Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
2
02:20, 16 февраля 2014

Сон в зимнюю ночь или девальвация по боку

Неделька выдалась еще та! Особенно 11 февраля. С утра Интерфакс подкидывал все новые и новые поводы ахать и паниковать. Когда в официальных новостях наступала пауза, другие источники креативили свои версии происходящего. Наконец бесконечный вторник закончился, наступила ночь, и приснился сон, в котором я столкнулась с самой, видимо, ужасной проблемой – не могла попасть по билету 15-го в субботу на оперу «Абай». Так что мое подсознание расставило приоритеты.

Этим эпическим произведением я открыла свой личный сезон 2014 года после долгого … Воздержания от живого исполнения? Да, наверное, это можно назвать именно так. Зато теперь могу уверенно пробубнить под нос отдельные части «Бала маскарада» Верди. Правда, скорее всего, неправильно.

Опера – это совершенно удивительное искусство. Каждый раз спектакль ткется заново из огромного множества нитей. Это и голоса, и актерская игра, и состав, и соседи, и контекст.

15-го февраля 2014 года была последняя возможность увидеть и услышать произведение «Абай» А.Жубанова и Л.Хамиди с либретто М.Ауэзова в привычном формате. Потом будет другая версия, напитанная европейским осмыслением и коренными истоками.

Еще был задействован почти весь коллектив группы «Парасат». Для человека, у которого на звонке телефона стоит «Confessa» в их исполнении, это более чем просто приятно. Причем Меир Байнешев на роли Айдара заместил другого, заявленного заранее. Видимо, моими молитвами.

Немного по сюжету. Оказывается, через другое произведение можно лучше увидеть и услышать. После пары месяцев прослушивания «Бала маскарада» «Абай» в третий раз был воспринят совершенно иначе. В нём всё – и предательство, и трудная любовь, и советы третьих сторон. Ажар (Б.Жубаева) наречена в жены другому – Нарымбету (Болат Канагатов). Но она и Айдар любят друг друга и решили сбежать. Их поймали. Жиренше (Т.Кузембаев) решил, что Ажар надо вернуть будущему мужу, а Айдара убить. На помощь приходит Абай (Болат Жомартов) с Кокбаем (Дулат Токанов) и другими. Благодаря их вмешательству дело решено передать в суд. В конце этого действия у Абая очень знакомая из обычной жизни ария.

Жиренше и Нарымбет нашли слабое звено – Азима (Б.Бокенов), которому дали яд для Айдара. До заседания судья – достопочтенный аксакал Сырттан (Таир Тажигулов) - пришел к Ажар узнать ее отношение к происходящему. Она поет потрясающую арию, сходную по эмоциональному наполнению и красоте с арией Амелии Верди на кладбище. Сам Сырттан – это удивительно глубокий и сочный бас. В антракте встретила myma, которая сказала, что на самом деле это чудесно перевоплотившийся молодой певец ГАТОБ.  Итак, Сырттан убедился, что Ажар любит Айдара.

На суде выступали Жиренше и Азим. Жиренше взывал к традициям, устоям и совести. Азим под его харизмой стал сдавать позиции. Абай включился в полемику и смог доказать, что такая эфемерность как любовь может быть выше всего остального.

Настроение на сцене стало самым, что ни на есть жизнерадостным. Кокбай так живо флиртовал и заигрывал с Карлыгаш (Р.Меденова), что был застигнут врасплох появившимся Абаем в компании Айдара и Азима. Айдар счастлив. Его поэму хвалит наставник, скоро свадьба. Азима же разрывает зависть. У него очень интересная ария. Как-то привычнее, когда сопереживания вызывают песни о любви, боли за народ и справедливость. А тут прямо как под влиянием текста Кейна Джеймса встаешь на сторону мерзопакостного типа. И понимаешь, что нехороший он человек, а не можешь не сопереживать.

Во время свадебного тоя все прямо светятся от удовольствия. От души идет веселье. Один только Азим чернее ночи. Звучат задорные куплеты поклонов Кокбая, танцует балет с неизменными старцами, хор исполняет трогательную «Карлыгаш», и Айдар падает на «Айттым салем, Каламкас».

В следующем действии настроение актеров уже совершенно иное. Айдар в этот раз по-другому рассказал о своем недуге (что выгодно отличает живое представление от идеальной, но все-таки записи). Кокбай так смотрел на Абая, будто бы тот действительно мог испытать сердечный приступ на фоне переживаний. А Жиренше искренне был шокирован обвинениями в свой адрес. Однако Сырттан обратил свою авторитетную мощь на выяснение обстоятельств. В предыдущие разы персонаж судьи остался практически незамеченным в общем действии. Все-таки вот что значит конкретный исполнитель.

Айдар умер. Плач Ажар, мужчины, сидящие как на настоящих похоронах, и хоровое сопровождение скорби усилили накал отчаянья до невозможности. Огромная благодарность авторам за финальную арию Абая. Она немного сглаживает концовку, чтобы люди не уходили в ночь в полнейшем раздрае.

В очередной раз поразилась актерскому таланту. Айдар действительно озирался по сторонам, ожидая погони и волновался за Ажар, Кокбай не сфальшивил в ситуациях ни разу. Абай так вообще вылитый портрет на прежних купюрах в пятьдесят тенге. Истинный возраст исполнителя Сырттана выдали молодые руки, да и то лишь после того, как специально обратили на него внимание.

«Абай» - это не просто произведение. Его посыл остается актуальным и сейчас. Как тогда он смог убедить, что нечто неосязаемое может быть важнее чего-то привычного и обыденного, так и 15-го февраля 2014 года он собрал также думающих и чувствующих людей под крышей ГАТОБ.

2
205
0