Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
06:46, 10 декабря 2013

Тезисы выступления начальника Департамента по раскрытию экономических и финансовых преступлений Агентства Элиманова Ж.К. на Общественном совете по вопросам противодействия коррупции и теневой экономике

«О принимаемых мерах по противодействию
нелегальному обороту алкогольной продукции, в т.ч. пива»

Главой государства на расширенном совещании Правительства от 11 октября т.г., дано поручение усилить контроль за незаконным оборотом алкогольной продукции.
В целом по Республике, с начала прошлого года органами финансовой полиции выявлено 410 преступлений, изъято порядка 9 млн. бутылок неучтенной алкогольной продукции.
Пресечена незаконная деятельность по выпуску неучтенной продукции 6 заводов-производителей.
На сегодня наблюдается рост производства водочной продукции на 9%, что соответственно обеспечило увеличение поступлений акцизов с 4,9 до 5,5 млрд. тенге.
Ранее эти показатели достигались только за счет увеличения ставок акцизов. Однако при этом имела место устойчивая тенденция ежегодного снижения загруженности мощностей заводов-изготовителей, что свидетельствовало о значительных объемах выпуска неучтенной продукции.
Так, если в 2010 году загруженность мощностей составила 14,9 %, то в 2011 году отмеченный показатель снизился до 13,1 %.
В результате принятых выше мер в 2012 году загруженность мощностей увеличилась сразу до 22,9 %, т.е. производители алкоголя стали показывать реально произведенные объемы продукции и уплачивать с них налоги.
Необходимо отметить, что свободный доступ населения к потреблению алкогольной продукции обуславливает ряд негативных факторов, влияющих на здоровье нации и внутреннюю криминогенную ситуацию.
На это указывают данные о двукратном росте преступлений за последние пять лет, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения (более 13 тысяч, из них 3 172 убийства). Задержано 330 тыс. водителей, управлявших автотранспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, которыми совершенно 1 814 дорожно-транспортных происшествий, в результате чего погибли 494 человека, а 2 500 получили различные травмы и увечья.
Государство в целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, экономической безопасности Республики Казахстан, должно обладать эффективными механизмами воздействия на субъекты рынка, занимающиеся производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.
В этой связи, Агентством а рамках Комплексный план противодействия теневой экономике в Республике Казахстан на 2013 - 2015 годы, включены меры, направленные на усилении контроля за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.
В частности, внесены предложения, связанные с расширением возможностей проверок алкогольной продукции (подлинность УКМ с помощью сканеров) со стороны населения, общественных организаций, оптовых реализаторов (с возложением ответственности) и сотрудников финансовой полиции.
Кроме того, предложено практиковать в местах производства алкогольной продукции обязательное использование контрольных приборов учета с применением видео-счетчиков и передачи данных об объемах, количестве, процентном содержании этилового спирта в режиме реального времени (через сеть интернет).
Также, установить минимальный процент использования производственной мощности для производителей этилового спирта и алкогольной продукции.
Наряду с этим, на стадии согласования в государственных органах находится Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», которым будут внесены изменения, направленные на снижение уровня теневой экономики в сфере оборота алкогольной продукции, а именно:
- введение ежегодного лицензионного сбора для оптовых и розничных реализаторов алкогольной продукции, а также минимального процента использования мощностей по производству спирта и водки (40%);
- осуществление перехода на модернизированные приборы учета объемов производства с возможностью определения подлинности учетно-контрольных марок;
- увеличение времени по запрету реализации крепкой алкогольной продукции с 21 до 12 часов дня без разделения на будние и выходные дни (ранее с 23 до 8 часов утра);
- запрет на реализацию алкогольной продукции на АЗС, а также в зданиях и на территориях организаций здравоохранения, образования, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, стадионов;
- усиление административной ответственности и значительного увеличения размера штрафов и др.
Кроме того, существующая практика установления акцизных постов в местах производства этилового спирта и алкогольной продукции показывает низкую результативность в плане государственного контроля за производством. Действующие контрольные приборы учета этилового спирта и алкогольной продукции устарели и не обеспечивают передачу в уполномоченный орган объективной информации об объемах их выработки, крепости, затратах электроэнергии и воды.
Помимо этого, недобросовестными производителями в обход действующих контрольных приборов созданы схемы нелегального производства и оборота алкогольной продукции.
Между тем, положение указанного выше Законопроекта, обязывает лиц, осуществляющих оборот алкогольной продукции проверять подлинность УКМ с помощью специального портативного прибора, который позволит субъектам рынка самостоятельно проверить подлинность УКМ и тем самым защитить от контрафактной продукции, что в свою очередь позволит снизить объем теневого оборота алкогольной продукции.
Также, в целях пресечения вторичного оборота нелегальной алкогольной продукции, изъятой в рамках уголовного процесса, в статью 208 Уголовного кодекса Республики Казахстан вводится дополнительная мера наказания в виде конфискации нелегальной алкогольной продукции и дальнейшего его уничтожения, так как она является нелегальной, контрафактной, либо произведенной без уплаты налогов.
Данное предложение обусловлено тем, что сегодняшний день для осуществления процедуры хранения и реализации конфискованной продукции расходуются значительные средства из государственного бюджета.
На это же указывают сведения Комитета по исполнению судебных актов Министерства юстиции Республики Казахстан, которыми за период с 2008 по 2012 годы ежегодные затраты, связанные с хранением и реализацией конфискованной алкогольной продукции выросли с 900,0 тыс. тенге до 6 245,5 тыс. тенге.

0
154
0