место в рейтинге
  • 222256
  • 954
  • 426
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Ваши друзья на машине в Алматы: пора подвести итоги эксперимента!

Ожидаемое время чтения: 5-7 минут

В прошлый вторник после организованного консульством США в Алматы ужина с основателем Priceline.com и Black Sky Entertainment Джеффом Хоффманом в Дель Папе я вернулся домой. В гости из Астаны приехал друг Чингиз Алекенов (insta_kz). Мы, как обычно, обсуждали различные идеи и я поделился тем, что последние пару недель думал над сервисом такси, “доставляющим счастье”. О причинах, почему я хочу это реализовать, я очень подробно [0] писал на своем англоязычном блоге “No Water, No Moon”. Чингиз тут же сделал мне вызов: “Почему бы не запустить и проверить идею прямо сейчас?”

Это кажется очевидным в ретроспективе (как в принципе, и все, когда ты смотришь на прошлое с колокола настоящего). “Хуже значит лучше”. “Если вам не стыдно за первую версию, вы запустились слишком поздно”. Эрик Рис, Стив Бланк, Рид Хоффман. Мы же говорили и приводили этот принцип в действие на протяжении двух циклов курса “Искусство стартапа” в Назарбаев Университете. Однако, зачастую нам нужен внешний стимул, внешняя сила, внешняя обратная связь, чтобы включить иногда засыпающий внутренний механизм. Поэтому Пол Грэм открыто говорит поступающим в YCombinator не подавать в одиночку, найти партнера, который поддержит в нужную минуту и поможет увидеть за отдельным деревом огромный зеленый лес. Вообще, если бы кто-нибудь рассказал мне идею социального такси, я бы предложил то же самое: “Запустись здесь и сейчас. К чему ожидание? Ни один бизнес-план не выживает после первой встречи с клиентом”. Думать со стороны легче.

В ту же ночь со вторника на среду я не спал до 4 утра, так как писал описание сервиса [1] на Hackpad’е и делал анонс в 4 соц. сетях, которыми пользуюсь: Facebook, VK, Twitter и Instagram. Вот, как звучало описание:

Ваши друзья на машине в Алматы
г. Алматы, пятница, 7 февраля 2014 г, такси в любое время в период 18:00 - 23:59.

Кроме быстрого и эффективного такси, мы предоставим высококачественный сервис в стиле "доставки счастья": бесплатную воду, шоколад, жевательную резинку, вашу любимую музыку, возможность зарядить свой смартфон, викторину с призами, конечно же, увлекательнейшую беседу с временами нескучными людьми, веселья ну и, в общем, почти всего, что пожелаете. И никаких торгов - цену по окончании поездки вы определите сами! Поделитесь этой ссылкой (http://bit.ly/friendly-taxi) с друзьями, которые хотят почувствовать вкус по-настоящему "нового такси" уже в эту пятницу.

Проснувшись на следующее утро, я был удивлен, когда увидел уже около 10 заказов. В следующие 24 часа пост в Facebook "goes viral”, собрав 265 лайков и 92 reshares, страничку, быстро сделанную на Hackpad’е, посетят 701 раз, а суммарное количество заказов достигнет 37. Мотор завертелся и пути назад нет! И вообще, по возможности любому доскональному планированию предпочитайте досрочный старт. Старт, когда нет ни совершенного продукта, ни 100%-ного видения, как все будет происходить. Это ускоренный трамплин обучения. Когда вам приходится учиться плавать, так как вы сами бросили себя в воду.

К счастью, очень поддержали друзья [1.2] и в итоге в пятницу вечером у нас было 4 машины. Вот итоги пятничного эксперимента в неподражаемом стиле от BuzzFeed.com:

  • Подробное описание "нового" такси, новости, фирменный знак, а также фотографии водителей и машин доступны здесь.
  • 34 заказа
  • Суммарный доход в 13,500 тенге (еще при старом курсе!), один торт от Rixos, открытка с нашими карикатурами, а также букет мандаринов :) [1.5]
  • Суммарное время в пути для 4 водителей - чуть более 24 часов
  • Суммарный расход на 4 машины = 4,000 тенге (сок, вода, шоколад, сладости, жевательная резинка) + 5,000 тенге (бензин) = 9,000 тенге

А вот и саммари опроса 15 человек, откликнувшихся на просьбу ответить на пару вопросов по окончании эксперимента.

Что дальше? Мне до сих пор очень интересна идея “социального” такси, которое можно заказать нажатием одной кнопки на смартфоне [2], но несмотря на то, что сервис очень понравился всем без исключения клиентам, я думаю, что поставлю эту идею на полку до лучших времен. И причиной этому не куча потенциальных операционных и юридических проблем или проблема контроля качества со стороны армии водителей. Дело в другом. Попробую объяснить. [2.5]

Сервис такси, который я представляю, ориентирован на массовый “эконом” сегмент. Здесь предоставлять классный сервис, где кроме интересной беседы и любимой музыки предлагаются напитики/шоколад/Orbit, недостаточно, нужно, чтобы цены были конкурентными, если не с “бомбилами”, то по крайней мере с лидерами “эконом-рынка” в Алматы: “Лидером” и “Экономом” [2.7]. Таким образом, наша средняя цена должна быть около 500 тенге. Будем оперировать на объеме. В оценках ниже я намеренно буду сверх-оптимистичен. Пусть у нас есть 100,000 пользователей iPhone [3]. Из них 10,000 использует наш сервис 4 раза в неделю по цене 500 тенге за поездку. Тогда наш месячный оборот составит 10,000 пользователей * 4 недели * 4 раза / неделю * 500 тг / поездка = 80,000,000 KZT (433,520 USD на момент написания этих строк). Мы берем 20% от этой суммы - 86,704 USD. Итак, у нас есть 10,000 пользователей * 4 заказа/неделю / 7 дней = 5,714 заказов/день. Нам нужно около 500 водителей, чтобы удовлетворить подобный спрос (“What a great problem to have!”). Значит, их ежемесячная компенсация будет равна 433,520 USD * 0.8 / 500 водителей = 694 USD. Учитывая цену бензина и техобслуживание (и даже не считая цену воды и шоколада), данная сумма становится меньше того, что “профессиональные” таксисты зарабатывают в “Экономе” или “Лидере”, либо просто таксуя на улицах. Не говоря уже о том сегменте водителей, о которых я думал первоначально: молодежь и студенты, желающие новых знакомств и дополнительного заработка; творческие люди и фрилансеры, которые могут уделить прогулкам по городу 2-3 часа своего времени в день. Предварительный итог: это невыгодно для водителей.

Другое соображение приходит из поведенческой экономики. Большинству жителей Алматы, зарабатывающих 300,000+ тг/месяц, комфортно оплачивать чек в 5000+ тенге в ресторанах по крайней мере несколько раз в неделю. Это 27 USD - цена, сравнимая с очень хорошим ужином в нью-йоркском ресторане. Однако, из-за неограниченного и нелицензированного предложения, комфортная цена поездки (даже если речь идет о пути из левого нижнего угла города в правый верхний) составляет всего 500тг - около 3 USD - копейки по сравнению со средними 10-15 USD за поездку в том же Нью-Йорке. Неограниченное предложение приучило пассажиров к цене в 500 тенге. Теперь это якорь, к которому психологически привязаны пользователи. Чтобы создать здоровый двухсторонний рынок, необходимо осчастливить обе стороны. Мы делаем неописуемо счастливыми сторону спроса. И я не уверен, что мы готовы сделать то же самое для предложения.

Если начинать с первых принципов: “Стоит ли проблема такси в Алматы?” Если честно, мой ответ - скорее “нет”, чем “да”. Если нужно спонтанно куда-то доехать, просто вытягиваешь руку на улице и через пару минут ты уже едешь в пункт назначения на случайной попутке со случайным водителем. Не нужен никакой смартфон, а время ожидания - минимально. Идея Uber’a пришла к Тревису Каланику и Гаррету Кампу осенью 2008 г, когда они не могли поймать такси в Париже. В городах, где очень мало лицензированных такси, а нелицензированных попросту нет, сервисы, подобные Uber или Lyft, решают реальную проблему. Похоже, что эта проблема просто не существует в Алматы [4]. Замечательно!

А вообще, было бы очень интересно узнать ответы на следующие вопросы:

  • Каков месячный оборот в тенге у “Эконома” и у “Лидера”? [5]
  • Сколько в среднем зарабывает водитель “Эконома” и “Лидера” и сколько поездок в день он совершает?
  • Каков процент заказов “Командира” приходится на iOS/Android приложение?

Эта область мне очень интересна, поэтому буду рад обсудить в комментах.

АвторАрман Сулейменов
Следуйте за мной в социальных сетяхTwitterFacebookInstagram.

Примечания
[0] Даже излишне подробно - 3,400 cлов!
[1] До этого я позвонил другу @dauletkaliyev, чтобы заручиться его поддержкой. Сам водить не умею :)
[1.2] Спасибо Темирлану Даулеткалиеву, Алмасу Туякбаеву, Азамату Байшуакову, Елжану Кошанову, Болату Садыкулову! Без них этот эксперимент не был бы возможен.
[1.5] Статистику подпортили несколько групп чаек по имени Джонатан Ливингстон.
[2] Подобных приложений на нашем рынке до сих пор нет. Все, что мы имеем - это сложные интерфейсы с 5-6 вопросами (откуда, куда, когда, кто, номер телефона и т.д.). На самом деле приложение должно состоять только из карты и кнопки “Заказать” под ней. Ответы на вопросы “Откуда?”, “Кто?” и номер телефона сервису должны быть уже известны. На вопрос “Куда?” пассажир ответит, уже находясь в машине, а ответ на вопрос “Когда?” всегда один - сейчас. Если в 1 из 100 случаях необходимо заказать такси на несколько часов/дней вперед, для этого есть другие сервисы.
[2.5] Речь ниже пойдет в контексте Алматы, не всего Казахстана.
[2.7] Pun intended :)
[3] Эконом-сегмент и iPhone? Вы сумасшедший! На самом деле из наличия айфона не следует, что человек хочет транжирить деньги на такси. iPhone-пользователи, как правило, быстрее других осваивают новинки, поэтому разумнее начинать с приложения на iOS. К слову, у большинства наших клиентов в пятницу был айфон.
[4] Возможно, нужно запускать подобный сервис в Павлодаре, Усть-Каменогорске или Караганде, где почти нулевая вероятность, что поймаешь кого-нибудь на улице, все заказы такси происходят только по телефону.
[5] Согласно данному интервью, в “Командире” оборот за месяц составляет 200,000 USD (из них чистая прибыль 60,000 USD). Однако, около 50% этой суммы приходится на B2B.

Арман Сулейменов suleimenov
http://www.cs.princeton.edu/~asuleime/
13 февраля 2014, 14:31
4561

Loading...

Комментарии

По мне так наоборот, лучше б такси "молчало" и приезжало вовремя, а жвачки и музыка по барабану.
Ну эффективность и скорость - это самые важные вещи в такси, абсолютно согласен. Сервис - это большая вишенка на торте. Насчет молчания со стороны водителей - это очень легко устроить :)
Спасибо! Главное - чтобы была хорошая реализация и существовал (или создался) рынок :)
Weron
1
0
Классно! Полезный сервис, можно допустим продать программу в работающее такси - тогда будет проще с запуском)
Спасибо! Ну приложения пока еще нет :)
troll
1
0
Блин, шикарно написано! Ни одной ошибки, текст выверен, обоснован, точен. Отформатировано шикарно! Круто, куштi!
Arigatou, что оценили усилия!
Очень интересная сфера, но тоже думаю что люди слишком заняты и не зациклены на уровне сервиса, им важнее как можно скорее получить результат. Но есть и другой большой плюс подобного сервиса - сближать людей. Если Вам нравится, почему бы не попробовать, к тому же любой опыт полезен, если использовать его правильно. Вы молодец, удачи Вам!
Чтобы узнать зар.платы работников такси можно попробовать туда внедриться (единственное что пришло в голову :))
Хорошая идея насчет "внедрения". Помню историю с американским журналистом, который устроился в Foxcon, чтобы увидеть воочию, как обращаются с ребятами, которые строят наши айфоны.
Почитай про такси в Сан-Франциско. Хотя, думаю, ты читал.

имея фишку, можно успешно покорить рынок. А ты молодец, что делаешь. Чинге салам)
Меня, как раз и вдохновил сервис такси в СФ. О котором я не читал, но активно использовал :) Подробнее здесь.
Комментарий удалён автором поста.
за то, что вы уже взяли и решили сделать - уже респект!
жаль, что не получилось апробировать. давайте ездить днем, в частности, утром. ;)

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

«До какой же еще степени унижения должен дойти народ?!»

«До какой же еще степени унижения должен дойти народ?!»

Министерство труда и соцзащиты провело через парламент очередной крайне неоднозначный закон, который может вызвать всплеск недовольства в стране.
openqazaqstan
15 нояб. 2017 / 11:17
  • 27168
  • 19
Самый большой мошенник в стране: об эффективной схеме развода «Казахтелеком»

Самый большой мошенник в стране: об эффективной схеме развода «Казахтелеком»

История о том, как Народный провайдер наваривается на своих клиентах, намерено не отключая услуги, и беря лишние деньги за ненужные и не оказываемые услуги.
ligaspravedlivosti
17 нояб. 2017 / 19:12
  • 15736
  • 61
«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

Заранее отпишусь, данный пост не является попыткой оскорбить собственную нацию) Как говорится о вкусах не спорят, каждому свое.
Bonittta
16 нояб. 2017 / 14:28
  • 14338
  • 365
Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Как сообщает телеканал КТК, только за последние девять месяцев Казахстан покинули 28200 человек, из них почти пять тысяч инженеров, около 2700 экономистов и 1700 учителей.
openqazaqstan
17 нояб. 2017 / 11:00
  • 9997
  • 50
Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Подтверждаются худшие предположения, циркулирующие в соцсетях. Периодические исчезновения детей в разных регионах Казахстана объясняются не только семейными проблемами и «синими китами».
openqazaqstan
16 нояб. 2017 / 15:46
  • 7111
  • 54
О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

В объективности выводов швейцарского банка Credit Suisse усомниться трудно – его экономические рейтинги относятся к самым авторитетным и их явно трудно упрекнуть в предвзятости
openqazaqstan
18 нояб. 2017 / 17:21
  • 5322
  • 76
«Думай как британец»: 8 вещей, которым я научилась в Великобритании

«Думай как британец»: 8 вещей, которым я научилась в Великобритании

Как два года в Великобритании изменили мою жизнь. Несколько простых вещей, которые могли бы сделать нашу жизнь лучше.
goribaldi
13 нояб. 2017 / 16:51
  • 4339
  • 28
Мой личный рейтинг женщин: от пуританки до содержанки

Мой личный рейтинг женщин: от пуританки до содержанки

Сегодня предлагаю вашему вниманию мой личный рейтинг женщин. А вот я хочу быть домохозяйкой, правда, не пахать дома, а хозяйничать.
Mysli_v_Sluh
13 нояб. 2017 / 15:00
Российским женщинам нужны казахстанские мужчины?

Российским женщинам нужны казахстанские мужчины?

Отдельные инициативы некоторых российских чиновников вызывают в Казнете приступы просто-таки гомерического ржача. Женщин в регионе – пруд пруди, а вот мужчин, с которыми они могли бы создать семьи, не хватает.
openqazaqstan
14 нояб. 2017 / 15:55
  • 2870
  • 18