Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
20:32, 23 декабря 2013

Не пора ли нам выбирать областных акимов...

Blog post image

Уходящий год примечателен еще тем, что он начался и заканчивается назначением новых областных акимов. За истекший период ровно половина областей (Акмолинская, Кызылординская, Мангистауская, Северо-Казахстанская, Жамбылская и Павлодарская) получили новых руководителей. В других областях смена прошла в 2011-2012 гг. В Южно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях с 2009 года. Старожилы корпуса акимов являются градоначальники двух столиц, работающие на своих постах с 2008 года.

Назначение акимов областей это прерогатива президента. Согласно пункту 4 статьи 86, «Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом Республики с согласия маслихатов соответственно областей, городов республиканского значения и столицы».

На практике либо сам президент, либо премьер, либо глава его администрации представляют нового акима области. Видимо, по этой причине в сообщениях СМИ трудно припомнить упоминание согласия областных маслихатов на то или иную кандидатуру.

Областные акимы это проверенные и пользующиеся доверием у главы государства кадры. Важно также то, что их становление, как личностей и как управленцев, проходило под контролем и на глазах президента. Вполне естественно, что он знает все их сильные и слабые стороны. До сегодняшнего дня, за редким исключением, как, например, Бергей Рыскалиев, назначенцы не подводили и справлялись с возложенными на них задачами.

Большинство нынешних областных акимов являются уроженцами возглавляемых ими областей. У некоторых трудовая деятельность начиналась или была связана с регионом. Как, например, у А. Айдарбаева, прошедшего всю карьерную лестницу в нефтегазовом секторе Мангистау. Только Бердибека Сапарбаева и назначенного на днях Каната Бозумбаева мало, что связывало с Восточно-Казахстанской и Павлодарской областями. Правда, следует отметить, что последний по прежней должности президента KEGOC имел отношение к электроэнергии, вырабатываемой в области.

Обе области являются приграничными. На севере и востоке граничат с Российской Федерацией, а с юга с Китаем. Казахское население в основном представлено родами аргын, найман и уак. Поэтому вполне резонно возникает вопрос: почему в шорт-листе АП не нашлось места выходцам из региона?

Конечно, кто-то скажет, что данный подход в кадровом вопросе неуместен и будет по-своему прав. Действительно, когда страна успешно выполнила программу 2030 и нацелена на более амбициозную 2050… когда намерена войти в число 30 развитых стран мира………все это означает возврат к патриархальности и к уже подзабытым устоям феодализма, что само собой уже неприемлемо в 21 веке….

Но дело в том, что с уходом акима Костанайской области Сергея Кулагина в сенаторы, руководство областями стало сугубо казахским делом. Соответственно, без вопросов «чьих будешь» и «какого рода» уже не обойтись. Хорошо или плохо, но таковы наши реалии.

Необходимо отметить, что назначение члена правительства и, даже премьера, в регионах рассматривается, как данность, который никак не скажется и в области, и на его жителях. Разве, что сотрудники структурных подразделений того или иного министерства или ведомства всегда ожидают волну кадровых перестановок со стороны нового руководителя.

В периферии власть это, прежде всего акимы по возрастающей линии. Областной аким по значимости и по влиянию идет сразу после президента. Поэтому назначение местного руководителя население воспринимает по-другому, поскольку его деятельность будет прямо или косвенно сказываться на жизни каждого жителя, проживающего на конкретной территории.

До настоящего времени жители областей и районов не имеют возможности оценить работу своего акима, тем более, предъявить ему претензии. Акимы, как назначается сверху, также и убирается. Роль акима, выходца или имеющего давние связи с местностью приобретает практичный смысл. Он знает не понаслышке местные проблемы и известен электорату. Опыт развитых стран показывает, что свои лучше знают локальные проблемы и знают, как их решать. Самое главное, только  местное самоуправление есть залог развития. Безусловно, оно не может быть полноценным без права распоряжаться финансами.

Рано или поздно в Казахстане появится новый глава государства. Будут ли областные акимы легитимны в его глазах….По логике второй президент должен либо их утвердить, либо назначить новых своих людей. Тут сразу возникает вопрос: как назначать новых акимов и по какому критерию…. Лидер нации, как было уже отмечено, свои кадры готовил в течение не одних лет. Будет ли время для решения такой важной кадровой проблемы….. И это при том, что областные маслихаты не обладают полномочиями по выдвижению акимов, а могут лишь согласиться на ту или иную кандидатуру. А если не согласятся исходя из местных особенностей…….

С учетом изложенного, напрашивается вывод, что настало время законодательного упорядочения вопроса региональных руководителей. Укрепление вертикали власти было оправданным и правильным в период становления роста и укрепления государственности. Все это, по утверждению самих же властей, мы уже прошли. К тому же, нам неоднократно об этом напоминалось в последних ежегодных посланиях к народу.

Очевидно, что тема выборов акимов вышла на политическую повестку дня. Однако,  нужно учитывать, что опыт других стран показывает, что возможностями демократии могут воспользоваться и прийти к власти олигархические структуры, деструктивные личности и популисты. В условиях Казахстана это несет риск раскола электората по этническому или по родовому принципу, что тоже опасно для целостности государства.

Поэтому уже сейчас должны быть выработаны четкие правило выборов акимов областей и районов исключающие эти риски. Шаг в этом направлении уже сделан. Летом уходящего года состоялись выборы сельских акимов. Они прошли в рамках программы развития местного самоуправления. По их итогам президент в своем специальном обращении от 10 августа с.г. , назвал их успешными. Это в свою очередь, свидетельствует о готовности населения к выборам своих акимов всех уровней.

В наших условиях следует выбирать не конкретную личность, а команду, где и должны быть учтены особенности каждого конкретного региона. В этом плане интересен опыт Швейцарии, где маленькая строчка в конституции страны о «внутренней сплоченности и культурном многообразии» законодательно определяет представительство всех этносов и кантонов в
в центральных представительных и исполнительных органах власти. Данный швейцарский опыт вполне можно  применить на местах.

В таком случае, возрастает роль политических партий, которые уже будут идти на выборы с будущей командой, где уже будут представлены потенциальные акимы, его замы и другие руководители подразделений.

Здесь уже не важно, выбирать напрямую или через малсихаты.

Главное это выбор и время выбора настало.

   
0
363
0