Расходы на АОО «Назарбаев университет» и АОО «Назарбаев интеллектуальные школы»

Ернар Предиктор 2014 M02 3
10511
71
41
0

Долго не мог решиться опубликовать этот материал. АОО Назарбаев университет", АОО "Назарбаев интеллектуальные школы": объемы финансирования, прозрачность, значимость и пр.

Ежегодно я делаю анализ расходов Республиканского бюджета. Мне интересно на что расходуются бюджетные средства.

И в этом году, как и в прошлом, меня заинтересовали расходы на АОО "Назарбаев Университет" (далее НУ) и АОО "Назарбаев интеллектуальные школы" (далее НИШ). Материалы публикую для привлечения внимания Лидера Нации, Президента Республики Казахстан, чью фамилию носят эти две организации, а также для привлечения внимания партии "НурОтан" и казахстанской общественности.

Итак, начнем с сухих цифр.

 

Таблица 1 - Некоторые затраты в Республиканском бюджете на 2014 год (источник Закон Республики Казахстан от 3 декабря 2013 года № 148-V ЗРК. "О республиканском бюджете на 2014-2016 годы")

Таблица 1 показывает, что запланированные расходы на образование в 2014 году составляют 461,67 млрд. тенге или 7,14% ко всем затратам Республиканского бюджета (далее РБ). По линии МОН РК НУ и НИШ финансируется на сумму 83,81 млрд. тенге, что составляет 18,15% всех затрат на образование в РБ. Если прибавить целевой вклад в НУ по линии  МЗ РК в сумме 11,41 млрд. тенге, то общая сумма финансирования НУ и НИШ составит 95,23 млрд. тенге. Удельный вес всех расходов на НУ и НИШ в структуре затрат РБ составит 1,47% (против 7,14% на образование в целом).

Для примера, сумма расходов на "Культура, спорт, туризм и информационное пространство" в РБ составляет 114,4 млрд. тенге. То есть расходы на НУ и НИШ к расходам на "Культура, спорт, туризм и информационное пространство" составляет 83,24%.

Таким образом, возникает естественный интерес к НУ и НИШ - что за организации такие с расходами, сравнимыми с республиканскими расходами на целые социальные сферы и занимающие такой большой удельный вес в расходах на образование.

Начнем... Не буду пускаться в детальную описаловку, которую вы можете найти в сети.

Итак, университет был создан, по инициативе Президента РК. Первое название АО «Новый университет Астаны». 7 июня 2010 года был переименован в АО «Назарбаев Университет» 15 июня университет сменил юридический статус и стал называться "Автономная организация образования «Назарбаев Университет».

Прием первых студентов начался в 2010 году. Если брать за основу данные сайта НУ, то в 2010 году было зачислено 484 абитуриентов, в 2011 году - 501 абитуриент, в 2012 году - 506 абитуриентов (принтскрин сделан). Если предположить, что количество абитуриентов в 2013 году не сильно отличается от количества в предыдущие 3 года, то на текущий момент в НУ учится порядка 2 тыс. студентов.

Всего в НУ 7 школ и 16 специальностей бакалавриата. Обучение ведется на английском языке.

Помните расходы по линии МЗ РК (11 419 971 тыс. тенге)? Так вот у НУ есть две дочерни организации: АО "Национальный аналитический центр" и АО "Национальный медицинский холдинг" (далее НМХ). На НМХ остановимся поподробнее.

НМХ объединяет 6 инновационных объектов здравоохранения, расположенных на территории медицинского кластера в г.Астана - это Национальный научный центр материнства и детства, Республиканский детский реабилитационный центр, Республиканский диагностический центр, Республиканский научный центр нейрохирургии, Республиканский научный центр неотложной медицинской помощи и Национальный научный Кардиохирургический центр.

К сожалению, консолидированной отчетности за 2013 году НМХ у меня нет, но есть за 2012 год. На начало 2012 года НМХ имеет на балансе 4,1 млрд. тенге (или 6,11% к балансу) на конец 2012 года 4,5 млрд. тенге (или 6,77% к балансу). При этом надо учитывать что доля основных средств на начало 2012 года составляла 86,6%, к концу 2012 года 84,9% (консолидированная отчетность скачена с сайта НМХ). Немаленькая сумма денежных средств (наиболее ликвидных активов) для некоммерческой организации. При необходимости можно сделать более дательный анализ уже по данным 2013 года.

Вернемся к НУ. На сайте нет следующей информации:

- сколько преподавателей работает в НУ;

- общее количество персонала в НУ;

- консолидированной финансовой отчетность ни за один год.

Казахстанцы, не могут ознакомится с результатами деятельности организации на которую расходуется такое большое количество бюджетных средств. Можно сделать предположение о существовании огромных сумм денежных средств на счетах НУ, которые накопились за годы его существования. Можно сделать предположение о неэффективности использования денежных средств выделенных из республиканского бюджета.

Далее идет НИШ, расходы которого составляют 28 010 882 тыс. тенге или 6,1% к расходам РБ на образование.

Проект НИШ был запущен еще в 2008 году. После принятия Закона РК «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд» в 2011 году был юридически переоформлен. О Законе чуть позже.

Всего в НИШ входит 16 школ (в каждом регионе) и 5 дочерних организаций. Подробнее можно почитать на их сайте. К сожалению, консолидированной финансовой отчетности НИШ тоже нет. Но количество учеников во всех регионах, объем работы, строительство новых школ, считаю снимает вопрос о целесообразности и эффективности расходов из РБ в сумме 11 млрд. тенге (напомню о 42,5 млрд. у НУ). Чтобы убедиться в моих словах - смотрите их сайт и отчет о деятельности за 2012 год.

Теперь рассмотрим самые "интересные" положения Закона РК от 19 января 2011 года № 394-IV О статусе "Назарбаев Университет", "Назарбаев Интеллектуальные школы" и "Назарбаев Фонд".

1. Впервые созданы организации правовой формы - "автономная организация образования - не имеющая членства некоммерческая организация, учреждаемая Правительством Республики Казахстан, правовой статус и особый правовой режим деятельности которой определяются настоящим Законом" (п.1ст.1). Некоммерческий характер организаций позволяет им не платить налоги, обязательные для коммерческих организаций. Это дает конкурентное преимущество перед частными организациями и возможность предоставлять услуги по более конкурентоспособным ценам при одном объеме и качестве услуг.

2. Статья 3 Закона "5) принцип социальной ответственности и прозрачности - разработка и участие Университета, Интеллектуальных школ и Фонда в социально значимых проектах с целью улучшения благосостояния общества, обеспечение информационной открытости по всем направлениям своей деятельности". Данный принцип нарушен, так как не публикуются данные годовой консолидированной финансовой отчетности - основной финансовый документ.

3. Статья 5 п.п. 3,4  "Учредитель не имеет имущественных прав на имущество автономных организаций образования. Учредитель не отвечает по обязательствам созданных им автономных организаций образования, а они не отвечают по обязательствам учредителя". Учредитель - Правительство. То есть Правительство может передавать имущество, средство, но не имеет права требовать эффективности использования этих средств, не имеет права отдать неэффективно используемое имущество другим государственным организациям. Честно говоря, эта статья - нонсенс. Не знаю как ее провели по всей цепочке законотворчества.

4. Статья 9. п.2 " Порядок организации образовательной деятельности, приема на обучение, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся определяется Университетом самостоятельно в соответствии с его уставом. Обучающиеся в Университете освобождаются от промежуточного государственного контроля". Статья 10 п.2 "Порядок организации образовательной деятельности, приема на обучение, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся определяется Интеллектуальными школами самостоятельно. Обучающиеся в Интеллектуальных школах освобождаются от промежуточного государственного контроля".  Еще выпускники НИШ освобождаются от ЕНТ. Это абсолютная свобода от контроля и мониторинга со стороны МОН РК. Как бы НУ и НИШ вроде и не относится к системе образования в РК, хотя финансирование проходит по линии образования.

Таким образом, я как гражданин Республики Казахстан:

1. Хотелось бы попросить, АОО "Назарбаев Университет" соблюдать статьи 3 Закона РК от 19 января 2011 года № 394-IV О статусе "Назарбаев Университет", "Назарбаев Интеллектуальные школы" и "Назарбаев Фонд" в части соблюдения принципа "социальной ответственности и прозрачности", то есть "обеспечение информационной открытости по всем направлениям своей деятельности". В частности меня интересует финансовые показатели по деятельности, то есть мне нужна существующая консолидированная отчетность НУ. Полученные данные будут использованы в анализе эффективности и целесообразности расходов республиканского бюджет.

2. Прошу Президента РК, Правительство РК и Парламент РК рассмотреть возможность внесения изменений в Закон РК от 19 января 2011 года № 394-IV О статусе "Назарбаев Университет", "Назарбаев Интеллектуальные школы" и "Назарбаев Фонд" в части отмены пунктов 3,4 статьи 5 Закона. А также внесения правовых норм о контроле и мониторинге деятельности НУ и НИШ со стороны МОН РК и МЗ РК.

Вышеперечисленное обусловлено большим удельным весом расходов на НУ и НИШ из республиканского бюджета. Актуальность поднятых мной вопросов обусловлена требованием Президента РК о повышении эффективности использования бюджетных средств, а также непопулярными решениями в области налогообложения авто, увеличения пенсионного возраста женщин и изменениями НПА в области социальной поддержки беременных женщин.

Источник:http://www.predictor.kz/?p=931

Оцените пост

40

Комментарии

0
По моей субъективой оценке, просматривая гос. закуп, загруженность гос. рабочих, оценку работ. Ну и присутствия лично в гос. учреждениях во время работы, сделал вывод что эффективность освоения крайне низкая, можно работать больше, качественнее, и быстрее. Примерно раза в 2. И это без оптимизации процесса, просто адекватно расходуя ресурсы.

Можно вообще ликвидировать "Министерство образования", и вместо него создать фонд финансирования школ. Разницы в работе, абсолютно не изменится. Проверок все равно не проводится, только отчеты требуют, а качество образования низкое. Большинство учеников за время школы только грамоте обучаются, и то пишут с ашибками. Знании в других сферах отсутствуют, тупо забывают.


Так что поле непаханное, продолжай.
1
Какой-никакой, но порядок МОН наводит. В любом случае, с них "спрашивают" за расходы бюджета, идут проверки и виновные в растратах наказываются. Не так часто как хотелось бы, но тем не менее...

Интересно другое - многие известные блогеры, общественники, политики, которые на каждом углу кричали о справдливости, которые травили семью Усенова согласились с моей позицией, пожелали успехов, но отказались принимать участие в обсуждении проблемы.... С формулировками, "по своим соображениям", "я в цифрах не разбираюсь" и др.

А чего там разбираться? )))

Короче, все готовы "жопу рвать" за несколько миллионов, по мелким вопросам, травить людей, которые не ответят. Как дело доходит до серьезных, многомиллиардных вопросов,- многие в кусты. Многие... но, слава богу, не все.
1
да не наводят они порядок, просто требуют отчеты и их проверяют. НИКОГДА не было проверок на месте, внезапных или серьезных. Они все просто создают имитацию процесса.

По гос. закупу и так порядок, для снабжения школ всяким нужными вещами. От парт, до ремонта. Зарплата учителей, и финансы регулируются местным бюджетом.

За университетами они вовсе не следят, в прошлом году под влиянием реформ в РФ ввели ВОУД, но я проходил его и могу утверждать что никакой серьезной проверки не было. Опять таки имитация и фикция.

Никаких новшеств, никаких новых знании, ничего серьезного МОН не делает. Школьников и студентов даже обучают уже Морально устаревшим технологиям и знаниям.

Типичные гос. служащие, главное чтобы в отчетах все было красиво, а как по факту дело обстоит никого не волнует.

А про оппозиционеров и общественных деятелей в Казахстане, забудьте. Их нету, есть хомячки и есть просто "грантоеды". Те кто действительно что то делает их не видно, не пиарятся. и таких мало.

В идеале было бы круто реформировать всю структуру образования. Необходимо повысить ЗП учителей в два-три раза, иначе продолжится традиция когда в педагогические вузы идут лишь одни отбросы, лишь потому что по ЕНТ лишь на это хватило баллов. Не представляю кто будет обучать в будущем детей, видя студентов пед. вузов. Тратят бюджетные средства исключительно для "корочки", лишь малая часть действительно хочет учить детей.
0
Вот вам и источник для повышения заработной платы учителей в регионах.
0
Слушай, а зачем тебе все это?
Показать комментарии
Дальше