Не просто назвать свою десятку фильмов

Гульнара Абикеева December 25, 2013
638
0
0
0

Составить список наиболее значимых фильмов уходящего года сподвинул меня звонок из Праги. Корреспондент «Радио свободы» попросил меня составить список  лучших пяти картин 2013 года. Сразу я не смогла...

Составить список наиболее значимых фильмов уходящего года сподвинул меня звонок из Праги. Корреспондент «Радио свободы» попросил меня составить список  лучших пяти картин 2013 года. Сразу я не смогла ответить на этот вопрос. Понадобилось время, чтобы подумать. И оказалось, что в уме я перебираю страны и регионы – от центра к периферии. А центр, как известно там, где находится конкретный человек. Дальше, как круги по воде – Казахстан, СНГ, Европа, Азия, Америка. Вот что в итоге у меня получилось.

Казахстан. Безусловно, для меня лучшей картиной года являются «Уроки гармонии» Эмира Байгазина, и это в мировом масштабе. Особо это было заметно в Берлине, когда смотришь конкурс, и каждый день сравниваешь лучшие фильмы мира. Когда очередь дошла до «Уроков гармонии» было очевидно, что это одна из лучших картин международного конкурса. Этому фильму я посвятила свой пост еще в феврале этого года - http://gulnaracinema.yvision.kz/post/316951 Также считаю важной для Казахстана картину «Строители» Адильхана Ержанова, которая уже объездила с десяток кинофестивалей. Мой пост - http://gulnaracinema.yvision.kz/post/381683.

СНГ. Лучшая картина постсоветского пространства (после «Уроков гармонии») – грузинская лента "В цветении" режиссеров Наны Эквтимишвили и Симона Гросса. Я тоже писала об этом фильме в своем блоге - http://gulnaracinema.yvision.kz/post/346011. Из российских картин, несмотря на то, что на «Оскара» был номинирован «Сталинград» Федора Бондарчука, а лучшей российской картиной на «Кинотавре» был назван фильм «Географ глобус пропил» Александра Велединского, я считаю, что лучшей картиной России был все-таки фильм «Легенда №17» Николая Лебедева – о выдающемся советском хоккеисте Валерии Харламове. Замечательную рецензию на фильм написала Елена Михайловна Стишова в журнале «Искусство кино» - http://kinoart.ru/ru/archive/2013/05/adrenalin-legenda-17-rezhisser-nikolaj-lebedev

Европа. Хотя во Франции лучшей картиной года считается «Жизнь Адель» Абдулатифа Кешиша, получившая «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, мне больше понравилась лента «Ржавчина и кость» Жака Одиара – о воле к жизни и о любви, с Марион Котийяр в главной роли. Эту картину показал алматинцам весной этого года Жоел Шапрон на «Неделе французского кино». Итальянское кино, как всегда, по-возрожденчески изящно и элитарно. Шикарный фильм "Лучшее предложение" Джузеппе Тарнаторе – постмодернисткая игра с культурными артефактами, с замечательным Джеффри Рашом в главной роли. Фильм прошел у нас в ограниченном прокате. В немецком кино безусловным фаворитом года был фильм «Oh Boy», который перевели как «Простые сложности Нико Фишера» режиссера Ян-Оле Герстера – о бесцельном существовании 30-летнего жителя Берлина. Из британского кино мне понравился фильм «Диана. История любви» Оливера Хоршбигеля. PR-проект английского двора, который по-новому представляет причину смерти принцессы Дианы.  Из Восточной Европы заметными явлениями стали румынская картина «Поза имбриона» Кэлина Нетцера и боснийская картина «Эпизод из жизни сборщика железа» Даниса Тановича. И та, и та другая картины получили призы на Берлинале, и обе вошли в шорт-лист «Оскара» по номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Азия. Здесь разброс еще больше, но тоже есть свои фавориты. Прежде всего, это японская картина «Каков отец, таков и сын» Хиракадзу Коре-еда -  действие фильма происходят в семьях разного социального статуса, где однажды они узнают, что их детей перепутали в роддоме и они, оказывается, воспитывают чужих детей. Лучшая китайская картина – «Прикосновение греха» Цзя Джанкэ – четыре новеллы, четыре великолепных портрета разных слоев общества современного Китая. Мне довелось посмотреть этот фильм на Московском кинофестивале, и я была рада, что мастер Джанкэ не сдает своих позиций. Иранское кино вот уже второй год в мире отстаивает Асгар Фархади. Картина «Прошлое» послабее, нежели «Развод: Надир и Симин», хотя опять-таки поднимает семейные проблемы. Безусловным событием в азиатском кино стал фильм тайваньского режиссера Цай Минь-Ляна «Бродячие псы». В Венеции ему предрекали Гран-при, поскольку режиссер продемонстрировал великолепную работу с киноязыком, но жюри решило иначе, от чего фильм не стал хуже. Отличную рецензию на фильм написал Антон Долин -  http://www.gazeta.ru/culture/2013/09/05/a_5639217.shtml.  Из индийского кино мне больше всего мне понравился, вышедший у нас в прокате фильм «Пока я жив» режиссера Яш Чопра, о чем я тоже писала в своем блоге - http://gulnaracinema.yvision.kz/post/347110. Из других заметных картин Азии можно назвать – «Ило-Ило» Энтони Чен из Сингапура, «Ваджда» Хайфа Аль-Мансор – режиссера из Саудовской Аравии. Оба эти фильма мы показали в этом году на «Евразии». Палестинская картина «Омар» Хани Абу-Асада, которую я, к сожалению, не видела победила на Азиатском Оскаре, и сейчас в шорт-листе Американского Оскара.

Америка: К сожалению, фильмы Латинской Америки я на фестивалях не отсматриваю. Просто потому, что они не входят в ареал фестиваля «Евразия», хотя понимаю, что это грандиозное кино! Поэтому придется ограничиться кинематографом США, да и то только теми картинами, которые вышли у нас в прокат. Мои фавориты – «Жизнь Пи» Энга Ли, «Советник» Ридли Скотта, «Гравитация» Альфонсо Куарона и «Капитан Филиппс» Пола Гринграсса.

Строго говоря, не все фильмы производства 2013 года, но все они были в фестивальном обороте и в прокате именно  в этом году. Теперь, когда примерно понятно, какие наиболее значимые фильмы года, можно попробовать назвать свою лучшую десятку:

  1. «Уроки гармонии», Казахстан
  2. «В цветении», Грузия
  3. «Жизнь Пи», США
  4. «Ило-Ило», Сингапур
  5. «Прикосновение греха», Китай
  6. «Бродячие псы», Тайвань
  7. «Строители», Казахстан
  8. «Лучшее предложение», Италия
  9. «Легенда №17», Россия
  10. «Пока я жив», Индия

А почему не просто назвать свою десятку лучших фильмов мира 2013 года, потому что для меня кино – не только развлечение и удовольствие, но и профессия, а значит поле для размышлений и анализа. Спасибо за внимание!

   

Оцените пост

0