Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
00:39, 10 января 2014

Бриллиант XIX века в современной оправе

Казахстанская правда, 10.01.2014

Казахский государственный академический театр оперы и балета им. Абая представил публике еще одну успешную премьеру - балет Минкуса «Баядерка» в постановке балетмейстера Санкт-Петербургского Мариинского театра, народной артистки СССР Габриэлы Комлевой.

Классика жанра

Театр остается верен традиции последних лет, приглашая к сотрудничеству мировых звезд балетной и оперной сцены. Достаточно вспомнить такие знаковые имена, как санкт-петербургский хореограф, народный артист России, профессор Академии русского балета им. А. Я. Вагановой Борис Эйфман, который поставил здесь балеты «Анна Каренина» и «Красная Жизель», уже не первый сезон собирающие аншлаги, или знаменитого «короля оперетты», венгерского режиссера Миклоша Синетара, подарившего алматинцам очень яркую постановку - оперетту Легара «Веселая вдова».

Blog post imageИ вот теперь еще одна незабываемая встреча - на этот раз в Алматы приглашена Габриэла Трофимовна Комлева, которую по праву называют легендой балетной сцены Государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова, ныне Мариинского театра, - она с блеском исполняла здесь практически весь классический репертуар, удостоившись почетного титула «Балерина Петипа». Вообще, у Габриэлы Комлевой множество титулов и наград, она еще лауреат Государственной премии им. М. И. Глинки, «Мэтр танца», президент английского общества «Русского стиля балета», профессор кафедры режиссуры балета Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.

В творческом тандеме с ней работал народный художник России, главный художник Санкт-Петербургского Михайловского театра Вячеслав Окунев, в активе которого более 300 спектаклей, поставленных в России и за рубежом, в частности, в Королевском театре Глазго, Национальной опере Греции, в Ла Скала, Национальной опере Венгрии, в театрах Сеула, Токио, Варшавы и других городов.

Не первый год Вячеслав Окунев сотрудничает и с театром оперы и балета им. Абая. Он принимал участие в постановках спектаклей «Абылай-хан», «Турандот», «Похищение из Сераля», «Анна Каренина», «Бал-маскарад», «Томирис» и других, за что был удостоен звания лауреата Государственной премии РК.

Что же касается нынешней постановки - балета Минкуса «Баядерка», то Габриэла Комлева и Вячеслав Окунев сошлись во мнениях, что для них это один из любимых балетов.

- Надо сказать, что спектакль этот, пожалуй, один из самых сложных в классическом репертуаре, - добавила Габриэла Трофимовна, - и «Дон Кихот», и «Жизель» намного проще, потому что в «Баядерке» есть все - и лирика, и драма, и трагедия. В последнем акте, например, нужно обладать не только абсолютной балетной техникой, но и музыкальностью, умением «слышать» музыку тела. А еще владеть актерским мастерством, умением создавать пантомиму, что, к сожалению, сейчас уходит со сцены. Но надо сказать, что актеры работали прекрасно, чувствуется, что у вас сильная балетная школа, и обстановка была очень доброжелательной.

Blog post imageСо своей стороны Вячеслав Окунев добавил, что «Баядерка» - очень декоративный, экзотичный спектакль, ведь на сцене - древняя Индия.

- Там было над чем работать. Очень необычны костюмы, но и создавать их было нелегко. Я очень благодарен вашим театральным мастерам, которые терпеливо пришивали килограммы украшений на километры ткани. На мой взгляд, ими была проделана беспрецедентная работа.

Французский след русского балета из индийской жизни

«Баядерка» - это индийская танцовщица, исполняющая ритуальные танцы в храмах. Правда, в Индии таких танцовщиц называли «девадаси», что в переводе с санскрита значит «божья рабыня». В Европе эти танцовщицы получили другое название - баядерка.

Премьера балета с таким названием состоялась сто с лишним лет назад, в 1877 году, в императорском театре Петербурга. Его поставил знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. Возникает вопрос, почему вдруг на русской сцене возник интерес к индийскому искусству?

Театроведы объясняют это так. В 1839 году в Париже выступала с гастролями индийская балетная труппа «Баядерас». Известный французский писатель Теофиль Готье обратил внимание на приму-балерину Амани. Он несколько раз писал о ней в своих произведениях. Но через несколько лет Амани покончила с собой, и Теофиль Готье, на которого ее искусство произвело большое впечатление, решил создать балет в ее память.

Используя древнюю поэму индийского поэта Калидасты «Сакунтала, или Узнанная по кольцу», он сочинил либретто к балету, получившему название «Шакунтала». Музыку к нему написал композитор Эрнест Рейер. Постановщиком нового балетного спектакля стал выдающийся французский танцовщик Люсьен Петипа, старший брат Мариуса Петипа, который в те годы находился на службе при русском императорском дворе.

Вполне возможно, что спектакль, поставленный братом, понравился Мариусу Петипа и показался интересным для русской сцены. Но как человек талантливый он не стал копировать французскую постановку, а создал свою оригинальную версию, причем значительно позже парижской.

В качестве композитора был приглашен Людвиг Минкус. Впрочем, слово «приглашен» в данном контексте не совсем точно. Дело в том, что австрийский композитор, скрипач и дирижер чешского происхождения Минкус, как и Петипа, долгие годы находившийся на службе при российском императоре, получил задание на сочинение балета.

В основе сюжета - классический любовный треугольник, конфликт любви и долга, соперничество бедной баядерки и дочери раджи за любовь богатого и храброго воина Солора. Романтическая любовь баядерки Никии разбивается невестой Солора, мстительной дочерью раджи - красавицей Гамзатти.

- Этот спектакль, на мой взгляд, переходный образец от романтизма к академизму, - поясняет Габриэла Комлева, - потому что в «Баядерке» присутствуют и черты романтического балета, и признаки академизма.

Конечно, этот спектакль сейчас идет не в том виде, в каком он был поставлен когда-то Петипа, это невозможно повторить, потому что до нас дошли лишь отдельные фрагментарные, очень поверхностные записи этой постановки. Поэтому спектакль подвергался многочисленным переделкам. Та редакция, которая идет в Мариинском театре и которая представлена на алматинской сцене, была сделана в 1941 году Владимиром Пономаревым и Вахтангом Чабукиани.

Мастер-класс от петербуржцев

Кстати, как сообщила руководитель балетной труппы театра, народная артистка РК Гульжан Туткибаева, Габриэла Трофимовна в свое время станцевала практически все партии в «Баядерке» и была лучшей Никией в Мариинском театре.

- И, конечно, получить своего рода мастер-класс от такого мэтра, как Габриэла Комлева, - это дорогого стоит, хотя нам и нелегко было заполучить мастеров столь высокого уровня, потому что они очень загружены, - сказала Гульжан Туткибаева. - И я счастлива, что благодаря им после 30-летнего перерыва в репертуаре нашего театра вновь появился этот шедевр классического балета.

По словам генерального директора Казахского государственного академического театра оперы и балета им. Абая Габита Несипбаева, в нацио¬нальной балетной школе очень сильны академические классические традиции.

- Мы рады работать с такими звездами, потому что сейчас очень важно, чтобы молодые танцовщики не только знали традиции русского классического балета, но и вбирали из него все лучшее, чтобы сохранялась преемственность поколений. Ведь культурное пространство не имеет границ, и не только географических, но и временных тоже - классические спектакли, созданные более века назад, и сегодня с успехом идут на многих балетных сценах.

Мне даже сложно сказать, сколько у этого культурного пространства измерений, поэтому наших мэтров я отнюдь не воспринимаю как приглашенных гостей, они - мастера одного большого творческого цеха, где все мы делаем одно общее дело, - подчерк¬нул Габит Несипбаев.

- Искусство должно быть разным, как цветы, - дополнил Вячеслав Окунев. - Скажем, не должны быть одни ромашки, поэтому и в репертуаре театра наряду с современными постановками должна быть и классика. Но для такого бриллианта, как «Баядерка», и оправа должна быть соответственной. Понимаете, каждый спектакль - это свой мир, своя история. Вот, скажем, когда я работал здесь над спектаклем «Абылай-хан», то для начала мне надо было погрузиться в новую для себя культуру, потому что, честно признаюсь, я очень немногое знал из истории Казахстана, и уж совсем не знал о существовании Джунгарского ханства. Поэтому эта работа была для меня не только интересна, но и познавательна.

Надо сказать, что в отличие от Вячеслава Окунева, являющегося частым гостем в нашем городе, Габриэла Комлева последний раз приезжала в Алматы 30 лет назад - на сцене нашего оперного театра она танцевала главные партии в спектаклях «Лебединое озеро» и «Жизель».

- Я помню ощущение от театра и от труппы - это была теплота и очень профессиональная, творческая атмосфера, поэтому танцевать было очень приятно. Хотя тогда у нас и возникли серьезные сложности - как раз умер Брежнев и встал вопрос о снятии второго спектакля - «Жизели», но в итоге он состоялся, - рассказала Габриэла Трофимовна. - Сейчас такое время, когда в разных сферах зачастую господствует непрофессионализм, ваше счастье, что у вас высокопрофессиональный театр, это надо ценить и оберегать.

Елена Брусиловская
фото Юрия БЕККЕРА

 
0
294
0