место в рейтинге
  • 62911
  • 0
  • 1
Нравится блог?
Подписывайтесь!

О презентации беспрецедентного, не имеющего аналогов в мире, издания 100-томной серии казахского фольклора «Бабалар сөзі»

Министерство  культуры  и  информации РК провело презентацию 100-томной серии казахского фольклора «Бабалар сөзі», выпущенной в рамках Государственной программы «Культурное наследие», инициатором которой является Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев.

Главная цель мероприятия – представить наш богатейший 100-томный Свод казахского фольклора – национальную гордость, широкому кругу общественности, казахскому народу, известить мировое сообщество о беспрецедентном издании этой серии.

Казахский фольклор – великое духовное богатство, сосуществующее вместе с народом. Во все времена он отражал думы, воззрения, чаяния народа, его культурные и исторические традиции и выполнял большую познавательную роль. В традиционном обществе прошлых веков фольклор выполнял функцию и литературы, и искусства, и педагогики. Поэтому исторические предания, легенды и другие многочисленные жанры фольклора отражают основные эпохи и значимые события, в них ярко и четко выражены мировоззрение, философия, этика, эстетика, история казахского этноса.

Фольклор – это не только наследие прошлого. Фольклор – источник и неотъемлемая часть нашей современной духовной культуры. Получившие интенсивное развитие в ХХ веке профессиональное искусство и литература впитали в себя истоки народного фольклора. Известно, что в прошлом столетии наши классики М. Ауезов, Г. Мусрепов и другие, а в наши дни такие известные корифеи литературы, как А. Кекильбаев, с особым мастерством делали фольклорные сюжеты лейтмотивом своих произведений. И театр, и кино пронизаны духом фольклора.

Однако в ХХ веке, в эпоху социализма, в публикациях и исследованиях столь ценного духовного богатства, как фольклор, из-за неправильной идеологии и политики имело место множество ошибок. Выдающиеся жемчужины народной мудрости интерпретировались как «чуждые народу», подвижников фольклора называли «приспешниками богачей, религиозными националистами», были запрещены публикации и научное исследование фольклорного наследия. Из-за «классового», «атеистического», «интернационального» принципов все религиозные дастаны, многие исторические эпосы, произведения, связанные с народными верованиями и убеждениями, были преданы забвению.

Однако имели место некоторые исключения, когда образцы фольклора публиковались и до советской эпохи, и во время ее существования. Так, в ХІХ веке В. Радлов, Г. Потанин, И. Ильминский, В. Катаринский публиковали казахский фольклор в виде сборников и книг. Но они собирали и изучали фольклор, зачастую преследуя собственные цели, поэтому затрагивали только отдельные образцы народного наследия. Радлов и Потанин печатали отдельные произведения различных жанров в научных, а Ильминский и Катаринский – в миссионерских целях.

На протяжении многих лет фольклор не издавался в серийном виде. Существовали отдельные книги, сборники.  А. Букейханов,  С. Сейфуллин, М. Ауезов и др. выдающиеся представители казахской литературы выпустили в свет произведения фольклора в виде специального тома или отдельных книг.

Публикация образцов казахского фольклора в виде целой серии началась со второй половины 1950 годов. В 1958 году увидели свет 7 книг, позже в виде больших томов были изданы 4 героических, 3 любовных эпоса («Алпамыс батыр», «Қобыланды», «Қамбар батыр», «Ер Тарғын», «Қозы Көрпеш – Баян сұлу», «Қыз Жібек», «Айман – Шолпан»). Эти произведения и по отдельности, и в общих сборниках регулярно печатались до 80-х годов ХХ столетия.

Работа по выпуску в свет национального фольклора в виде многотомника была начата лишь в восьмидесятые годы, однако было издано только 17 томов.

И только в годы Независимости было начато комплексное изучение и издание казахского фольклора. Благодаря реализации Государственной программы «Культурное наследие», инициированной Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, большая часть нашего национального фольклора увидела свет в 100 томах под названием «Бабалар сөзі» («Наследие предков»). Например, только героический эпос составляет 20 томов, исторический – 13, религиозные дастаны – 7, новеллистические дастаны – 13,  любовные дастаны – 8, сказки – 5 томов. Это все крупные жанры фольклора. Жанры поменьше состоят из 1-3 томов.

Столь колоссальный труд достойно проделали Институт литературы и искусства имени М. Ауезова и издательство «Фолиант» из г. Астана. Точнее сказать, специалисты данного института систематизировали огромное количество рукописей, собранных из стран ближнего и дальнего зарубежья и накопленных в фонде института, затем представили их в издательство. «Фолиант» выпустил в свет эти труды с высоким профессиональным  мастерством, в соответствии с современными требованиями книгоиздания. В итоге увидела свет красочно оформленная и качественно исполненная полиграфически 100-томная серия «Бабалар сөзі».

Фольклор существует у всех народов. Многие страны собирают, публикуют, исследуют его. Но на сегодняшний день в мире нет государства, которое собрало и систематизировало все свое национальное богатство, провело на основе научных исследований огромную текстологическую работу и  выпустило в свет в виде академического издания 100 томов национального фольклора. В некоторых странах СНГ эта работа только начинается.

Презентация началась с поздравительной речи министра культуры и информации Мухтара Кул-Мухаммеда. Свое мнение о данном беспрецедентном в мировом масштабе проекте национальной культуры выразили руководитель секции «Фольклор» Государственной программы «Мәдени мұра» академик Сейит Каскабасов, директор Института литературы и искусства им. М.Ауезова Уалихан Калижанов, советник президента Тюрской академии Шакимшарип Ибраев, турецкий ученый-фольклорист госпожа Надзе Илдус, иранский ученый-фольклорист Жахангиру Карини.

В мероприятии приняли участие депутаты Парламента, руководители министерств, выдающиеся ученые, известные писатели, поэты, общественные деятели и читательская аудитория.

В рамках презентации организована выставка книг, изданных под руководством секции «Фольклороведение, литературоведение и краеведение» Общественного совета Государственной программы «Мәдени мұра».

МК РК Mki_gov
20 февраля 2014, 14:08
582

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Нет ничего более вдохновляющего, чем видеть стада сайгаков. Не зря их называют «киелі»

Нет ничего более вдохновляющего, чем видеть стада сайгаков. Не зря их называют «киелі»

В начале 2000-х годов в уральской популяции оставалось только 2500 сайгаков. Сейчас благодаря охране от браконьеров их численность выросла до 100 тысяч.
theYakov
17 июля 2017 / 17:55
  • 8818
  • 3
Ресторанный консенсус в Казахстане: мужчина платит всегда

Ресторанный консенсус в Казахстане: мужчина платит всегда

Ресторанный консенсус в этой стране таков, что если речь идет именно о свидании, то оплачивает его на 100% из 100 именно мужчина. Пытаться его расшатать - это достаточно дорогое удовольствие.
convoluted
17 июля 2017 / 15:32
Решили рискнуть и обратиться к риэлторам. И этим людям мы доверяем свой ночлег?

Решили рискнуть и обратиться к риэлторам. И этим людям мы доверяем свой ночлег?

Звоним риэлтору, говорим, верните наши 15 000 тг, так как ваша клиентка нас кинула. По его словам, он вернуть деньги больше не может. Не имеет право.
decorus
17 июля 2017 / 14:48
  • 3151
  • 15
Польша – страна простых решений. Почему они смогли, а мы еще нет?

Польша – страна простых решений. Почему они смогли, а мы еще нет?

В Польше вообще очень много понятного и простого – инфраструктура, коммуникации и дороги прежде всего, льготы в образовании, поляки вообще получают его бесплатно. А урожай побольше нашего.
Shimanskaya
17 июля 2017 / 16:08
  • 3299
  • 37
«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

Некий блогер Сергей Никитский неустанно пишет о Казахстане, Астане, Экспо и посвящает два материала Алматы, причём подчёркнуто называет город Алма-Ата.
Langdon
19 июля 2017 / 15:44
  • 3194
  • 52
Один из способов выиграть суд против коллекторов

Один из способов выиграть суд против коллекторов

Сегодня в своем посте я постараюсь рассказать, как выиграть суд против некоторых коллекторских компании в нашей стране. Чем отличается коллекторское агенство от обычного банка?
Advokot
18 июля 2017 / 15:31
  • 2857
  • 9
«Язык мой – враг мой», или 7 причин никогда не разговаривать с полицией

«Язык мой – враг мой», или 7 причин никогда не разговаривать с полицией

На этот раз пост очень важный и необходим к прочтению каждым! Не поленитесь и уделите время прочтению. Ни в коем случае, не разговаривайте с полицейскими до прихода вашего адвоката!
asselsabekova
18 июля 2017 / 14:19
  • 2930
  • 31
Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Автор утверждает, что программы МБА не дают никакого позитивного выхлопа, если ты уже не являешься владельцем или наследником прибыльного бизнеса. Знания МБА можно получить бесплатно, уверяет он.
Aks_Ras
19 июля 2017 / 16:28
  • 2406
  • 2
Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Вчера все информационные агентства страны передали сообщение, которое заставило забиться в ужасе сердца всех матерей страны. В мусорном контейнере города Сатпаев было обнаружено тело новорожденной девочки.
AliyaSadyrbaeva
19 июля 2017 / 11:06
  • 2182
  • 18