубежом? И как в целом сложилась Ваша карьера?

- Свою трудовую деятельность я начал в 2003 году. По первому образованию я журналист, поэтому, в основном, работал в СМИ и PR-агентствах. В период с 2008 по 2010 годы, после окончания учебы, был президентом, председателем реакционного совета ТОО «Медиа-Корпорация «Зан». Я надеюсь, что мне удалось внести позитивные изменения в этой организации, подтолкнуть ее к дальнейшему развитию, используя образование и опыт, который я получил в Великобритании. С 2010 по 2012 годы работал консультантом, заведующим сектором Пресс-службы Президента Республики Казахстан. После занимал позицию главного менеджера фонда «Центр социального партнерства» при АО «Самрук-Казына». Сегодня я занимаю пост заместителя председателя правления АО РТРК «Қазақстан», где отвечаю за вопросы стратегического развития.

Мое образование и приобретенный жизненный опыт стали теми ключевыми элементами моей карьеры, вокруг которых выстраивается мой опыт как эксперта. И, безусловно, все эти знания и навыки помогают мне максимально эффективно исполнять свои обязанности, реализовывать стоящие передо мной задачи и вносить свой вклад в развитие организаций, где мне посчастливилось работать.

- Чтобы вы могли пожелать будущим «болашаковцам»?

- Будущим «болашаковцам» я бы хотел пожелать постоянно стремиться вперед. Ставить перед собой грандиозные цели, мыслить масштабно.  Все время нужно стремиться к чему-то большему. При этом необходимо все детально планировать. 
Часто привожу в пример один социальный эксперимент, проведенный в Гарварде среди студентов. В рамках эксперимента, эксперты отобрали несколько групп студентов и опросили, кто как из них видит свое будущее.  Очень малая часть опрашиваемых ответили, что их будущее буквально расписано, есть четкие планы, изложенные на бумаге. Другие сказали, что они просто представляют картину примерно того, к чему придут в будущем. Ну и большая часть ответили, что у них нет четких целей и планов на будущее. Спустя определенное время, когда эти люди окончили университет и уже чего-то добились в своей жизни, было проведено еще одно исследование. Оно показало, что люди с записанными на бумагу планами, достигли гораздо больших высот, чем две оставшиеся группы.

Поэтому будущим стипендиатам хотелось бы пожелать уверенно ставить перед собой цели и добиваться их. А программа «Болашак» даст возможность реализовать эту цель самым устремленным. Blog post image

Линара Сактаганова

 
0
2937
0