Yvision.kzYvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
3
22:23, 06 февраля 2014

[В кино] — Август / August: Osage County (рецензия)

Blog post image

Август (August: Osage County) - 2013/2014

Режиссер: Джон Уэллс

Вкратце о режиссере: заправский телевизионный сценарист, работающий в индустрии с конца 90-ых, а также продюсер, качество проектов, к которым он так или иначе приложил руку и спонсирование разнится от "Дума" до "Дюма" (Мысли о свободе), но в основном в его послужном списке исполнительного продюсера - частые независимые ленты. "Август: графство Осейдж" - это его второй полнометражный фильм после "В компании мужчин" 2010 года. Режиссурой Уэллс в основном занимался в сериале "Бесстыдники", где в кардинально другом тоне, и высмеивающей и более оптимистичной манере, тоже говорят о вещах насущных в делах семейных (как и в "Августе").

В ролях: Мэрил Стрип, Джулия Робертс, Крис Купер, Эван МакГрегор, Бенедикт Кембербэтч, Джульетт Льюис, Джулианна Николсон, Сэм Шепард.

Сценарий: основано на пьесе Трэйси Леттса.

Синопсис: в старшем поколении семейства Уэстон без предупреждения уходит из дома отец. ЧП собирает в фамильном доме всю рассыпавшуюся по американским штатам родню, которая не успев разъехаться и предпринять что-либо для поиска, обнаруживает пропавшего члена убитым собственными руками. Самоубийство отца оставляет на несколько дней (церемония, болеющая мать и так далее) озлобленных и почти что чужих друг другу сестер, дочерей и братьев лицом к лицу друг с другом и пульсирующими обидами прошлого.

Пестрый материал пьесы Трэйси Леттса обладает внушительным исследованием всевозможных пороков семейного очага: от инцеста и измен до педофилии и потомственных разводов. Переносить столь обжигающие и неприятные объекты под кинематографическую лупу необходимо с высочайшей осторожностью, дабы не клеймили чернухой, а актеры не жалели о сыгранных ролях, граничащих на стыке безумия и столь осязаемого вездесущего присутствия – к счастью если не у вас дома, то через соседскую стену хотя бы раз каждый слышал безудержные надрывные крики и ругательства. «Августу», априори, нужен был сильный, а самое главное рассуждающий режиссер, способный обуздать поднимающиеся темы, оставив их образно лишь в воплях через подъездную площадку, а не придав им устрашающую физическую форму, которая бы препятствовала обнадеживающему выводу. Однако, нагромождение скелетов (в шкафу, на заднем дворе, в кухонной мебели) в семействе Уэстон не могло позволить этому случиться уже своим сюжетом. Здесь в самый раз бы пригодилась авторское переосмысление, но Джон Уэллс будто бы прочитывает все по буквам, только добавляя молчаливую аннотацию. Именно в отсутствии крепкой нацеленной режиссуры в основном и критикуют «Август». Но мне кажется, из-за взрывоопасного первоисточника и посыла, исходящего из его заключения, экранизации пьесы Леттса не столь важен авторский подход в постановке действа на экране. Так как «Август» вторит самым простым и ветхим поговоркам, но вместе с тем уверенно в своей правдоподобности бытового кошмара, выводит к публике омерзительный предмет для обдумывания. Попытка прикоснуться и перевернуть этот зловонный объект в виде отвратительных отношений между членами семьи, разменяв отчужденный микроскоп театрального обыгрывания материала на санитарные перчатки кино-исследователя и желание разворошить весь этот капустник фамильных изъянов могло было обернуться еще более чем-то противоречивым и нелицеприятным, каким итак уже является сюжет пьесы. Потому и чисто ремесленническая манера работы Уэллса способствовала избеганию этой возможной проблемы.

Blog post image

Ведь даже финальный аккорд сокрушительно обрушивает на зрителя, без того натерпевшегося всяческих откровений и стыдливо страшных фактов, последние мгновения бесповоротного падения в пропасть вместо хоть какого-то облегчающего окончания. Исчезновение отца, а затем и его смерть вовсе не приводит к укреплению ослабленных семейных уз, а скорее наоборот, доказывая, что нет ничего сильнее и в тоже время более хрупкого чем они, рвет до последней нитки.

Blog post image

Кончина главы семейства выпускает наружу разжиревших годами тараканов всех ее членов, которые успели разбежаться по миру, но по кровному зову, а не по собственному желанию, возвращаются в родной дом. Несущей колонной исследования «Августа», которое к концу окончательно превращается в размеренное холодное наблюдение, как раз и является вопрос о семейных обязанностях - делают ли сестринские связи разных женщин по-настоящему ближе, и как часто долг, заключающий в себе заботу и уверенную помощь в безвыходной ситуации своей родне, становится обузой для каждого из них.

Помещая в старое гнездо все три поколения фамильного древа на несколько дней, и нагнетая страсти и ссоры, словно аккомпанируя поднимающемуся столбику термометра в смертельно жарком графстве Осейдж, Леттс наглядно демонстрирует, что яблоко от яблони недалеко падает, а фамильное древо настолько хрупкое, что высохнет под любым солнечным ударом. Хоть и кажется порой за мастерской, великолепной игрой ведущих актрис, что все сложнее, но, в конце концов, через чересчур прямолинейный символизм, авторы приходят именно к столь однозначному и безвыходному высказыванию. Все материнские недостатки непременно передадутся дочери, а слабые мужчины так и останутся слабыми мужчинами, сколько бы их не порицали.

Blog post image

Но суть вся в том,  сможет ли человек не замыкать, а прервать этот порочный круг поколенческих болезней – сможет ли отец поверить в сына, когда сам никогда не чувствовал родительской поддержки, получится ли дочери найти своего уверенного настоящего мужчину, когда ее мать без причин несколько раз бросает муж ввиду своей «сложной натуры». Ответить на это можно, поняв – достаточно ли в тебе обычной человеческой доброты. Леттс в итоге утверждает, что семья со всеми ее болячками, трудностями, грандиозной нуждой в терпении и вере – только для сильных людей, способным быть по-настоящему любящими, милосердными и, самое важное - терпеливыми. Семья по Леттсу самое противоречивое явление и параллельно – простейшее, о котором можно сказать две основополагающие истины. Первое, что кровные узы – это не святость по аксиоме. Второе – что они таковыми становятся только для сильных людей, чья энергия будет идти от банального добродушия. И то, и другое наблюдается на примере семьи Уэстон, которое есть сборище отвратительных слабаков, не заслуживающих оправдания, и оно дружно, от матери, потерявшей мужа до сбившихся с пути дочерей, доказывает еще один постулат – иногда семья это просто horseshit. Повторите-ка вслух и никогда не повторяйте в жизни.

Blog post image

Итог: блестяще сыгранная Мэрил Стрип, которая до сих пор не боится браться за сложнейшие и потрясающие своим противоречием роли, и Джулией Робертс, выдавшей свое лучшее выступление со времен «Эрин Брокович», отталкивающая своим содержанием трагедия о развале семейства Уэстон – из того разряда фильмов, необходимость смотреть которые варьируется от позиции и желания зрителя. В лишний раз окунать себя в вереницу человеческих пороков и проблем захочет не каждый, но в качестве эмоциональной встряски и жизнеутверждения методом «от противного», «Август» для просмотра подходит в самый раз. К тому же, Джулия Робертс правда давно не делала ничего столь мощного.

Аманжол Смагулов.

 

3
476
6