Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
2
00:05, 12 февраля 2014

По следам утопии

Долой Старшего брата! Долой Интеграл!
Первая книга в жанре «утопии» была написана в XVI веке писателем Томасом Мором. Его роман так и назывался «Утопия» и рассказывал о фантастическом государстве с демократией и интеллигенцией во главе, равноправием женщин и о дружном соседстве религий. Казалось бы, прошло столько лет, но писатели разных стран и культур все еще лелеют мечту об идеальном, счастливом мироустройстве. А что из этого вышло? На мой взгляд, четыре прекрасных романа: «Мы», «1984», «О дивный новый мир!» и «451 по Фаренгейту». Кто знает еще, напишите.
Сегодня я остановлюсь на первых двух романах - Евгения Замятина «Мы» и Джорджа Оруэлла «1984».
Итак, «Долой Интеграл!» и « Свобода – это НЕ рабство!».
Я обожаю полемику вокруг этих произведений, горячность некоторых поклонников просто умиляет, но спорить какая из этих книг лучше – все равно, что возвращаться к теме Санта-Клаус и Дед-Мороз. Лично я Замятина люблю больше, но обо всем по порядку.

Роман «Мы» создавался в революционной России, образца 1920 года, сразу после возвращения автора из Англии. Замятин был увлеченным, ярым, вдохновенным большевиком, но увидев, что идеалы революции превращаются в абсолютно противоположное – «католицизм» властей, подавление свободы, творческой в том числе – разочаровался и итогом его духовного просветления стал роман «Мы». Как и  герой Д-503 Замятин оказался в конфликте с государством и стоял перед нелегким выбором: превратиться в безликий номер системы или вырваться на свободу. Писатель предпочел второе и уехал заграницу.
Джордж Оруэлл (Настоящее имя Эрик Артур Блэр) – написал свой «1984» почти двадцать лет спустя. Он в отличие от Замятина не был таким легковерным, наоборот, изобличал и «правых» и «левых. Ненавидя тоталитаризм, Оруэлл считал своим долгом освободить читателей от ложных догм, мифов, в числе которых и самым «вирусным» являлся «советский миф». Недаром Старший брат внешне напоминает товарища Сталина)).

Blog post image
Главным в мире Замятина и Оруэлла остается человеческая личность. Подобно исследователям-энтомологам они пришпиливают героев, как бабочек, к истории и обстоятельствам и наблюдают, на что способен человек  ради духовной свободы.
Это забавно, но Оруэллу казался роман «Мы» вторичным после «О дивный новый мир» Хаксли, тогда получается «1984» уже троичный? Вот такая хитрая литературная матрешка))) Так бывает когда одна и та же идея вдохновляет писателей  с разницей в десятилетия.

Возможно, в идеологическом плане роман «1984» выигрывает у Замятинского «Мы», одна картинка чего стоит - Старший брат. Полиция мыслей. Половое преступление. Да и реалистичнее он, по крайней мере в социальное разделение – Внутренняя партия(верхушки), Внешняя партия(средний класс) и Пролы(низший слой общества, сокращенно от «пролетарии») поверить легче, нежели в обезличенных людей с «конвейера». Да, кстати:

Blog post image

Но он такой ску-у-учный. Напоминает учебник. Мир Замятинского «Мы» мне куда ближе. Именно так, по моему  мнению, должно выглядеть художественное произведение – словно акварельный набросок, пунктирный характер, когда нет полного описания чувств, а только легкие штрихи писательского пера, которые и позволяют читателю увидеть картинку собственными глазами, когда читатель не просто наблюдатель происходящего, а участник, соавтор! И опять же камерность изображения, то есть рефлексия, сомнения, борьба героя все на наших с вами глазах, просто телефонный разговор какой-то!))

А вообще, я за дуэт и Оруэлловского «1984» и Замятинского «Мы». В их схожести есть своя прелесть! Один с государства Океания, другой с Евразии Единого Государства. Не слышите их созвучия? Это как два фрагмента одного паззла, да? Точнее географической карты.

И напоследок, Оруэлловская цитата как основная мысль  Идеального Государства:

Демократия невозможна без просвещения народа, а просвещение народа – без демократии.

2