12 лет рабства, или вся жизнь

Gulnara Bazhkenova December 23, 2013
2618
17
4
0

У нас как-то тихо проходит прокат одной из лучших картин года «12 лет рабства». Не сделайте ошибки, решив, что восторженная критика является данью политкорректности – это не так – обязательно...

 

У нас как-то тихо проходит прокат одной из лучших картин года «12 лет рабства». Не сделайте ошибки, решив, что восторженная критика является данью политкорректности – это не так – обязательно сходите. «12 лет рабства» не имеет отношения к конъюнктуре, это действительно очень хороший фильм, снятый одним из лучших новых режиссеров 21 века, афробританцем (если можно так выразиться) Стивом Маккуином. Причем сюжет основан на реальных событиях, описанных в мемуарах Соломона Нортапа, которые в конце 60-х годов 20 века были к тому же проверены учеными-историками на достоверность. Так что это документ эпохи. И сделан фильм в жанре строгого реализма, без намека на тарантиновскую постмодернисткую иронию (ну, "Джанго" был совсем недавно, сравнение напрашивается). Это серьезное, натуралистичное, жесткое кино о рабстве. О рабах и хозяевах. О их быте, нравах и нравственности.

Если бы это был просто хороший фильм, или главный герой был обычным рабом, то главная тема осталась бы в этих временных исторических рамках. Но фильм получился мощный, а главный герой слишком незауряден, (можно сказать, первый представитель среднего черного класса, на столетие опередивший свое время), поэтому кино это – про рабство, но не только про то, что процветало на южных американских плантациях. А вообще про рабство человека.

1841 год, герой Соломон Нортап, талантливый скрипач, отец и муж респектабельного семейства. Он свободный человек, заработавший себе дом, честное имя и уважение белых, что удивительно для своего времени даже в северном американском штате. Он умен, образован, умеет читать и писать. 

И этого человека похищают и делают рабом. 

Трудно придумать что-то более страшное, что может случиться со свободным, мыслящим человеком. Положение Соломона несравнимо с положением остальных рабов, хотя такое сравнение и негуманно, ведь они терпят такие же лишения, как он. Но он свободен по рождению и, что важнее, по духу. Он образован, интеллигентен - в этом весь ужас его положения. И опасность для хозяев. Одна из хозяек постоянно подозрительно выспрашивает биографию Соломона, она видит в его незаурядности угрозу, и он в конце концов усваивает, что для выживания нужно камуфлироваться, притворяться тупым и даже разговаривать с характерной интонацией раба. Но внутри сломать скрипача Соломона (у меня тут возникла аллюзия с «Пианистом» Полански) невозможно. 
В отличие от его хозяев – это другая важная тема фильма Маккуина. В положении «раб-хозяин» в итоге все оказываются рабами. И это еще надо посмотреть, чья душа пострадает больше. 

В картине перед нами проходит большая вереница героев – плантаторов и рабов – даже совсем эпизодических, но чрезвычайно выразительных. Вот бывшая рабыня, влюбившая в себя белого господина и благодаря этому сама ставшая черной госпожей – старательно оттопыренный мизинчик и короткий монолог в один миг высвечивают всю ее судьбу. А другой раб радостно кидается к приехавшему к нему на помощь старому доброму хозяину, удивительно напоминая при этом благодарного пса. Белый плантатор Майкла Фассбендера нравственно опустошенный собственным господством. Другой белый плантатор – Камбербетча – еще пытается оставаться человеком в нечеловеческих условиях, да только это невозможно. На плантации – все рабы.

Картине Маккуина «12 лет рабства» и исполнителю главной роли Чиветелю Эджиофору я бы отдала Оскар за одну только сцену похорон раба. Пересказывать ее бессмысленно. Она невероятно сильная по эмоциональному воздействию. Если у вас в душе что-то не дрогнет, когда рабы, провожая друга, поют протоблюз, предтечу того, что сегодня властвует во всех музыкальных чартах, а герой, воспитанный на классической музыке, сначала молча слушает и камера крупным планом следит за каждым мускулом на его лице, а потом в отчаянии подхватывает и песня звучит прекрасным гимном.... Значит, у вас нет души.

http://www.youtube.com/watch?v=pHZfvV9RztY

 

Оцените пост

4

Комментарии

0
Ай, не знаю, как ходить шутка в сети ходит, что в фильме "Джанго освобожденный" доктор Кинг Шульц связался с негром, помогая ему и его убили. А в конце фильма Джанго его даже нормально не похоронил. Так, что от природы может этой нации это и надо. От природы ленивые и вечно обиженные.
2
спасибо автору за рецензию... написано хорошо. Меня тоже поразила сцена похорон, в горле стоял ком, и главный герой просто потрясающе справился со своей ролью... еще поразила сцена избиения девушки-рабыни, очень жестокая сцена, я бы сказала... больно было смотреть на нее после избиения...и мне кажется, бессмысленно сравнивать такой фильм с "Джанго..", жанры все-таки разные.
0
"От природы ленивые и вечно обиженные." то же самое можно сказать и о тех, на чьем языке вы пишете. свечку не держали, а выводы уже готовы. фильм - это фильм, ценность в плане достоверности описываемых в нем событий, выражаясь в процентах, варьируется от нуля до нуля.
0
Да ладно, негры, как негры. Рабство, рабство, вот казахи всю жизнь в голове рабство и ничего вроде. Живут же. Насчет свечку не держали вы о чем?
А насчет рабства, вон джунгары тоже несколько сотен лет, казахов в рабство угоняли, похлеще вещи творили, никакого такого фильма нет, все не хотим национальный вопрос поднимать, а про рабство негров сняли ой бай, какой фильм.
Сними так про казахскую девушку или парня мангурта тех времен, уверен эмоции хватило бы на всю оставшуюся жизнь.
0
"Рабство, рабство, вот казахи всю жизнь в голове рабство и ничего вроде."
не совсем понятно, что вы хотели сказать.

"Насчет свечку не держали вы о чем?"
о том, что свидетельствовать о каком-либо событии, опираясь при этом на сценарий кино, - как минимум несерьезно.

"А насчет рабства, вон джунгары тоже несколько сотен лет, казахов в рабство угоняли, похлеще вещи творили, никакого такого фильма нет, все не хотим национальный вопрос поднимать, а про рабство негров сняли ой бай, какой фильм."
с "ой бай" вы немного поспешили, фильмы по заказному сценарию я не смотрю, но иногда могу и поглядеть ради наблюдений в процессе анализа. по части джунгаров: оставьте их в покое наконец, по сравнению с ссср, эти джунгары безобидные пушистые лапочки.

"Сними так про казахскую девушку или парня мангурта тех времен, уверен эмоции хватило бы на всю оставшуюся жизнь."
снова мимо, снимать исторические фильмы - дело несовсем благородное. но про эмоции вполне уместно
Показать комментарии