Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
2
09:19, 30 декабря 2013

Дон Жуан Моцарта в ГАТОБ им Абая

Летом прошла премьера «Дон Жуана», поставленная итальянским режиссёром Бозизио, и только сейчас, 26 декабря, прошло второе исполнение этой оперы, я ее сильно ждала. Мои впечатления о премьере вот здесь: http://yvision.kz/post/345699

 

Мне понравилась опера, я получила большое удовольствие, даже пропустила свой новогодний корпоратив, меня в этой жизни опера интересует больше, но остался большой осадок неудовольствия. Второе только исполнение оперы, а от режиссерского замысла не осталось ни рожек, ни ножек. Он был в том, что певцы изображали своих героев в виде старинных фарфоровых статуэток, для этого и полупрозрачный черный занавес организован, и костюмы характерные пошиты. Это было красиво – галантные кавалеры, дамы принимали затейливые позы, со сцены уходили, выгнув руки, церемонной походкой, и только Дон Жуан был живой человек, бегал, фехтовал, обнимал женщин.

Blog post image

На премьере не все выдержали эту концепцию, только три солиста, поэтому зритель не понял, я в антракте слышала недоумение, а во время исполнения - смешки, когда Командор (Болат Есимханов) изображал оловянного солдатика, подняв руку со шпагой, застывая и двигаясь деревянной походкой. Ну, правильно, это всем надо было акцентировать, в том числе и Церлине, у которой был характерный наряд фарфоровой пастушки.

Фишку эту исполнители похерили, кроме Елены Низамутдиновой (Донна Анна), поэтому идея умерла - в степях Казахстана не прижилась оригинальная европейская режиссёрская концепция, саботируют наши итальянца Паоло Бозизио! И напрасно, это было бы интересно, а так – действо корявое и невнятное.

Не все певцы обладают актерским дарованием, хороших актеров, да просто органичных и естественных можно по пальцам пересчитать – Сметанин, Бажекенов, Мухаметкызы, Усенбаева, Татамиров, Баспакова, Трегубенко (я не собираюсь перечислять здесь всех, это те, кого я вспомнила). Надо добавить, что актерское мастерство киношного типа с излишним жизнеподобием и натурализмом не приветствуется в опере, также вредно, когда ломают «актера» как «трагик в провинции драму Шекспирову», это отвлекает от музыки и пения, и здесь нет никакого противоречия. Должна быть грань условности и актерской органичности. Такая дилемма. Если на сцене присутствует кто-то из вышеперечисленного списка исполнителей, тогда волшебным образом организуется пространство, и мы попадаем туда, куда надо - в действие оперы, появляется смыслы. А в прошлой опере, прошедшей 26 декабря был провал по части смыслов и драматической составляющей.

Сразу огорчили зрителей тем, что поменяли почти весь состав, заявленный на сайте театра. Теноровую партию должен был петь Нуржан Бажекенов, певец, который очень серьезно работает над ролью, как Станиславский завещал, продумывая предлагаемые обстоятельства. Еще умудряется не повторяться, не заштамповаться, находит новые краски, особенно, если партия серьезная, не Герцог примитивный, а Фауст, к примеру. Вместо Бажекенова Шалабаев выступил. Шалабаев не стоит доброго слова, одно скажу, в прошлый раз, на премьере, пока режиссер в зале сидел – он сделал партию, как полагается: жених Донны Анны Оттавио был  фарфоровой статуэткой, был равнодушный, но учтивый и манерный гей, сейчас Оттавио был никакой. На концепцию режиссерскую наплевал, новой не предложил, какая работа над предлагаемыми обстоятельствами?! Присутствовал на сцене, фальшивил ужасно, особенно в первом действии, это новенькое, значит, голосовой аппарат совсем ему уже не подчиняется, потерял контроль за нервно-мышечной проводимостью.

На партию донны Анны объявили Майру Мухаметкызы, ее заменили на Елену Низамутдинову. Вот она хорошо исполнила свою партию, и статуэткой была и пела хорошо, и голос подходящий, то, что называют моцартовское драматическое колоратурное сопрано, немного стервозности ей не хватило, но это я придираюсь уже.

Blog post image

Самый главный герой, исполненный одним из моих любимых баритонов, Дулат Токанов, при хорошем вокале довольно дубоватый актер. Если Василий Добровольский (премьерный исполнитель партии Дон Жуана) жил на сцене, то у Дулата этого не произошло. У него рисунок партии внешний, туда-сюда пройти, выхватить шпагу, но даже эти действия у него и его партнеров были совершенно не мотивированы и обесмысленны. Первая сцена, конфликт с донной Анной - стоят они вымученно и косо на лестнице, барахтаются. И так все мизансцены. Может создаться впечатление, что мне не понравился Дулат в этой партии, а это не так. Как известно, залог счастья  - это заниженные притязания и ожидания, пел он хорошо, вместе с Лепорелло (Тажигуловым) их голоса очень красиво звучали, просто я ждала большего. Первый раз в партии Белькоре он тоже был зажат и механистичен, зато сейчас партия у него хорошо выходит, раскрепощен и свободен, думает уже о сверхзадачах. Значит и дон Жуан выйдет у него как надо, без суеты. У всех исполнителей рисунок роли был сырым, поет Лепорелло «Мадамину», суетливыми  движениями разворачивает каталог всех женщин дона Жуана, сейчас уронит, и главное, он его не показывает донне Эльвире, да и донна Эльвира не смотрит, они просто номер отбывают. Создается впечатление неотрепетированности, тогда как на премьере, когда на сцене были профессионалы Добровольский, Сметанин и Мухаметкызы, такого впечатления не осталось. Василий Добровольский вообще ввелся в спектакль в последние дни, и все очень хорошо сделал, вот теперь у меня есть эталон, с кем я буду сравнивать всех остальных исполнителей этой партии.

Blog post image

То есть речь даже не об актерстве идет, а о подготовке. Вообще, почти все были скованны, тела зажаты, пантомимика закрепощена, как будто неопытные дебютанты и умирают от страха перед сценой и черным провалом зрительного зала.

Blog post image

Да, были дебютанты. Открытие года бас Таир Тажигулов, он исполнил партию Лепорелло. Театр живет, эту песню не задушишь, не убьешь, ушел Болат Есимханов в Астана-оперу, а у нас, раз - и новый прекрасный бас. У Таира хороший раскатистый вибратный голос, красивый на всем диапазоне, богатый обертонами, подвижный. Почему я, увидев новое имя «Таир Тажигулов», представила его маленьким пузаном, непонятно??? Даже ныла на страницах форума http://ct.kz/topic/29159-opera/page__st__2280#entry19044881, что ничего хорошего не жду. Это высокий красавец итальянского типа, стройный и астеничный, есть среди басов такой антропологический тип, именно из их гортаней выдается самый густой и низкий бас. И я уверена, что он будет прекрасно играть, он и сейчас играл, просто сырая постановка. Таир будет нашей новой звездой, ттт! Вот теперь хочется его видеть почаще, Спарафучиль, Гремин, Осмин, Дулькамара. Этот, как его, дон Бартоло, причем без купирования его трудной колоратурной арии - A un dottor de la mia sorte!

Петь Церлину заявили Нуржамал Усенбаеву, вместо нее поставили молодую дебютантку Гульнар Сакышову. Представляете, как было бы интересно, если бы на одной сцене встретились Мухаметкызы и Усенбаева, две Гранд Дамы и Примадонны нашего театра? Думаю, многие билеты купили ради такой диковины, зал в четверг был полон. Но театр надул своего зрителя. Гульнар Сакышова отлично дебютировала, свежа, молода, кокетлива, амплуа субретки.

Смотрю постановку второй раз, уже обращаю внимание на второстепенные детали, у меня появилось стойкое ощущение того, что они поют на итальянском, не понимая о чем. Русский перевод, который дается на боковых экранах, до того бездарный и стертый, что теряется смысл оперы. Моих слабых знаний итальянского языка хватило понять, что там совсем не те глаголы переводили. Да Понти написал очень талантливое либретто, сам Джакомо Казанова был его консультантом. Текст полон юмора, иронии и сарказма, Лепорелло словечка в простоте не скажет, подначивает и насмешничает над своим хозяином. Дон Жуан тоже за словом в карман не лезет. А уж две фурии, две донны выражаются так энергично, что искры летят. А нам дан приглаженный текст, совершенно никакой, я даже повторить не могу, такой серый. Ну, хотя бы: Оттавио говорит Донне Анне, когда они в масках к дону Жуану домой впёрлись «Притворяйся», а переводят «Мужайся». Из «dramma giocoso», то есть «веселой драмы» сделали какую-то пафосную чушь.

У этой оперы было три ценителя, которые ее считали вершиной оперного искусства, это были Джоаккино Россини, Шарль Гуно и Рихард Вагнер. Это такие эксперты, что раз они сказали, значит, так оно и есть! Я думаю потому, что опера старинная, а в это время и в опере и в литературе господствовали  совсем другие образцы. Примерно в это же время было написано такое произведение, к примеру, как «Прекрасная царевна и щастливый карла», с совершенно неправдоподобной фабулой и тяжеловесным языком, полное предрассудков, связанное с отсутствием науки о человеке. И в это время гений Моцарт пишет современные, совершенно вневременные оперы. В год написания Дона Жуана умер реформатор оперы Виллибальд Глюк, который сделал оперу такой, какой мы ее привыкли видеть, то есть целостным драматическим действом с сюжетом, но оперы Моцарта это вообще совсем другой, космический уровень. Жанр Дона Жуана Моцарт определил как «dramma giocoso», «веселая пьеса», в ней смешаны низкая комическая опера и высокая трагедия, есть назидательность без занудства. В музыке присутствует торжественный минорный трагизм и моцартовские солнечные композиции. Эта великая опера должна у нас проходить без сучка и задоринки, с подъемом.

 
2
927
6