Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
11
02:31, 13 февраля 2014

Ваши друзья на машине в Алматы: пора подвести итоги эксперимента!

Blog post image

Ожидаемое время чтения: 5-7 минут

В прошлый вторник после организованного консульством США в Алматы ужина с основателем Priceline.com и Black Sky Entertainment Джеффом Хоффманом в Дель Папе я вернулся домой. В гости из Астаны приехал друг Чингиз Алекенов (insta_kz). Мы, как обычно, обсуждали различные идеи и я поделился тем, что последние пару недель думал над сервисом такси, “доставляющим счастье”. О причинах, почему я хочу это реализовать, я очень подробно [0] писал на своем англоязычном блоге “No Water, No Moon”. Чингиз тут же сделал мне вызов: “Почему бы не запустить и проверить идею прямо сейчас?”

Это кажется очевидным в ретроспективе (как в принципе, и все, когда ты смотришь на прошлое с колокола настоящего). “Хуже значит лучше”. “Если вам не стыдно за первую версию, вы запустились слишком поздно”. Эрик Рис, Стив Бланк, Рид Хоффман. Мы же говорили и приводили этот принцип в действие на протяжении двух циклов курса “Искусство стартапа” в Назарбаев Университете. Однако, зачастую нам нужен внешний стимул, внешняя сила, внешняя обратная связь, чтобы включить иногда засыпающий внутренний механизм. Поэтому Пол Грэм открыто говорит поступающим в YCombinator не подавать в одиночку, найти партнера, который поддержит в нужную минуту и поможет увидеть за отдельным деревом огромный зеленый лес. Вообще, если бы кто-нибудь рассказал мне идею социального такси, я бы предложил то же самое: “Запустись здесь и сейчас. К чему ожидание? Ни один бизнес-план не выживает после первой встречи с клиентом”. Думать со стороны легче.

В ту же ночь со вторника на среду я не спал до 4 утра, так как писал описание сервиса [1] на Hackpad’е и делал анонс в 4 соц. сетях, которыми пользуюсь: Facebook, VK, Twitter и Instagram. Вот, как звучало описание:

Ваши друзья на машине в Алматы
г. Алматы, пятница, 7 февраля 2014 г, такси в любое время в период 18:00 - 23:59.

Кроме быстрого и эффективного такси, мы предоставим высококачественный сервис в стиле "доставки счастья": бесплатную воду, шоколад, жевательную резинку, вашу любимую музыку, возможность зарядить свой смартфон, викторину с призами, конечно же, увлекательнейшую беседу с временами нескучными людьми, веселья ну и, в общем, почти всего, что пожелаете. И никаких торгов - цену по окончании поездки вы определите сами! Поделитесь этой ссылкой (http://bit.ly/friendly-taxi) с друзьями, которые хотят почувствовать вкус по-настоящему "нового такси" уже в эту пятницу.

Проснувшись на следующее утро, я был удивлен, когда увидел уже около 10 заказов. В следующие 24 часа пост в Facebook "goes viral”, собрав 265 лайков и 92 reshares, страничку, быстро сделанную на Hackpad’е, посетят 701 раз, а суммарное количество заказов достигнет 37. Мотор завертелся и пути назад нет! И вообще, по возможности любому доскональному планированию предпочитайте досрочный старт. Старт, когда нет ни совершенного продукта, ни 100%-ного видения, как все будет происходить. Это ускоренный трамплин обучения. Когда вам приходится учиться плавать, так как вы сами бросили себя в воду.

К счастью, очень поддержали друзья [1.2] и в итоге в пятницу вечером у нас было 4 машины. Вот итоги пятничного эксперимента в неподражаемом стиле от BuzzFeed.com:

  • Подробное описание "нового" такси, новости, фирменный знак, а также фотографии водителей и машин доступны здесь.
  • 34 заказа
  • Суммарный доход в 13,500 тенге (еще при старом курсе!), один торт от Rixos, открытка с нашими карикатурами, а также букет мандаринов :) [1.5]
  • Суммарное время в пути для 4 водителей - чуть более 24 часов
  • Суммарный расход на 4 машины = 4,000 тенге (сок, вода, шоколад, сладости, жевательная резинка) + 5,000 тенге (бензин) = 9,000 тенге

А вот и саммари опроса 15 человек, откликнувшихся на просьбу ответить на пару вопросов по окончании эксперимента.

Что дальше? Мне до сих пор очень интересна идея “социального” такси, которое можно заказать нажатием одной кнопки на смартфоне [2], но несмотря на то, что сервис очень понравился всем без исключения клиентам, я думаю, что поставлю эту идею на полку до лучших времен. И причиной этому не куча потенциальных операционных и юридических проблем или проблема контроля качества со стороны армии водителей. Дело в другом. Попробую объяснить. [2.5]

Сервис такси, который я представляю, ориентирован на массовый “эконом” сегмент. Здесь предоставлять классный сервис, где кроме интересной беседы и любимой музыки предлагаются напитики/шоколад/Orbit, недостаточно, нужно, чтобы цены были конкурентными, если не с “бомбилами”, то по крайней мере с лидерами “эконом-рынка” в Алматы: “Лидером” и “Экономом” [2.7]. Таким образом, наша средняя цена должна быть около 500 тенге. Будем оперировать на объеме. В оценках ниже я намеренно буду сверх-оптимистичен. Пусть у нас есть 100,000 пользователей iPhone [3]. Из них 10,000 использует наш сервис 4 раза в неделю по цене 500 тенге за поездку. Тогда наш месячный оборот составит 10,000 пользователей * 4 недели * 4 раза / неделю * 500 тг / поездка = 80,000,000 KZT (433,520 USD на момент написания этих строк). Мы берем 20% от этой суммы - 86,704 USD. Итак, у нас есть 10,000 пользователей * 4 заказа/неделю / 7 дней = 5,714 заказов/день. Нам нужно около 500 водителей, чтобы удовлетворить подобный спрос (“What a great problem to have!”). Значит, их ежемесячная компенсация будет равна 433,520 USD * 0.8 / 500 водителей = 694 USD. Учитывая цену бензина и техобслуживание (и даже не считая цену воды и шоколада), данная сумма становится меньше того, что “профессиональные” таксисты зарабатывают в “Экономе” или “Лидере”, либо просто таксуя на улицах. Не говоря уже о том сегменте водителей, о которых я думал первоначально: молодежь и студенты, желающие новых знакомств и дополнительного заработка; творческие люди и фрилансеры, которые могут уделить прогулкам по городу 2-3 часа своего времени в день. Предварительный итог: это невыгодно для водителей.

Другое соображение приходит из поведенческой экономики. Большинству жителей Алматы, зарабатывающих 300,000+ тг/месяц, комфортно оплачивать чек в 5000+ тенге в ресторанах по крайней мере несколько раз в неделю. Это 27 USD - цена, сравнимая с очень хорошим ужином в нью-йоркском ресторане. Однако, из-за неограниченного и нелицензированного предложения, комфортная цена поездки (даже если речь идет о пути из левого нижнего угла города в правый верхний) составляет всего 500тг - около 3 USD - копейки по сравнению со средними 10-15 USD за поездку в том же Нью-Йорке. Неограниченное предложение приучило пассажиров к цене в 500 тенге. Теперь это якорь, к которому психологически привязаны пользователи. Чтобы создать здоровый двухсторонний рынок, необходимо осчастливить обе стороны. Мы делаем неописуемо счастливыми сторону спроса. И я не уверен, что мы готовы сделать то же самое для предложения.

Если начинать с первых принципов: “Стоит ли проблема такси в Алматы?” Если честно, мой ответ - скорее “нет”, чем “да”. Если нужно спонтанно куда-то доехать, просто вытягиваешь руку на улице и через пару минут ты уже едешь в пункт назначения на случайной попутке со случайным водителем. Не нужен никакой смартфон, а время ожидания - минимально. Идея Uber’a пришла к Тревису Каланику и Гаррету Кампу осенью 2008 г, когда они не могли поймать такси в Париже. В городах, где очень мало лицензированных такси, а нелицензированных попросту нет, сервисы, подобные Uber или Lyft, решают реальную проблему. Похоже, что эта проблема просто не существует в Алматы [4]. Замечательно!

А вообще, было бы очень интересно узнать ответы на следующие вопросы:

  • Каков месячный оборот в тенге у “Эконома” и у “Лидера”? [5]
  • Сколько в среднем зарабывает водитель “Эконома” и “Лидера” и сколько поездок в день он совершает?
  • Каков процент заказов “Командира” приходится на iOS/Android приложение?

Эта область мне очень интересна, поэтому буду рад обсудить в комментах.

АвторАрман Сулейменов
Следуйте за мной в социальных сетяхTwitterFacebookInstagram.

Примечания
[0] Даже излишне подробно - 3,400 cлов!
[1] До этого я позвонил другу @dauletkaliyev, чтобы заручиться его поддержкой. Сам водить не умею :)
[1.2] Спасибо Темирлану Даулеткалиеву, Алмасу Туякбаеву, Азамату Байшуакову, Елжану Кошанову, Болату Садыкулову! Без них этот эксперимент не был бы возможен.
[1.5] Статистику подпортили несколько групп чаек по имени Джонатан Ливингстон.
[2] Подобных приложений на нашем рынке до сих пор нет. Все, что мы имеем - это сложные интерфейсы с 5-6 вопросами (откуда, куда, когда, кто, номер телефона и т.д.). На самом деле приложение должно состоять только из карты и кнопки “Заказать” под ней. Ответы на вопросы “Откуда?”, “Кто?” и номер телефона сервису должны быть уже известны. На вопрос “Куда?” пассажир ответит, уже находясь в машине, а ответ на вопрос “Когда?” всегда один - сейчас. Если в 1 из 100 случаях необходимо заказать такси на несколько часов/дней вперед, для этого есть другие сервисы.
[2.5] Речь ниже пойдет в контексте Алматы, не всего Казахстана.
[2.7] Pun intended :)
[3] Эконом-сегмент и iPhone? Вы сумасшедший! На самом деле из наличия айфона не следует, что человек хочет транжирить деньги на такси. iPhone-пользователи, как правило, быстрее других осваивают новинки, поэтому разумнее начинать с приложения на iOS. К слову, у большинства наших клиентов в пятницу был айфон.
[4] Возможно, нужно запускать подобный сервис в Павлодаре, Усть-Каменогорске или Караганде, где почти нулевая вероятность, что поймаешь кого-нибудь на улице, все заказы такси происходят только по телефону.
[5] Согласно данному интервью, в “Командире” оборот за месяц составляет 200,000 USD (из них чистая прибыль 60,000 USD). Однако, около 50% этой суммы приходится на B2B.

Blog post image

11