Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
05:36, 24 февраля 2014

гастроли «Астана-Опера» в Алматы. «Роден»

Как я сходила на "Родена" и написала рецензию для "Панорамы".

фото: Карла Нур

В феврале в ГАТОБ им. Абая в рамках гастролей театра «Астана-Опера» состоялась алматинская премьера балета Бориса Эйфмана «Роден». С творчеством российского хореографа алматинский зритель уже знаком, в ГАТОБ им. Абая идут две постановки Эйфмана – «Красная Жизель» и «Анна Каренина».

Борис Эйфман, работающий в жанре современной хореографии, вновь сделал яркий и экспрессивный спектакль о любви и ненависти, муках творчества и безумии. В основу сюжета легла легенда об отношениях французского скульптора Огюста Родена с Камиллой Клодель. Любовь, охватившая художников, питала их творческие порывы, вдохновляла на эксперименты и оставила глубокие раны на сердце жены Родена – Розы Боре. Молодая ученица Камилла не только дарила Родену вдохновение, но и росла сама, отшлифовывая собственный талант и вызывая этим ревность своего учителя. Творческий и любовный союз обернулся болезненным для обоих разрывом и безумием Камиллы. Роден метался между страстью к ученице и привязанностью к жене, а Камилла, терзаемая любовью и женской ревностью, непризнанная как художник, обвиняла Родена в том, что он украл ее жизнь и ее дар. Но великий скульптор не предстает перед нами в образе мучителя. На премьере спектакля в Астане Борис Эйфман сказал, что «Роден» - это размышление о непомерной цене, которую приходится платить гениям за создание шедевров.

Язык современного танца, который мастерски использует хореограф, как нельзя лучше подходит для этого напряженного размышления. Прежде всего, совпадают творческие линии французского скульптора, который с помощью движения человеческого тела, но движения в камне, хотел передать душевные состояния, чьи скульптуры наэлектризованы внутренней силой и душевными порывами, и подходом к танцу российского хореографа. Эйфман также передает внутренние состояния персонажей, будь то любовь, боль, отчаяние, страсть или тоска через движение. Он не просто рассказывает историю, а погружает зрителя во внутренний мир героя, исследуя его психологическое состояние с помощью танца. Рваная экспрессия, надрыв, ломаные линии – через движения тела человека хореограф приоткрывает нам его внутренний мир и обуревающие его страсти. Роден Эйфмана ваяет свои скульптуры из тел танцоров, воплощая идею о красоте и пластике человеческого тела, красной линией проходящей через творчество французского скульптора. В постановке нашли отражение (в виде скульптур или образов) все важнейшие работы Огюста Родена и Камиллы Клодель из его парижского дома-музея.

Любовь, оборачивающаяся безумием или приводящая к гибели, муки творчества – темы, которые Борис Эйфман не раз разрабатывал в своих спектаклях. Можно сказать, что молодые артисты «Астаны-Оперы» справились с задачей, поставленной перед ними хореографом. Возможно, в определенных сценах им не хватало опыта танца в современных постановках, но мысль постановщика они передать сумели. Стоит отметить, что «Астана-Опера» сразу же включила в свой репертуар современную постановку, чем дала возможность столичным зрителям познакомиться с жанром современной хореографии, а исполнителям обогатить  свой танцевальный арсенал. Как и в спектаклях Эйфмана, идущих на сцене ГАТОБа, «Роден» отличает профессиональная сценография, отражающая дух Парижа второй половины XIX века и зарождающейся там эстетики модернизма. Музыкальным сопровождением служат отрывки произведений французских композиторов конца XIX-начала XX веков. Как и в спектаклях Эйфмана, идущих на сцене ГАТОБ, музыка звучит в записи. Постановку значительно бы украсило живое оркестровое сопровождение, которое в будущем планируется ввести в спектакль. Световое оформление является еще одним важным элементом постановки, помогающим подчеркнуть графичность и пластичность некоторых сцен, создать застывшую «скульптурную» композицию. Ведь это спектакль не только о буйстве чувств и испепеляющей страсти к творчеству, но и о гармонии и красоте человеческого тела в камне или в танце.

Фото: Карла Нур

 
0
679
0