Триумф Astana Opera

МК РК 2014 M02 14
515
0
0
0

Казахстанская правда, 14.02.2014 Столичный театр Astana Opera завершил свои гастроли в Алматы балетом «Роден» в постановке мастера психологического танца  Бориса Эйфмана. В первой декаде февраля в...

Казахстанская правда, 14.02.2014

Столичный театр Astana Opera завершил свои гастроли в Алматы балетом «Роден» в постановке мастера психологического танца  Бориса Эйфмана.

В первой декаде февраля в Алматы с успехом прошли первые гастроли в рамках мирового турне столичного театра Astana Opera. На пресс-конференции был подписан Меморандум о сотрудничестве между двумя главными театрами страны – ГАТОБ имени Абая и Astana Opera.

– Нашему театру сегодня исполнилось ровно 8 месяцев. Мы, 8-месячный театр, приехали в театр, которому исполняется 80 лет. В этом я вижу некую символичность и закономерность. Мы приехали поклониться духу, который царит в этом театре, на сцене которого в разные годы выступали самые легендарные личности нашей культуры – незабвенная Куляш Байсеитова, Ермек Серкебаев, Роза Жаманова, – поделился первыми впечатлениями директор театра Astana Opera Толеген Мухамеджанов.

Поздравить всю труппу театра с началом гастролей не с пустыми руками пришел и директор ГАТОБ имени Абая Габит Несипбаев. В дар музею Astana Opera были переданы портреты выдающихся деятелей казахского оперного искусства.

– Мы с большим волнением ждали эти гастроли. Два наших больших театра успешно работают в одном культурном пространстве, делают одно дело. Я хотел бы сразу исключить всякого рода спекуляции на тему жесткой конкуренции между двумя театрами – они абсолютно не состоятельны. Мы все коллеги, близкие друзья, представители одного дружного цеха. Истинная идея, истинная побудительная причина к этим гастролям имела своей­ целью некое символическое таинство – получение благословения, своего рода обряд инициации, – сказал директор ГАТОБ имени Абая Габит Несипбаев.

Вечером того же дня открытие гастролей Astana Opera на сцене старейшего театра страны ознаменовалось представлением жемчужины казахской оперы – «Биржан – Сара» Мукана Тулебаева в новой постановке народного артиста России Юрия Александрова. Символично, что именно на этой сцене в далеком уже 1946 году и состоялась премьера этой оперы. Невидимую эстафету от первой исполнительницы роли Сары – непревзойденной Куляш Байсеитовой – через 68 лет приняла молодая прима Айгуль Ниязова. Ее партнером по сцене выступил солист Мариинского театра Ахмад Агади. «Биржан – Сара» в постановке российского мастера Юрия Александрова получилась несколько другой, потому как  жизнь и любовь здесь оказались выше смерти. По-новому зазвучала и сама музыка Мукана Тулебаева.

– Впервые мы в полном объеме восстановили эту оперу, в некоторых местах мне пришлось сделать дооркестровку, не выходя при этом за рамки композиторских намерений, – говорит музыкальный руководитель Astana Opera Абзал Мухитдинов.

Первую постановку столичного театра, как и все последующие, алматинская публика встретила тепло и с восторгом. Как и вечер хоровой музыки на сцене «Казахконцерта». Сложнейшие произведения хоровой музыки всех направлений прозвучали в исполнении Камерного хора под управлением заслуженного деятеля РК Ержана Даутова. В первом отделении вниманию слушателей представили мировой шедевр хорового искусства – «Пушкинский венок» Георгия Свиридова. Во втором отделении прозвучали произведения казахской и русской хоровой музыки, а также западноевропейских композиторов XVIII–XXI веков.

Русская хоровая музыка представлена несколькими православными текстами Архангельского и Перта. Западноевропейское направление – музыкой композиторов Свидера и Джонсона.

– Хор является одним из сложнейших инструментов, который создал человек. Камерный хор «Астана Опера» за недолгий срок существования уже имеет свою историю, он получил высокую оценку выдающихся личностей в области искусства – Пьера Луиджи Пицци, Елены Образцовой, Ильдара Абдразакова», – отметил Ержан Даутов.

Не остались обделенными вниманием и самые юные ценители прекрасного. Для них прозвучала симфоническая сказка «Петя и волк» выдающегося композитора Сергея ­Прокофьева.

Любители балетного искусства с волнением и нетерпением ждали новую версию классического балета «Ромео и Джульетта» в постановке французского хореографа Шарля Жюда. Впечатляющие своей мощью декорации и костюмы, точно передаю­щие стиль эпохи даже в самых мелких деталях, выполнены ­мастерами своего дела – Эцио Фриджерио и обладательницей Оскара Франко Скуарчапино. Постановка Шарля Жюда отличается тем, что в ней задействовано большее количест­во танцующих пар, но дух балета остается неизменным. Сам хореограф отметил, что в этом спектакле роль каждого артиста имеет огромное значение, так как она работает на развитие драматизма в действиях.

– Единственная вольность, которую я себе позволил, – немного изменил финал драмы, – говорит Шарль Жюд. – Ромео еще не умер, а Джульетта уже просыпается, и в последней сцене возлюбленные находят друг друга.

Заглавные партии исполнили ведущие солисты балета – заслуженные деятели РК Мадина Бесбаева и Таир Гатауов. Приглашенным дирижером был заслуженный артист России и народный артист Татарстана Ренат Салаватов.

Бурными овациями благодарной публики запомнился и гала-концерт лучших солистов и коллективов на сцене ГАТОБ имени Абая. В первом отделении концерта прозвучали отрывки из  лучших произведений мирового музыкального искусства – «Тоска» Дж. Пуччини, «Аттила» Дж. Верди, «Самсон и Далила» К. Сен-Санса, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Айсулу» С. Мухамеджанова, «Кармина Бурана» К. Орфа в исполнении заслуженных деятелей РК Талгата Мусабаева, Дины Хамзиной, Сундета Байгожина и других солистов. Во втором отделении были представлены сцены из балета П. Чайковского «Спящая красавица» и Гранд-Па из «Дон Кихота» Л. Минкуса. На сцене блистали Гаухар Усина, Рустем Сеитбеков, Асель Шайкенова, Айгерим Бекетаева, Сержан Кауков и Досжан Табылды. В последний день гастролей эти яркие представители отечественного хореографического искусства были заняты и в балете «Роден» – новой постановке мастера психологического танца Бориса Эйфмана…

После  Алматы в гастрольном графике Astana Opera значится Санкт-Петербург, Париж, Лондон и Нью-Йорк. В добрый путь!

Уак МАНБЕТЕЕВ,
фото Юрия БЕККЕРА
Алматы

Оцените пост

0
Дальше