Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
05:34, 23 декабря 2013

«Бал-маскарад» в ГАТОБ им. Абая. Верди молодой и зрелый.

Давно не была в опере, оперных спектаклей немного предлагали, так бывает, когда театр к премьере («Биржан и Сара») в обе лопатки готовится. Меня не устраивал предложенный репертуар и исполнители. Да и театр обескровился, много хороших певцов перешли на работу в Астана-оперу, мне больнее всего потеря сразу двух меццо-сопрано: Дины Хамзиной и Салтанат Муратбековой, которая, на самом деле – контральто, баса Болата Есимханова, лирико-драматической сопрано Жупар Габдуллиной, она уже поет Одабеллу с басом из Метрополитен-опера Ильдаром Абдразаковым в «Аттиле», тенора Медета Чотабаева…Blog post image

Кстати, об «Аттиле» - я заранее, за месяц купила билет, и то, в партере места закончились! (Ага, скорее всего они и не попали в кассу, а иначе, куда бы они рассадили гостей мероприятия?). Собралась лететь на два дня в Астану, уже и на рейс зарегистрировалась! Но по семейным обстоятельствам пришлось билеты сдать и остаться в Алматы. Так я не услышала Гергиева, Абдразакова и «Аттилу» в их исполнении.  Вот рецензия: http://kazpravda.kz/?p=10672 В остальных рецензиях восхищаются позолотой в лифтах, и не слова об опере, исполнителях и исполнении.

Из многочисленных презентаций и интервью Толегена Мухамеджанова я поняла, что «Атиллу» они выбрали для открытия театра потому, что гунн Аттила – это прото-казах. Прямо, он,  конечно, так не говорил. А на самом деле, Верди об этом и не подозревал, он думал, что Аттила древний германец, это есть в его письмах, он просил сведения об обычаях и костюмах германских варваров.

Но ничто не помешало мне слушать «Аттилу» в записи, здесь: http://classic-online.ru/archive/?file_id=52339. Сначала я ее, оперу, не поняла: где глубокий психологизм и драматизм, что отличает Верди и ставит его выше всех итальянских композиторов? Это был не Верди, а …ранний Верди! Опера красивейшая. Просто крышесносная. Молодой Верди, еще не найдя свою манеру, создал оперу в большом стиле Бельканто, в стиле своих великих предшественников –  Россини, Доницетти, Беллини. Три часа прекраснейшей небесной музыки, чистое искусство и рафинированная, утонченная до предела виртуозная красота. Музыка небесных сфер и космических струн.  «Аттила» нравился и самому Верди, вот его цитата из письма, где он находит его «изумительным, прекрасным, поразительным». (http://itopera.narod.ru/bio067.html) Поэтому удивительно мнение музыковедов, например Тароцци: ««Аттила» — неудачная опера, но в ней чувствуется большой труд….Так много неистовства в этой партитуре, столько пылких чувств, что мелодический рисунок словно подавлен, приглушен бурей в оркестре». Тоже мне, нашли неудачу!

Зато «Бал–маскарад» написан зрелым Верди, у которого уже были «Риголетто», «Трубадур» и «Травиата».  Эти оперы уже не такие сложно-изысканно-прекрасные. Они проще. Но каждая нота имеет смысл. Музыка психологически достоверна, хотя либретто могут удивлять своими натяжками. Драматизм выражен не сюжетом, не словами, не пением, не игрой, а разлит в самой музыке. Ну и потрясающие музыкальные находки Верди, всякий раз вызывающие удивленное восхищение. «Бал-маскарад» отличается от других опер тем, что вся музыка танцевальная, плясать можно с любого места, даже в тех, где этого не предполагается – в сценах выяснений отношений, это настоящий бал. Я даже думаю, можно спокойно поставить интересный балет «Бал-маскарад», а то до сих пор не было балетов на музыку Верди.

Так, плавно и издалека, я подошла к «Балу-маскараду», поставленному в ГАТОБ совсем недавно. Я смотрю эту оперу не первый раз и совершенно потеряла свежесть восприятия. Пришлось смотреть свои записи после премьеры два года назад, чтобы написать эту заметку. Или исполнители не донесли до меня, или постановка стёрлась, не пойму. Или в мрачный промозглый четверг 19 декабря, в день премьеры второго фильма про Хоббита, народу в зале было мало, а это всегда расхолаживает артистов.  Не знаю!

Blog post image

Во времена Верди всуе поминать королей было запрещено, поэтому у оперы две редакции либретто, одна про Шведского короля, написанная на основе пьесы Эжена Скриба, но, как и в случае с «Риголетто», цензура это не пропустила, поэтому вторая редакция – про Бостонского губернатора. Наша опера про губернатора. На сцене северный осенний мирок. Голые ветки деревьев, туманы, Салемские ведьмы, граф Уорик, в исполнении Халида Нуралиева, который в парике похож на Вашингтона с долларовой купюры. Далее в третьем действии, в сцене бала, атмосфера штата Массачусетс меняется на атмосферу Венецианского карнавала.

Графа Уорика, как я уже сказала, спел Халид Нуралиев. Голос его звучал в этот раз прекрасно. Он очень хороший полнозвучный драматический тенор и вдохновенный артист. Для игры ему нужен кураж, который обеспечивается обычно аншлагом и горячим настроем публики, тогда он отжигает. В это раз зал был, мягко говоря,  неполным. По поводу голоса, я заметила, что наши певцы в этом отношении очень не стабильны. То звучат на мировом уровне, то спёрты и задавлены. Это может зависеть от самочувствия, конечно, но я знаю мнение одного театрального деятеля, которая считает, что у нас просто плохая вокальная школа. Их не научили, не довели вокальную технику до автоматизма. Те, кому повезло учиться в Италии или других местах, могут прилично спеть  больными, всегда, стабильно. Например, Зарина Алтынбаева, она дебютировала в партии Оскара. У нее интересная биография,  так и просится в журнал «Караван историй». Но не буду тут сплетни разводить, скажу, что раньше она пела попсовые песенки, а потом училась в Лондоне в магистратуре по классу оперного пения. Вот она, я думаю, будет звучать стабильно. Второй раз я вижу эту певицу, первый раз она спела партию Джанетты в «Любовном напитке», на мой взгляд, была излишне вертлявой и занималась самопрезентацией, а не образом героини. Сейчас мое мнение изменилось к лучшему. Партия, конечно, не для ее голоса, она не лирико-колоратурная сопрано, она субретка. Голос молодой, свежий, звонкий, но не большой. Партию лукавого юноши сделала, по минимуму любовалась сама собой, ослепила нас блеском своих глаз (а один южнокорейский тенор, помнится, на летнем фестивале слепил в зрительный зал белизной своих зубов). Профессиональная певица, приятно посмотреть. Но Верди предполагал, замыслил,  и соответственно, музыкально оформил партию Оскара для серебристого лирико-колоратурного сопрано, именно этот голос хорошо звучит в сопровождении мужского тутти, то есть ансамбля солистов и мужского хора одновременно. Я обращаю внимание на такие тонкости, мне важны тембральные сочетания в ансамблях.

Но пришла я ради Оксаны Давыденко в партии Ульрики. Еще один дебют в партии. Пока две  меццо не ушли, Оксана была в тени (ну и в декрете). Зато теперь, когда голос созрел, низы окрепли – она уже дебютировала в партии Любаши («Царская невеста») с большим успехом. Партия Ульрики, согласно немецкой классификации голосов Фах (Fach) предназначена для самых низких женских голосов Dramatischer Alt, иначе говоря, контральто. А Оксана высокое меццо. В этой партии блистали Сара Ищанова и Дина Хамзина, обе с густыми, темными нижними нотами. Да и образ они создали убедительный. Оксана приятно смотрелась, я рада, что в театре есть хорошая меццо с красивым и сильным голосом, но скажу откровенно, при гриме с резкими чертами лица, Оксана не доиграла ведьму, зрелую женщину,  двигалась с девичьей грацией, тогда как у тех артисток было полное слияние внешнего и внутреннего образов. Но я все равно рада, потому что Оксана хорошая органичная артистка, ей нужен только опыт и актерская рефлексия.

Были еще дебюты в моржовых партиях, никогда не видела этих певцов, моряка Сильвано исполнил молодой баритон Тулеген Рахымбаев, хороший голос, но пока не понятно, какой это будет оперный певец, и в партии судьи тенор Максат Махульбеков. Этот совсем не оставил впечатления. Все-таки, баритонов много, а тенора – на вес золота. Погуглила, они пели в квартете «Классика» всякий кроссовер. На ю-тубе есть запись, в которой правообладатель велел стереть звук, получилось еще интереснее, насупившись, молодые люди тянут явно что-то любовно-высокое, с вдохновенными физиономиями. Не люблю этот слащавый жанр, апофеоз мещанского дурновкусия.

Опера началась очень хорошо, потом провисла в середине, в самом драматическом месте, далее, пошла на сниженном градусе. И все из-за баритона Талгата Кузембаева. Это самый слабый баритон театра, при этом, заслуженный артист республики. Учитывая, что самый дурной тенор театра тоже засларт республики, то выявляется печальная тенденция повсеместного засилья серости и бездарности, Абая на них не хватает и его «Кара сөз».  Во-первый, он актер деревянный. Во-вторых, ну уж очень специфический тембр голоса у него: странный, задавленный, зажатый, спёртый голос, при наличии жирных рычащих обертонов. Это ужасно, я такое слушать не могу. Справедливости ради скажу, что иногда его голос не так зажат, но джигурдит он всегда. Вот еще один случай отсутствия грамотной вокальной техники и стабильности.  Средняя часть оперы, посвящённая мукам ревности, предательству дружбы, разочарованию, злости и мщению, прошла не так искрометно, как ей полагается. Думаю, из-за большой концентрации характерных голосов, баритон Кузембаев, два баса Аукатов и Омирбеков. Тут даже Балапан Жубаева не звучала, хотя она прекрасно звучала с другим партнером, с Халидом например, в сцене поиска травы забвения на старом готическом кладбище с крестами. Интересно сделала Балапан партию Амелии, в голосе есть трагизм, минорность, очень ей подходит эта роль.

Ну вот и все. Не пропустите 26 декабря, в четверг "Дона Жуана". В партии первый раз Дулат Токанов, ура.

1
1075
3