место в рейтинге
  • 67249
  • 0
  • 1
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Бриллиант XIX века в современной оправе

Казахстанская правда, 10.01.2014

Казахский государственный академический театр оперы и балета им. Абая представил публике еще одну успешную премьеру - балет Минкуса «Баядерка» в постановке балетмейстера Санкт-Петербургского Мариинского театра, народной артистки СССР Габриэлы Комлевой.

Классика жанра

Театр остается верен традиции последних лет, приглашая к сотрудничеству мировых звезд балетной и оперной сцены. Достаточно вспомнить такие знаковые имена, как санкт-петербургский хореограф, народный артист России, профессор Академии русского балета им. А. Я. Вагановой Борис Эйфман, который поставил здесь балеты «Анна Каренина» и «Красная Жизель», уже не первый сезон собирающие аншлаги, или знаменитого «короля оперетты», венгерского режиссера Миклоша Синетара, подарившего алматинцам очень яркую постановку - оперетту Легара «Веселая вдова».

И вот теперь еще одна незабываемая встреча - на этот раз в Алматы приглашена Габриэла Трофимовна Комлева, которую по праву называют легендой балетной сцены Государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова, ныне Мариинского театра, - она с блеском исполняла здесь практически весь классический репертуар, удостоившись почетного титула «Балерина Петипа». Вообще, у Габриэлы Комлевой множество титулов и наград, она еще лауреат Государственной премии им. М. И. Глинки, «Мэтр танца», президент английского общества «Русского стиля балета», профессор кафедры режиссуры балета Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.

В творческом тандеме с ней работал народный художник России, главный художник Санкт-Петербургского Михайловского театра Вячеслав Окунев, в активе которого более 300 спектаклей, поставленных в России и за рубежом, в частности, в Королевском театре Глазго, Национальной опере Греции, в Ла Скала, Национальной опере Венгрии, в театрах Сеула, Токио, Варшавы и других городов.

Не первый год Вячеслав Окунев сотрудничает и с театром оперы и балета им. Абая. Он принимал участие в постановках спектаклей «Абылай-хан», «Турандот», «Похищение из Сераля», «Анна Каренина», «Бал-маскарад», «Томирис» и других, за что был удостоен звания лауреата Государственной премии РК.

Что же касается нынешней постановки - балета Минкуса «Баядерка», то Габриэла Комлева и Вячеслав Окунев сошлись во мнениях, что для них это один из любимых балетов.

- Надо сказать, что спектакль этот, пожалуй, один из самых сложных в классическом репертуаре, - добавила Габриэла Трофимовна, - и «Дон Кихот», и «Жизель» намного проще, потому что в «Баядерке» есть все - и лирика, и драма, и трагедия. В последнем акте, например, нужно обладать не только абсолютной балетной техникой, но и музыкальностью, умением «слышать» музыку тела. А еще владеть актерским мастерством, умением создавать пантомиму, что, к сожалению, сейчас уходит со сцены. Но надо сказать, что актеры работали прекрасно, чувствуется, что у вас сильная балетная школа, и обстановка была очень доброжелательной.

Со своей стороны Вячеслав Окунев добавил, что «Баядерка» - очень декоративный, экзотичный спектакль, ведь на сцене - древняя Индия.

- Там было над чем работать. Очень необычны костюмы, но и создавать их было нелегко. Я очень благодарен вашим театральным мастерам, которые терпеливо пришивали килограммы украшений на километры ткани. На мой взгляд, ими была проделана беспрецедентная работа.

Французский след русского балета из индийской жизни

«Баядерка» - это индийская танцовщица, исполняющая ритуальные танцы в храмах. Правда, в Индии таких танцовщиц называли «девадаси», что в переводе с санскрита значит «божья рабыня». В Европе эти танцовщицы получили другое название - баядерка.

Премьера балета с таким названием состоялась сто с лишним лет назад, в 1877 году, в императорском театре Петербурга. Его поставил знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. Возникает вопрос, почему вдруг на русской сцене возник интерес к индийскому искусству?

Театроведы объясняют это так. В 1839 году в Париже выступала с гастролями индийская балетная труппа «Баядерас». Известный французский писатель Теофиль Готье обратил внимание на приму-балерину Амани. Он несколько раз писал о ней в своих произведениях. Но через несколько лет Амани покончила с собой, и Теофиль Готье, на которого ее искусство произвело большое впечатление, решил создать балет в ее память.

Используя древнюю поэму индийского поэта Калидасты «Сакунтала, или Узнанная по кольцу», он сочинил либретто к балету, получившему название «Шакунтала». Музыку к нему написал композитор Эрнест Рейер. Постановщиком нового балетного спектакля стал выдающийся французский танцовщик Люсьен Петипа, старший брат Мариуса Петипа, который в те годы находился на службе при русском императорском дворе.

Вполне возможно, что спектакль, поставленный братом, понравился Мариусу Петипа и показался интересным для русской сцены. Но как человек талантливый он не стал копировать французскую постановку, а создал свою оригинальную версию, причем значительно позже парижской.

В качестве композитора был приглашен Людвиг Минкус. Впрочем, слово «приглашен» в данном контексте не совсем точно. Дело в том, что австрийский композитор, скрипач и дирижер чешского происхождения Минкус, как и Петипа, долгие годы находившийся на службе при российском императоре, получил задание на сочинение балета.

В основе сюжета - классический любовный треугольник, конфликт любви и долга, соперничество бедной баядерки и дочери раджи за любовь богатого и храброго воина Солора. Романтическая любовь баядерки Никии разбивается невестой Солора, мстительной дочерью раджи - красавицей Гамзатти.

- Этот спектакль, на мой взгляд, переходный образец от романтизма к академизму, - поясняет Габриэла Комлева, - потому что в «Баядерке» присутствуют и черты романтического балета, и признаки академизма.

Конечно, этот спектакль сейчас идет не в том виде, в каком он был поставлен когда-то Петипа, это невозможно повторить, потому что до нас дошли лишь отдельные фрагментарные, очень поверхностные записи этой постановки. Поэтому спектакль подвергался многочисленным переделкам. Та редакция, которая идет в Мариинском театре и которая представлена на алматинской сцене, была сделана в 1941 году Владимиром Пономаревым и Вахтангом Чабукиани.

Мастер-класс от петербуржцев

Кстати, как сообщила руководитель балетной труппы театра, народная артистка РК Гульжан Туткибаева, Габриэла Трофимовна в свое время станцевала практически все партии в «Баядерке» и была лучшей Никией в Мариинском театре.

- И, конечно, получить своего рода мастер-класс от такого мэтра, как Габриэла Комлева, - это дорогого стоит, хотя нам и нелегко было заполучить мастеров столь высокого уровня, потому что они очень загружены, - сказала Гульжан Туткибаева. - И я счастлива, что благодаря им после 30-летнего перерыва в репертуаре нашего театра вновь появился этот шедевр классического балета.

По словам генерального директора Казахского государственного академического театра оперы и балета им. Абая Габита Несипбаева, в нацио¬нальной балетной школе очень сильны академические классические традиции.

- Мы рады работать с такими звездами, потому что сейчас очень важно, чтобы молодые танцовщики не только знали традиции русского классического балета, но и вбирали из него все лучшее, чтобы сохранялась преемственность поколений. Ведь культурное пространство не имеет границ, и не только географических, но и временных тоже - классические спектакли, созданные более века назад, и сегодня с успехом идут на многих балетных сценах.

Мне даже сложно сказать, сколько у этого культурного пространства измерений, поэтому наших мэтров я отнюдь не воспринимаю как приглашенных гостей, они - мастера одного большого творческого цеха, где все мы делаем одно общее дело, - подчерк¬нул Габит Несипбаев.

- Искусство должно быть разным, как цветы, - дополнил Вячеслав Окунев. - Скажем, не должны быть одни ромашки, поэтому и в репертуаре театра наряду с современными постановками должна быть и классика. Но для такого бриллианта, как «Баядерка», и оправа должна быть соответственной. Понимаете, каждый спектакль - это свой мир, своя история. Вот, скажем, когда я работал здесь над спектаклем «Абылай-хан», то для начала мне надо было погрузиться в новую для себя культуру, потому что, честно признаюсь, я очень немногое знал из истории Казахстана, и уж совсем не знал о существовании Джунгарского ханства. Поэтому эта работа была для меня не только интересна, но и познавательна.

Надо сказать, что в отличие от Вячеслава Окунева, являющегося частым гостем в нашем городе, Габриэла Комлева последний раз приезжала в Алматы 30 лет назад - на сцене нашего оперного театра она танцевала главные партии в спектаклях «Лебединое озеро» и «Жизель».

- Я помню ощущение от театра и от труппы - это была теплота и очень профессиональная, творческая атмосфера, поэтому танцевать было очень приятно. Хотя тогда у нас и возникли серьезные сложности - как раз умер Брежнев и встал вопрос о снятии второго спектакля - «Жизели», но в итоге он состоялся, - рассказала Габриэла Трофимовна. - Сейчас такое время, когда в разных сферах зачастую господствует непрофессионализм, ваше счастье, что у вас высокопрофессиональный театр, это надо ценить и оберегать.

Елена Брусиловская
фото Юрия БЕККЕРА

 
МК РК Mki_gov
10 января 2014, 12:39
219

Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

«До какой же еще степени унижения должен дойти народ?!»

«До какой же еще степени унижения должен дойти народ?!»

Министерство труда и соцзащиты провело через парламент очередной крайне неоднозначный закон, который может вызвать всплеск недовольства в стране.
openqazaqstan
15 нояб. 2017 / 11:17
  • 28390
  • 21
Самый большой мошенник в стране: об эффективной схеме развода «Казахтелеком»

Самый большой мошенник в стране: об эффективной схеме развода «Казахтелеком»

История о том, как Народный провайдер наваривается на своих клиентах, намерено не отключая услуги, и беря лишние деньги за ненужные и не оказываемые услуги.
ligaspravedlivosti
17 нояб. 2017 / 19:12
  • 26662
  • 186
«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

Заранее отпишусь, данный пост не является попыткой оскорбить собственную нацию) Как говорится о вкусах не спорят, каждому свое.
Bonittta
16 нояб. 2017 / 14:28
  • 15364
  • 372
Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Как сообщает телеканал КТК, только за последние девять месяцев Казахстан покинули 28200 человек, из них почти пять тысяч инженеров, около 2700 экономистов и 1700 учителей.
openqazaqstan
17 нояб. 2017 / 11:00
  • 11229
  • 56
Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Подтверждаются худшие предположения, циркулирующие в соцсетях. Периодические исчезновения детей в разных регионах Казахстана объясняются не только семейными проблемами и «синими китами».
openqazaqstan
16 нояб. 2017 / 15:46
  • 7791
  • 54
О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

В объективности выводов швейцарского банка Credit Suisse усомниться трудно – его экономические рейтинги относятся к самым авторитетным и их явно трудно упрекнуть в предвзятости
openqazaqstan
18 нояб. 2017 / 17:21
  • 6888
  • 83
Российским женщинам нужны казахстанские мужчины?

Российским женщинам нужны казахстанские мужчины?

Отдельные инициативы некоторых российских чиновников вызывают в Казнете приступы просто-таки гомерического ржача. Женщин в регионе – пруд пруди, а вот мужчин, с которыми они могли бы создать семьи, не хватает.
openqazaqstan
14 нояб. 2017 / 15:55
  • 3003
  • 18
Система госинститутов Казахстана напоминает очень дорогое казино

Система госинститутов Казахстана напоминает очень дорогое казино

Сегодня в прессу просочились детали скандальной сделки ЕНПФ с «мусорными» облигациями ТОО «Бузгул Аурум», о которой уже подробно рассказывалось в начале года.
openqazaqstan
15 нояб. 2017 / 16:13
  • 3321
  • 21
Незамужняя женщина после 25 лет – «девальвирующийся актив»?

Незамужняя женщина после 25 лет – «девальвирующийся актив»?

Много блогеров, да и обычных пользователей на разных платформах и в реальной жизни говорят об этом. Некоторые поддерживают давление на девушек, кто-то защищает права девушек в этом вопросе.
Kduarova
15 нояб. 2017 / 19:27