В Национальном Молодежном театре РБ им. Мустая Карима состоялся спектакль "Кыз урлау" ("Башкирская пленница").За ее постановку взялся настоящий сторонник яркого и зрелищного театра известный режиссер Ильдар Гилязев (г.Москва).
Действие спектакля происходит не в 1958 году, как в классической комедии М.Карима, а в настоящее время, в одной обычной башкирской деревне. В начале спектакля на несколько секунд создалось негативное впечатление от увиденного. Один лишь свет на единственную красную бочку, что на сцене, рядом два темных силуэта. В этот момент казалось, что зритель уже готов был разочароваться в самом спектакле. У меня возник вопрос:"Где же декорации? Неужели я буду лицезреть эту пустоту?". Это сразу забылось после того, как под волшебную музыку на экране появились девушки, которые снились "силуэтам". На лице появилась улыбка - это такая маленькая неожиданность, позволившая мне оптимистично настроиться и вникнуть в суть постановки.
После того как прекратилась музыка, зазвучала пожарная сирена. Под звуки серены и шума жителей деревни, на фоне горящего дома просыпаются два пожарных. Их затянувшаяся беседа постепенно приводит к тому, что начинает пропадать интерес к постановке в целом. Выход на сцену третьего лица - неугомонного старика Ажмагула, спасло ситуацию. Ажмагул смешил своим безобидным юмором. Появление его внука вызвало громкий смех зрителей, в особенности детей. Его современный сленг, яркая одежда, смешные движения на фоне старинной деревушки очень полюбились зрителю.
Народ готовится к празднику "Сабантуй". Ажмагула рассказывает об одной из самых главных традиции Сабантуя: «Похищении девушек».
Далее повествуется о незадачливом сельском женихе и его товарищах, которые задумывают похитить несговорчивую красавицу Йамилю, уверенные в том, что подобный «подвиг» сможет растопить девичье сердце. Йамиля же была влюблена в одного из пожарных - Мухамедшу. Их чувства были показаны наиболее красочно. Звонкие голоса, взгляд двух героев, легкие, случайные прикосновения позволяли поверить в любовь, которую изображали актеры.
Интересно был показан сам "Сабантуй". На сцене был настоящий праздник! Количество актеров, их красочные костюмы, музыкальное сопровождение, благодаря этому зритель мог окунуться в праздник, испытать те чувства, которые хотели передать актеры .В этот день на Сабантуе, вместо Йамили случайно украли старушку Унганбике, накрыв ее лицо плотной тканью. Ее привезли в деревню, где живет "незадачливый сельский жених". Поставив на белую подушку, чтоб земля была мягче (по башкирским традициям) и сняв простыню, были испуганны все родственники, соседи и сам жених. На подушке гордо стояла старушка Унганбике. Ее гордое, но в то же время веселое выражение лица вызвало невероятный смех и аплодисменты.
Многое в этом спектакле знакомит зрителя с бытом, традициями башкирского народа, несмотря на то, что действия происходили в настоящее время. Режиссеру удалось объединить прошлое и настоящее, одновременно используя традиции башкирского народа, современные слэнги, костюмы разных времен и т.д.
Конец спектакля очень порадовал и заставил поверить в вечную любовь. Приехал Ажмагула. Уганбике, запрыгнув на его ветхий мотоблог, двинулись в путь, в свою родную деревушку.
О самих героях можно писать долго. Они разные во всем, но тонкая ниточка все же их связывает. Этa ниточкa – мудрость жизни. Они все учат нас правильно воспринимать мир.
На мой взгляд в этом спектакле показана философия жизни, краски мира, доброта человеческой души, умение встречать беды и достойно проходить препятствия.
Гости г. Уфы, желающие познакомиться с творениями Мустая Карима и узнать больше о самих традициях башкирского народа, приглашаю Вас посетить Национальный молодежный театр Республики Башкортостан им. Мустая Карима!
Лилия Муюаракшина