место в рейтинге
  • 360775
  • 417
  • 66
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи

Маршрут большого фотопутешествия по Южному и Западному Казахстану был составлен так, чтобы запечатлеть максимальное количество святых мест. После посещения мавзолея Арыстан-Баба, поздно вечером мы прибыли в Туркестан. Ещё до восхода мы отправились на съёмку главной святыни Южного Казахстана, мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи. Живописное небо подчеркнуло всю величественность этого архитектурного памятника.

29.04.2013, 06:19 (#5902)29.04.2013, 06:21 (#5903)29.04.2013, 06:21 (#5904)29.04.2013, 06:28 (#5905)29.04.2013, 06:30 (#5907)29.04.2013, 07:04 (#5911)29.04.2013, 07:16 (#5913)29.04.2013, 07:42 (#5916)

Фотография № 02

00000590229.04.2013, 06:19

История строительства

Современный мавзолей был построен на месте погребения суфийского поэта Ходжи Ахмеда Ясави имевшего большой авторитет среди мусульман региона и оказавшего значительное влияние на ислам в Средней Азии. Он умер в 1166 (67) и был похоронен с большой честью в маленьком мавзолее.


Фотография № 03

00000590329.04.2013, 06:21


Ныне существующий мавзолей был возведен спустя 233 года после его смерти по приказу Тамерлана. В 1395 году Тамерлан нанес поражение хану Тохтамышу, правителю Золотой Орды и сжёг столицу орды Сарай-Берке. В честь этой победы полководец решил построить новый, грандиозный мемориальный комплекс на месте старого мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, который к тому времени стал очень ветхим. В этом решении Тамерлан руководствовался как религиозными убеждениями, так и политическими целями. Возводя мавзолей на могиле уважаемого человека, он утверждал свою власть и укреплял свой авторитет среди кочевников степи. Некоторые историки считают, что Тамерлан сам принял личное участие в составлении проекта для будущего мавзолея и давал инструкции его строителям.

Тамерлан сам определил основные размеры здания, в частности, диаметр большого купола должен был равняться 30 гязам (единица меры длины, равная 60,6 см). Этим модулем (гязом) определялись размеры всех остальных частей сооружения. В указе Тамерлана содержались также рекомендации относительно некоторых декоративных деталей здания и его внутреннего убранства.


Фотография № 04

00000590429.04.2013, 06:21


Ещё в 1385 году по приказу Тамерлана на месте могилы Ясави было заложен монастырь суфиев, последователей Ясави, но завершение строительства мечети прекратилось сразу после его смерти в 1405 году. После смерти Тамерлана недостроенным остался лишь входной портал.


Фотография № 05

00000590529.04.2013, 06:28


План мавзолея

Позже после завоевания Туркестана Бухарскими ханами, входной портал был надстроен, после вхождения Туркестана в состав Кокандского ханства на входном портале были надстроены зубчатые бойницы.

При сооружении этого здания персидские зодчие применяли ряд новаторских архитектурных и строительных решений, которые были использованы при возведении Самарканда, столицы империи Тимуридов. Сегодня мавзолей является одним из самых значительных и хорошо сохранившихся сооружений той эпохи.


Фотография № 06

00000590629.04.2013, 06:28


Особенности мавзолейного комплекса

Мемориальный комплекс Азрет-султан помимо самого мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави включает в себя множества других сооружений построенных рядом с ним в разные годы, а именно средневековую баню (монша), келья (хильвет) где жил Ясави после исполнения ему 63 лет, мавзолей правнучки Тамерлана и дочери астронома Улугбека Рабии — Султан Бегим, мавзолей казахского хана Есима, шильдехана и другие памятники старины, среди которых чудом сохранившийся подземный дом для размышлений Кумшик-ата. В целом весь комплекс объектов иногда именуется как «историко-культурная резервация».


Фотография № 07

00000590729.04.2013, 06:30


Мавзолей Ясави состоит из огромного, прямоугольного здания (46,5x65,5 метров) с порталами и куполами. Высота арочного портала 37,5 метров, высота главного купола 44 метра, диаметр 22 метра. Толщина внешних стен — почти 2 метра, стены центрального зала — 3 метра толщиной. Здание имеет огромный входной портал и множество куполов. Вокруг центрального зала расположено более чем 35 помещений. Дверь усыпальницы украшена прекрасной резьбой по слоновой кости и дереву.

Мавзолей имеет один из самых больших кирпичных куполов в Центральной Азии. Купол для мусульман был символом единства и гостеприимства. Именно поэтому было уделено особое внимание размеру и внешности купола.


Фотография № 08

00000590829.04.2013, 06:39


Комплекс дворцов и храмов является одним из самых больших, возведённых в эпоху Тимуридов. Над входом в здание хорошо сохранилась надпись которая гласит: «Это святое место сооружено по велению властелина, любимого Аллахом, Эмира Тимура гурагана… — да продлит Аллах его повеления на века!»

По своим масштабам мавзолей Ахмеда Ясави равен мечети Биби-Ханым в Самарканде (Узбекистан).


Фотография № 09

00000590929.04.2013, 06:45

Помещения мавзолея

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави состоит из восьми помещений различного характера, которые группируются вокруг центрального, самого большого в комплексе зала для тай казана (каз. казандыка): мавзолей, мечеть, большой и малый дворцовые залы (каз. аксарай), библиотека (каз. кiтапхана) и хозяйственный комплекс, в который входят колодезная (каз. кудукхана), столовая (каз. асхана), жилые и другие помещения.


Фотография № 10

00000591029.04.2013, 06:53

Казандык

Казандык — помещение для тай казана. Это парадное помещение комплекса, квадратное в плане со сторонами, равными 18,2 м, покрыто самым большим из сохранившихся в Средней Азии сфероконическим куполом с одинарной оболочкой. По осям стен помещения устроены высокие стрельчатые ниши, декорированные ганчевыми сталактитами. Пропорции помещения, его высота (39 м), белизна стен в тусклом освещении создают атмосферу покоя, благоговения и торжественности.


Фотография № 11

00000591129.04.2013, 07:04

Усыпальница

Усыпальница (каз. кабырхана) Ходжи Ахмеда Ясави — это квадратное (7,5х7,5) купольное помещение, с неглубокими, но широкими, в половину длины каждой стены, арочными нишами. В центре помещения надгробие (3,25х2х2,2 м), облицованное бледно-зелёным орнаментом. Паломники, как правило, сюда не допускались. Они совершали молитву у входа в усыпальницу.
Фотография № 12

00000591229.04.2013, 07:14

Малая мечеть

Малая мечеть (место для молитв) — одно из самых интересных помещений комплекса по конструкции и декору. Крестообразное в плане, оно увенчано совершенно необыкновенным куполом, будто вырезанным из перламутра и установленным на сравнительно высоком барабане, в котором имеются световые проемы.


Фотография № 13

00000591329.04.2013, 07:16

Малый и большой дворцы

Дворцы, большой и малый, представляют собой двусветные залы. В XVI—XVIII веках, когда в городе Туркестане находилась резиденция казахских ханов Старшего и Среднего жузов, они использовались как дворцовые помещения.

Малый дворец — помещение, где на протяжении шестисот лет хоронили самых уважаемых людей. Всего здесь 43 надгробных камня. Самое старое захоронение 1431 года, самое последнее — 1917 года.

Большой дворец — это уникальное дворцовое помещение первоначально предназначалось для сбора дервишей, собраний религиозных общин. В зале проводились дипломатические приёмы, военные переговоры, собрания феодальной знати. Здесь находятся ханское кресло и скипетр.

На входе в помещение большого дворца можно увидеть надгробный камень известного казахского правителя Абылай хана, умершего в 1781 году.
Фотография № 14

00000591429.04.2013, 07:35

Библиотека

Библиотека (каз. кiтапхана) примыкает к главному залу с запада, как бы уравновешивая в плане примыкающий с востока малый дворец. В этом зале размещалась библиотека древних рукописных книг, печатных изданий. Также здесь переписывались книги и велось делопроизводство.

Столовая

Столовая (каз. асхана), название зала связано с приготовлением особого ритуального кушанья для паломников. Еда готовилась в течение суток, готовили еду из пшеницы и баранины. Тут сохранились старинные печи, котёл, деревянная посуда.

Колодезная

Колодезная (каз. удукхана) — помещение с колодцем (каз. кудук), который, по одной версии был вырыт во время строительства комплекса, чтобы обеспечить строителей водой; по другой версии — во время сопротивления городского населения джунгарам, вторгшимся в пределы Казахского ханства в XVIII в. Воду из этого колодца считали священной, ею наполняли тай казан и раздавали паломникам в дни мусульманских праздников.

Реликвии

Одной из главных достопримечательностей этого мавзолея является тай казан — самая большая по всему восточному мусульманскому миру чаша для воды[5]. Она была, по преданиям, отлита из сплава семи металлов в селе Карнак, в 25 километрах от города Туркестана. Поверхность тайказана украшена тремя поясами рельефных надписей на фоне растительного орнамента. Верхняя гласит, что этот казан для воды — дар Тимура сооружению, воздвигнутому в память о Ходже Ахмеде Ясави. В средней слова: «Будь благословен», год изготовления казана — 1399 и имя мастера — Абдульгазиз ибн Шарафутдин из Тебриза. В нижней сказано: «Царство аллаху». Ручки котла имеют вид цветков лотоса и чередуются с круглыми выступами. С 1934 года эта чаша экспонировалась в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург, Россия) в Государственном Эрмитаже. В 1988 году усилиями казахстанского правительства тай казан был возвращен в мавзолей.
В помещении «казандык» установлены светильники, некоторые из них до сих пор хранятся здесь, а два из них хранятся в Лувре и Эрмитаже. Среди них наибольшую художественную ценность представляет монументальный бронзовый светильник — также дар Тимура. Он украшен растительной орнаментацией, гравированными надписями и инкрустацией серебром и золотом. Надписи сообщают имя мастера — Изуддин ибн Таджундин и год изготовления — 1397.


Фотография № 15

00000591529.04.2013, 07:41

Легенды

Как говорится в легенде, по распоряжению Тамерлана над могилой Ходжа Ахмеда Ясави началось строительство мечети (1338—1405). Все попытки возвести стены терпели неудачу, сильная буря сносила их, по другой версии появление зелёного быка, который все разрушал. Явившийся во сне Тимуру святой сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-Баба, а затем над могилой Ходжи Ахмеда Ясави. Тимур так и сделал. Поэтому паломники первым посещают мавзолей Арыстан-Баба, а потом мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави.
Фотография № 16

00000591629.04.2013, 07:42

Предания называют Арыстан-Баба учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави. Именно Ясави Арыстан-Баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы. По легенде, Арыстан-Баб был сподвижником (Сахаба) пророка Мухаммада. Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан-Баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму».

Согласно народным преданием и письменным источникам («Рисолаи Сарем-Исфижоб» и книга Куприлозада), Арыстан-Баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмеда Ясави и действительно передал ему косточку хурмы.

Фотография № 17

00000591729.04.2013, 11:05

000005806

См. отчёты о других путешествиях

Все фотографии сняты и обработаны Ильёй Афанасьевым. © 2014. Все права защищены.
Фотоистория подготовлена и свёрстана Ильёй Афанасьевым. © 2014. Все права защищены.
При подготовке отчёта использована карта Google Earth.
Справочная информация предоставлена сайтом Википедия.

Красота спасёт мир

Курсы по постобработке и цветокоррекции фотографий от автора этой статьи. Приходите, будет интересно!

Илья Афанасьев Ilia_Afanasieff
Алматинский фотограф, дипломированный победитель фотоконкурсов «Весенний Казахстан 2013» и «Золотой Объектив 2014». Автор фотосерий «Выстрелы в голову». Участник команды Photosafari.KZ. Более 20 лет в фотошопе. Более 60 положительных отзывов от участников Мастер-Классов.
24 января 2014, 10:53
10367

Загрузка...
Loading...

Комментарии

G-git
2
0
Замечательный пост! Автору респект ! Но, вот почему суфист Яссави оказался в Туркестане, историки почему-то умалчивают (кстати, в посте везде разное написание - то Яссауи,то Ясови). Дело, на мой взгляд, в том что, в этот период Туркестан в тот момент был центром суфизма во всей Средней Азии, т.е центром свободомыслия. Там изначально был центр другой религии, не ислама. Это был центр тенгрианской религии, а не христианства несторианского толка, как считают многие исследователи. Уже позднее, в конце VIII появилась восточная христианская церковь, но сами себя они несторианами не называли и даже не слышали про Нестория. Так же ошибочно, на мой взгляд трактуются якобы христианские храмы в Таразе. Традиции храмового строительства и культуры пришли в хритианство и ислам из древней религии саков-тюрков - тенгрианства.
Недалеко от мавзолея Яссави обнаружен другой памятник, который намного древнее всех сооружений - остатки тенгрианского храма. Вот истинная история Туркестана. Все последующие сооружения были копией этого храма. g-git.yvision.kz K05gRQinOIGkX5a34nracMIJB4l89x.jpg
akma81
0
0
вас удивляет почему суфии оказались на территории современного Казахстана?
Можно было бы подумать что они последователи парапатетиков )), но в исламском обществе средневековая миграция учёных от двора ко двору никого не удивляла :). В рукописях о Туркестане как о центре свободомыслия ничего не говориться ))).
Вы таки пытаетесь "соединить" ислам с тенгрианством, но средневековый ислам себе бы такого не позволил. Более того, как вы сами знаете, в исламе в те времена имелись ортодоксальные доктрины (сохраняющиеся и поныне) с чёткой внешней и внутренней политикой и потому на любое религиозное инакомыслие смотрели не снисходя, но при малейшей возможности старались от него избавиться.
Есть что ответить?
G-git
0
0
Есть.Идеи суфизма стремительно распространились к середине XI в. по всему мусульманскому миру, несмотря на жесткую и беспощадную борьбу с ним официального ислама. Именно в этот период суфизм интеллектуальной элиты превращается в суфизм народных масс. Резкое осуждение и неприятие представителями официального ислама основных концепций, разработанных и выдвинутых суфиями к этому времени, поставило суфизм в положение мусульманской идеологической оппозиции, а его сторонников вынудило не только отстаивать свои позиции в споре, но и порой затушевывать их, скрываясь от гонений властей. ec-dejavu.ru Ходжа Ахмед Ясави является одним из великих проповедников суфизма, под его сильным влиянием находится значительная территория региона Центральной Азии. Примерная дата рождения Ахмеда Ясави – V век солнечной хиджры. В Большой Советской энциклопедии указывается ориентировочная дата рождения Ахмеда Ясави – 1105 год (482 год солнечной хиджры). Он родился в небольшом городке Симрин, расположенном восточнее города Чимкент (в настоящее время центр Южно-Казахстанской области). Позже он приехал в город Яса,
присоединился к кружку суфистов и приступил к сорокадневному посту. www.lib.csu.ru Город Яссы первоначально локализовался на месте городища Культо-бе, находящегося на территории самого Туркестана (Пищулина 1969: 11–13; Агеева, Пацевич 1958: 94; Егоров 1985: 129–130; Байпаков 1998: 61–65; Смагулов 1999: 59–61)
Причин возникновения и развития аскетико-мистических тенденций в исламе много. Среди наиболее заметных можно отметить социально-политические неурядицы первых двух веков существования мусульманской общины, которая породила эскапистские настроения, а также общее усложнение религиозной жизни, сопровождавшееся углубленными идейными и духовными исканиями. Влияние других религиозно-философских систем также внесло немалый вклад в развитие суфизма, в первую очередь тенгрианства, манихейства и христинаства.
Надеюсь я удовлетворил Ваше любопытство?
с какого учебника вы это вычитали? :).
Консерватизм как и либерализм, в зависимости от того под покровительством какой могущественной религиозной области находилась страна, присутствовал в те времена не только в политических, но и в религиозных кругах. Искать надо раньше - Сасанидское государство и его влияние на последующие династии, формы их правления и религиозные взгляды ( так что политические неурядицы в раннем исламском обществе исходят оттуда).
Если с либерализмом в религии в 4-й категории исламского общества (вспоминаем труды аль-Фараби) боролись жёстко, то не всё было понятно с тем, что делалось наверху. Об этом можно прочитать в "историях Бейхаки", в особенности как и кто влиял на междоусобицы в исламском обществе.
Если вы говорите о том, что ортодоксальные ветви боролись с суфизмом, то как он из закрытой интеллектуальной группы мог просочиться в народные массы?
Изучая работы суфийских поэтов-философов (Руми, Рудаки, Саади, Хайям, Низами и пр.), прочитав историю возникновения зороастризма и манихейства я пришла к выводу, что большинство из суфиев были разносторонне образованными людьми и обласканными официальной властью. Но возникает следующий вопрос: как при наличии открытого неприятия официального ислама к суфизму, эти люди проникали во дворец к шахам, влияя тем самым на ход политических событий?
аль-Фараби в одной из своих работ упоминает группу учёных-мыслителей, которые получали образование в обычных медресе, позже завершая его у устадов в Масре, в Бухаре и других религиозных центрах средневекового ислама. Многие в дальнейшем, говоря современным языком, занимались подрывной деятельностью - дворцовые перевороты и междоусобицы. Но остальные составили свет исламской культуры. Далее, аль-Фараби называет из какой группы происходили эти учёные, подчеркнув, что это была закрытая группа, и, возможно, поэтому суфии как и зороастрийцы попали под подозрение ввиду закрытости сообщества, в котором непосвящённым делать было нечего.
Руми в одном из своих стихов открыто высмеял своих собратьев-суфиев. Что это было - попытка спасти себя или разочарование в учении, никто знать уже не может.
Хороший пример. Особенно,Рудаки - исмаилит, которому выкололи глаза за критику ислама.:) Вы, ссылки внимательно смотрели? А теперь внимательно посмотрите на фундамент храма в Куль-тобе. В основании - равносторнний крест, так строили только тенгрианские храмы. Это не храм манихеев и не христианский храм, и тем более не мечеть. Посмотрите на его размеры - он огромен. Это значит, что существовал огромный приход у этого храма. Это и есть подтверждение того, что суфизм Яссови лег на благодатную почву, во многом тенгрианство и суфизм схожи, как впрочем и с христианством. И потому суфизм получил такое распространение в Центральной Азии.
Ну, и коли речь зашла о поэзии, напомню Вам ответ кагана Сулука (738 г.) арабам в ответ на предложение принять ислам.

Кто такой Мухаммед?
О пророке таком ничего я не слышал.
Говорите, что бывший купец?
Но прозрел, наконец,
И в видениях свыше
Видел истины свет.

Я таких уважаю, но зачем мне они?
Знаю Будду - пророка, Ису и Мани...
А теперь Мухаммед. Он нам вряд-ли поможет.
Я арабский не знаю.
И каноны Корана я не понимаю
Ни душою, ни кожей.

Я не буду молиться в душной мечети,
на коленях стоять, слыша проповедь мулл.
Мне иное совсем по душе:
Слушать ржанье коней в степи на рассвете,
или шорохи тигра в речном камыше,
Или войска к атаке готового гул.

Сам себе я мулла и пророк.
Безрассудно я верю и слепо
В голубое бездонное Небо,
И что Тэнгри - единственный бог.
Молоком молодой кобылицы
Окропив и зарезав барана,
На вершине святого кургана
Я хочу помолиться.
За свободу, как у ветра и птиц,
За удачу в охоте на зверя.
За незыблемость наших границ,
За богатство для тюркского эля.

Мои воины к бою стоят наготове
Под знаменами предков.
Им заветы ислама - как седло на корове,
или хищнику - клетка.
Они хлынут как сель, из долин и степей,
Если враг у порога.
Вы поймете тогда силу тюркских мечей,
Веру в тюркского бога.

Передайте халифу мой низкий поклон.
Мухаммед может быть и пророк,
Но пускай об арабах заботиться он.
А для нас только Тэнгри - единственный бог.
вы тенгрианец? ) Так бы сразу и сказали.
Сулук был тюркским каганом. Кстати, подскажите в какой части Мавераннахра находилась его бывшее владение?
А при чем тут мои или Ваши религиозные убеждения? Будем переходить на личности?
Я же не экстраполирую Ваши суфисткие изречения на личные убеждения? Или Вы арабских кровей? :) Про Тюргешский каганат здесь. ru.wikipedia.org Вы сослались на средневековых поэтов, к слову сказать не все из них суфисты, я привел Вам ответ слова кагана Сулука. Если хотите могу и парочку китайских цитат привести или арабских.)))))
Если сможете приведите мне конкретный пример того, что тенгрианство способствовало аскетико-мистическому направлению в суфизме.
Нет, ни ваши ни мои религиозные убеждения здесь не играют никакой роли. Хочется ясности в вопросах что и откуда произошло. Просто возникло сомнение в вашей непредвзятости.
Письменные источники привести практически невозможно. Начиная примерно с 17 века они последовательно уничтожались царизмом. Даже имеющиеся письменные источники более раннего периода, возьмите хотя бы иссыкское письмо, все трактуется как иранское. Не секрет, что многие книги написанные тюркским языком, но тангутским, уйгурским письмом с территории Казахстана были вывезены в начале 18-го века.Поэтому все умозаключения по этому поводу можно приводить только из китайских и арабских источников.Глубокий и неординарный труд англичанина Дж.С.Тримингэма (который вместе с тем может служить справочным пособием), ссылку на работу которого я приводил ранее, вышел в свет в 1971г.и до сих пор сохраняет свое значение, оставаясь единственным в своем роде. Дж.С. Тримингэм поставил перед собой задачу на обширном материале, почерпнутом преимущественно из первоисточников, проследить общие закономерности и специфику процесса образования развития и стагнации этого института в целом доведя исследование до середины нашего столетия,а также выявить исторические и политические предпосылки, приведшие к его появлению в мире ислама.
Действительно, не всё должно браться из персидских первоисточников. Они, как правило, исходили из арабских )
Несмотря на мою любовь к исламской культуре (в основном к литературе и архитектуре) нужно признать, что с возрастом его в человеке становится всё меньше и меньше. И большей частью из-за того что творится (провоцируется) в современном исламе.
Тем не менее историю религий всегда интересно читать, в особенности борьбу атеизма с религией :).
Я уже не в первый раз замечаю, что многое что к христианству никакого отношения не имеет, фантастическим образом становится объектом полупристального исследования G-gita )))
Приведите работы Ходжа Ахмеда Яссауи, в которых он хотя бы вскользь упоминает о христианстве и его связи с исламом? Ведь даже шейх Саади в одной из газели недвусмысленно обозначает отношение тогдашнего исламского мира к христианскому. Упоминание пророков Исы (Иисуса), Мусы (Моисея) в стихотворных формах и работах ещё не говорит о связи между двумя религиями (точнее их последователями), как нет её и сейчас.
Если же речь вести о храмах, то вспомните мечеть Омейядов в Сирии (в ней, как говорят, хранится голова Иоанна Предтечи) или предполагаемую могилу пророка Даниила, перестроенную в мечеть.
Какова бы ни была связь между религиями, каждая из них старается, используя те или иные методы, обратить историческое и культурное событие в свою пользу. А вы, вопреки письменным первоисточникам, пытаетесь соединить средневековый ислам с ранним христианством только потому что в одном из храмов основание в виде креста, вводя тем самым малоискушённого казахстанского читателя в заблуждение. Если бы вы сказали, что исламская философия зиждется на древнегреческой, я и спорить с вами бы не стала. А тут, извините.
В одном из научно-востоковедческих журналов, было упомянуто одно событие из Корана, а именно отъезд (отправление) Ма'аза в Йемен. Найдите его, внимательно прочитайте, найдите как озвучивают его современные историки и поймите одну вещь: не всё что говорилось пославшим было осуществлено, а именно нахождение рая посредством признания единства бога. Также можете заглянуть в "Ара ахли аль-мадина аль-фадила" (Взгляды жителей добродетельного города) аль-Фараби. Кстати, ошибка вышла, он говорил о трёх категориях исламского общества.
Группа учёных, о которых упоминали многие исламские философы это Ихван ас-сафа или братья чистоты - представители которых считались высокоинтеллектуальными людьми, выбиравшими себе подобных для того чтобы ислам считали не только воинствующей, но и религией образованных людей. Вот только их политическая деятельность надолго ввергла группу в забытье. Нельзя, конечно, их деятельность равнять с гашишитами (так кажется ещё обзывают ассасинов-исмаилитов?), но эта группа начала своё существование задолго до арабских завоеваний вплоть до 9 века н.э. и никоим образом не связывала себя с христианством.
Кстати, в эпоху правления Аббасидов, известных своими религиозными реформами дабы противостоять Ихван ас-сафа, в общественный ислам благодаря переводам на арабский язык с персидского и древнегреческого впервые проникла философия. Но беда, говорят, состояла в том, что каждый переводчик на свой лад строчил переводы, мало что понимая в предмете перевода. Может быть, оттуда пошло поверие будто бы суфизм (как одна из ветвей ислама) симпатизирует христианству :)?
Было бы интереснее взглянуть на связь зороастризма и христианства.
G-git
0
0
Сумеете тому, что Вы здесь наизлагали привести адекватные ссылки? Или как обычно по запаху определили? С чего Вы взяли, что "многое что к христианству никакого отношения не имеет, фантастическим образом становится объектом полупристального исследования G-gita" . С чего Вы взяли, что я пытаюсь соединить ислам и раннее христианство? Неужели, я уже в ряде статей на эту тему, так и не смог донести основной мысли? Речь идет о доисламском периоде, т.е до начала 11 века. Вы видимо, не читали работ Сергея Кляшторного? Вот, что он пишет в работе: "Раннее христианство и тюркский мир Центральной Азии" www.akipress.org "Был ли Тараз исключением? Но в расположенном далее к востоку городе Мерке (Мирки) главным храмом также была христианская церковь. И она была обращена в соборную мечеть, но уже в Х в. И далее по северному торговому пути в Восточный Туркестан, в пределах владений карлукского ябгу, политическое преобладание во многих городских центрах принадлежало христианам. Мусульманские купцы из Ирана и Мавераннахра облагались там дополнительной податью. К востоку от Тараза и Мерке христианское кладбище VIII-IX вв. обнаружено археологами в Красной Речке (древний Невакет), а церковь раскопана на городище Ак-Бешим (древний Суяб). Последним городом на стыке торговых путей из Семиречья в Восточный Туркестан, где, по сообщению мусульманского автора, преобладали христиане, был Бай, к югу от перевала Музарт."
Вот его утверждения я и оспариваю. И считаю, что он неверно интерпретивал найденные археологические артефакты.
Адекватные ссылки есть в книгах. Я не совсем понимаю ваш сарказм насчёт определения по запаху? У вас тоже непорядок с водоснабжением))?
Вы же говорите о том, что основой для аскетико-мистических направлений являлись духовные искания в исламе. То есть, отслеживая вашу мысль, получается что суфизм либо смешался с тенгрианством (или как ошибочно, судя по вашим ссылкам и цитатам из книг, считают ранним христианством) либо является их видоизменением, но ввиду арабских завоеваний и распространения ислама скрыл свою истинную "тенгрианскую" суть?
То что написано в моём предпоследнем комментарии, ничего странного в себе не несёт. Хоть раннее христианство хоть тенгрианство не могло стать для суфизма благодатной почвой.
Пардоньте за невнимательность,, связала с христианством, хотя вы имели ввиду тенгрианство. Читайте под моим "ранним христианством" тенгрианство :).
Я опровергаю тоже самое ))). Только вы эти храмы связываете с тенгранским влиянием, а я предполагаю связь с той религиозной кастой существовавшей при Сасанидах :).
Учитывая годы возникновения Мавераннахра, с трудом можно представить себе сохранившуюся до 10 века христианскую церковь или другой оккультный храм.
Насчёт Корана, просто прочитав этот эпизод (не из самого первоисточника, а из книжной цитаты), он напомнил мне как зороастризм пробивал себе дорогу наверх :). Методы влияния почти одинаковые у всех религий, но, соглашусь, это было отступление не в тему. Насчёт переводов - возможно и в первоисточниках имеется ошибка, которая и создала неразбериху в более поздних работах. На чём, к примеру, основывался приведённый вами автор, утверждая что церковь была христианской?
А как вы сами интерпретируете раскопки?
G-git
0
0
Сарказм заключается в следующем. Вы выдвигаете некоторое утверждение, при этом предлагаете мне что-то где-то искать. Но, я не знаю кто есть г-жа Бекенова и почему ее утверждениям я должен верить на слово или разыскивать их по запаху? Ваше утверждение - Вы и приводите ссылку. Я же в отличие от Вас привел цитаты и более того, на авторитетнейших (заметьте не богословских, а научных) авторов, признанных авторитетов в области исследовании ислама и суфизма в частности. А они убедительно доказывают, что суфизм как мистико-религиозное течение критиковал ислам как учение и тем самым проявлял сводомыслие. Более того, эти авторы убедительно доказывают, что посление Яссы в 11 веке было центром свободомыслия. К сожалению, российские иследователи, такие как С. Кляшторный и другие, оказались в плену выдвинутой еще г-ном Абаевым теории индоевропейского происхождения саков-скифов, соответсвенно и зороастрийских верований у саков. Разумеется, в этих условиях, все найденные ими артефакты, несущие символы схожие с христианством, трактовались ими как несторианство. Поэтому опираться на их мнение, в вопросах религиозной принадлежности, в частности остатков храмов вдоль Шелкового пути не представляется возможным. Вот почему, фундамент храма в Культобе ставит в тупик академическую науку. Они не могут ее отнести к христианству, но и к исламу тоже по ряду морфологических признаков строения. Прежде всего по ориентации храма.
G-git
0
0
Да, вот еще обращение к богу - Кудай (Худа, Ходай) не имеет иранских корней, это тюркизм в иранском языке.:)
akma81
0
0
Соглашусь с тем, что суфизм довольно сложное и противоречивое направление в исламе, но никак не оппозиционное к основному. Скорее политические неразберихи ввергли его в ещё большую изоляцию
из-за научных трудов суфиев, не принятых в ту эпоху когда они были созданы :).
В остальном же их можно было бы назвать скрытыми атеистами, но ...
Спасибо за содержательную беседу.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

[Не]путеводитель по Жымпиты. В шутку это место раньше часто называли Москвой

[Не]путеводитель по Жымпиты. В шутку это место раньше часто называли Москвой

В 90-е годы у Жымпиты сложилась не самая лучшая "криминальная" репутация. Видно, что сейчас местные делают всё, чтобы центр Сырымского района больше ассоциировался с историей.
theYakov
6 авг. 2017 / 15:49
  • 4981
  • 24
На EXPO через Балхаш и Боровое своим ходом

На EXPO через Балхаш и Боровое своим ходом

Мы объехали по кругу озеро Иссык-Куль, о чем повествует предыдущий пост, и вернувшись из поездки подумали, а почему бы нам не рвануть на наше озеро, не менее прекрасное?
yelenasergiyenko
13 авг. 2017 / 13:13
  • 1544
  • 6
Жонгар-Алатауский национальный парк – родина яблок и озеро Жасылколь

Жонгар-Алатауский национальный парк – родина яблок и озеро Жасылколь

В Жонгар-Алатауском нацпарке туристов гораздо меньше, чем в других парках области, поэтому он является отличным вариантом для экотуризма
theYakov
4 авг. 2017 / 18:14
  • 2099
  • 7
Путешествие в Монголию. Это другой мир: добрый, приветливый и душевный

Путешествие в Монголию. Это другой мир: добрый, приветливый и душевный

Ровно 10 лет назад со мной «случилась» Монголия. Сразу после поездки я написала целый рассказ, но так и не решилась его опубликовать: мой костный слог и куча комплексов.
AnnamaliA
31 июля 2017 / 16:43
  • 1606
  • 11
Норвегия. Из всех стран, в которых я была, эта – самая дорогая

Норвегия. Из всех стран, в которых я была, эта – самая дорогая

Путешествие в Норвегию из Астаны. Скандинавские страны показались очень похожими, люди – потомки викингов, все высокие, блондины с белой кожей, немного сдержанные.
DinKa999
11 авг. 2017 / 12:10
  • 1422
  • 11
Поход к озеру Маншук Маметовой и подробности селя, чуть не погубившего Алматы

Поход к озеру Маншук Маметовой и подробности селя, чуть не погубившего Алматы

Поход 23 июля 2017 года на историческое озеро Заилийского Алатау! В 1973 году из-за прорыва морены произошел знаменитый сель, чуть не погубивший город Алматы.
ella1979
30 июля 2017 / 23:24
  • 1305
  • 5
Остров Корфу: по всему побережью можно найти пляжи на любой вкус и уровень сервиса

Остров Корфу: по всему побережью можно найти пляжи на любой вкус и уровень сервиса

Пляжи и горные деревушки. Венецианские кварталы столицы острова и оливковые рощи, карабкающиеся по склонам холмов. Горные серпантины и аэропорт с лучшей в мире смотровой площадкой. В этом весь Корфу.
lord_fame
27 июля 2017 / 16:15
  • 1228
  • 4
Планируя путешествие. Делюсь личными заметками по туристическим направлениям

Планируя путешествие. Делюсь личными заметками по туристическим направлениям

При поиске заветного медового месяца, мы столкнулись с рядом вопросов и нюансов, возможно для вас эта статья не будет новой, но я лишь хочу облегчить вам поиски и поделиться с вами личными заметками.
ainur_k
15 авг. 2017 / 15:38
  • 945
  • 6
Путешествие в Египет: «Я хочу, чтобы все попробовали дайвинг в Красном море»

Путешествие в Египет: «Я хочу, чтобы все попробовали дайвинг в Красном море»

Смотрю на него, а он спускается на глубину 10 метров и машет мне ручкой с улыбкой на лице. Мы поплыли подальше от парохода, возле рифов, и все эти маленькие рыбки проплывали так близко.
Venerchik13
2 авг. 2017 / 0:56
  • 1613
  • 0