О стереотипах в Голливуде

Gulnara Bazhkenova 2014 M01 20
2663
12
7
0

- Вы, американцы, считаете себя открытыми, а может вы просто бестактны?  - А вы (русские) считаете себя поэтами, а может вы просто обидчивы?

- Вы, американцы, считаете себя открытыми, а может вы просто бестактны? 
- А вы (русские) считаете себя поэтами, а может вы просто обидчивы?

Диалог из фильма "Джек Райнер: теория хаоса", и лучшее из него. Фильм пустячный, но в некотором смысле знаменательный - потому что первый после холодной войны, где так карикатурно изображены не просто "русские бандиты", но система власти. 
По сюжету русский олигарх задумал теракт против США и последующий глобальный финансовый хаос, но намек указывает, что на самом деле это планы людей повыше, из самого Кремля, которых олицетворяет блистательный Барышников. А олигарха, на крайних нотах, играет Кеннет Бранна. Играет, несмотря на всю пародийность образа весьма правдоподобно. Тяжелый взгляд, мимика, манера разговора - видимо, актер просмотрел немало видеохроники - что-то подметил и так передал типаж, что смотришь и думаешь: ба, да это же, например, Сечин. Ну или наши представления о нем. Герой Бранны в первой же сцене до полусмерти избивает врача, который не смог попасть ему в вену, демонстрирует зрителям татуировку двуглавого орла на руке, а через несколько минут прямо в кабинете убивает главу собственной службы безопасности. Регулярно ходит в Храм Христа Спасителя в сопровождении телохранителей. Есть в этом хрестоматийном клюквенном наборе место и лесу с березками и прощальному, сентиментальному: "я всегда думал только о России".

Но не спешите все валить на пропаганду и ненависть к России. Дело всего лишь в деньгах. Сегодня тема России, Путина, как харизматичного антигероя, очень популярна в мире, вот голливудские продюсеры и решили поэксплуатировать ее. И ХХС не случайно навязчиво мелькает на заднем фоне - дело, конечно же. в Пусси райот.
Голливуд, как правило, живо реагирует на события в мире, извлекая из них дополнительную кассу. 
Если не брать в расчет слишком очевидные примеры - образы офицеров КГБ или фашистов - то я заметила конъюнктурность Голливуда, например, в фильмах второй половины 80-х годов. В них очень много отрицательных персонажей японцев – они почти все – либо мафиози, которые рубят самурайскими мечами головы своим врагам, либо бесчувственные финансисты-плутократы. Помню один фильм – не категории Б, а с выдающимся Шарлем Бронсоном – где все плохие люди оказываются японцами, а все японцы – плохими людьми.
Думаю, это не случайно, конец 80-х – время торговых войн между США и Японией и, как мне кажется, причина в этом. Но дело не в заказе министерства торговли, а опять-таки в коммерческом расчете. Обычный американский потребитель в то время читал новости с полей торговых войн и всей душой ненавидел японцев, и Голливуд удовлетворял его моральный запрос. 

Кстати, азиатам в Голливуде вообще не везет. Мужчины-азиаты в американских фильмах, как и русские олигархи, или жестокие члены якудзы/триады, или смешные подобострастные маленькие люди, работники какой-нибудь закусочной. Голливуд долгое время отказывал азиатским мужчинам в мужественности и сексуальности, потому что долгое время таким был запрос зрителя, вернее, его не было вовсе. Поэтому если азиат и появлялся в фильме, то в отрицательном амплуа. Доходило до смешного. есть фильм, довольно известный, но я не могу вспомнить название. По сюжету, в трудную школу, в плохом, криминальном районе приходит работать новый директор и начинает бороться с преступностью. Очень скоро он обнаруживает, что в школе действует налаженный сбыт наркотиков и за всеми безобразиями стоит кто-то взрослый. Школа черная, директор – белый. Кто оказывается тем негодяем, что сбивал детей с истинного пути? Учитель физкультуры, азиат, каратист. 

Однако времена меняются и к концу 90-х, началу 2000-х азиатский мужчина начинает потихоньку проявлять и положительные качества, например, сексуальность. Тут его ждет немало трудностей. К примеру, в фильме "Ромео должен умереть" герой Джетта Ли, по сценарию, в финале должен был поцеловать героиню – мулатку – но такой межрасовый микс так не понравился фокус группе, что сцену пришлось переписать. Джет Ли в конце просто обнимает женщину, которую любит, хотя навсегда с ней прощается. 

Уверена, что эта ситуация скоро измениться – миллиард китайских зрителей уже сегодня заставляют продюсеров менять свои взгляды на красоту. В современном популярном сериале "Менталист" один из центральных персонажей – инспектор Чо – как будто намеренно ломает собственные голливудские стереотипы. Он мужественен, привлекателен, немногословен – настоящий азиатский Клинт Иствуд в лучшие годы. 

Но кто-то должен быть мальчиком, или, в данном случае, девочкой для битья. Теперь по моим наблюдениям больше всех достается азиатским женщинам. Вы не обращали внимания на то, как часто в фильмах нулевых в эпизодических ролях мелькают первостатейные стервы-карьеристки юго-восточно-азиатского происхождения? Если в этнографических лентах, таких как "Мемуары гейши" они еще выступают в разных амплуа, то в тех, где действие происходит в США - обычно только в отрицательных. В чем дело? Да в том, что среди женщин в США азиатки являются самой высокооплачиваемой группой, они славятся своим фанатичным трудолюбием в работе и это постоянно обыгрывают в фильмах нулевых и десятых годов.

 

Оцените пост

7

Комментарии

1
Согласен с автором. Азиатов обделили ролями в Голливуде. Никак не могу вспомнить какой-нибудь кассовый фильм, где в главной роли был азиат.
Фильмы Джеки Чана не включаю. Его шедевры - отдельный класс фильмов.
Добавлю насчет стереотипах в Голливуде. Сомневаюсь что это стереотипы, скорее это хороший анализ последних исторических событии и внутреннего строя современного общества (целевая аудитория). Азиаты в Голливудском кино обеспечивают, на ряду с чернокожими, полит корректность сценария. Например: 3 друга, белый в главной роли, черный - его друг, который постоянно допускает расистские шутки и азиат который попадает с этими двумя в переворот событии. За ними начинается охота, их головы нужны главарям банд, ЦРУ, ФБР, вымышленные организации, семейные кланы (нужное подчеркнуть). Они нанимают киллера, который (если белый то убивает всех и умирает от руки главного героя) обязательно умирает (если азиат, то умирает сразу от рук кого-угодно, нередко от своих же рук).
0
Шарль Бронсон?
0
очень интересная заметка) спасибо!
0
Согласна с вашим наблюдением=) От себя добавлю, если в фильме есть девушки - брюнетки и блондинки, то блондинка, как правило, умирает последней или не умирает вообще.
2
Фигня какая-то!
во-первых автору бы надо начать с правильных имен. "Джек Райнер: теория хаоса"? Есть фильм "Джек Райан: теория хаоса" (JACK RYAN). Шарль Бронсон? Есть Чарльз Бронсон!
А главное - массовое кино и есть искусство стереотипов! Это азбука. Роли, которые отводились азиатам и черным, русским и арабам менялись с течением времени в зависимости от смены установок в массовом сознании американского и западного зрителя вообще. В динамике этот процесс хорошо виден на примере фильмов о Джеймсе Бонде.
Показать комментарии