Если у меня есть возможность, то я всегда стараюсь вначале прочитать книгу, а потом посмотреть экранизацию. Так и здесь, я старалась прочесть побыстрее, чтоб посмотреть, как же можно было перенести...

image

Текст: Марина Шарипова

Наконец я открыла для себя эту бессмертную историю преступника с душой священника Жана Вальжана. Роман Гюго о людях, которых общество сбросило на обочину: каторжник, публичная женщина, сирота, нищий, преступник, бунтующие рабочие. Роман эпохален, он охватывает определенную часть истории Франции. Гюго делает очень много пояснений и отступлений от основного сюжета, которые порой тяжело читать, но которые раскрывают суть книги еще полнее. Например, автор описывает ход сражения Ватерлоо на протяжении многих глав, подводя таким образом в сцене спасения полковника. Автор безумно предан Родине, любит Париж, улицы и кварталы которого можно выучить, читая роман. Читатель следит за жизненным путем Жана Вальжана, который скрывается от правосудия, но при этом делает много добрых дел.

Его встреча с епископом Диньским определяет дальнейший жизненный путь. Общество навешивает ярлыки, и бывшему каторжнику, преступнику в лохмотьях, кажется, нет места среди порядочных людей. Разве вы сами не сторонились бы человека, узнав, что он отсидел? Выбрав честную жизнь, Жан Вальжан меняет имя, образ жизни, становится благодетельным, покровительствует Фантине, а потом и ее дочери Козетте. Столкновения с его злейшими врагами - полицейским Жавером и преступником Тенардье- постоянно напоминают о темном прошлом Жана Вальжана. Безумно интересно читать за перипетиями романа, сколько раз замирает душа, когда Жан Вальжан попадает в очередную ловушку, но, благодаря смекалке, физической силе и воли к жизни, оказывается победителем. Роман очень объемный, в нем немало отступлений и пространных монологов, которые мне не всегда были понятны. Но нить повествования превосходная, захватывает и поглощает.

image

Если у меня есть возможность, то я всегда стараюсь вначале прочитать книгу, а потом посмотреть экранизацию. Так и здесь, я старалась прочесть побыстрее, чтоб посмотреть, как же можно было перенести сюжет на экран. В роли Жана Вальжана во время прочтения я уже невольно представляла Хью Джекмана.

Фильм «Отверженные» (2012) снят по мотивам, скорее, мюзикла, а не книги. Потому что события в нем развиваются настолько быстро, что непосвященному человеку сложно уследить за сюжетом. Многое оказалось отброшено сценарием, поэтому кажется непонятным. Как Жан Вальжан стал мэром? Как Фантина рассталась с дочерью и как Козетта оказалась у трактирщиков? Откуда взялся Мариус  и почему он ушел из дома? На что существуют пожилой Вальжан и Козетта? В фильме не показано, что Вальжан неоднократно менял имена. А также изменены важные детали, на мой взгляд – Вальжан НЕ убегал дважды от Жавера. В первый раз он сдался, будучи мэром, и все-таки пошел на каторгу, лишь потом инсценировал свое самоубийство, бежал и спас Козетту. Во второй раз, спасая Мариуса с баррикад, он послушно дал себя арестовать, но Жавер сам отпустил его. В фильме же Вальжан сбегает, и от этого вся его честность и доброта могут быть поставлены под сомнение.

image

image

Не показаны полностью такие важные и держащие в напряжении сцены погони Жавера за Жаном Вальжаном, когда последний оказывается в монастыре. Не  раскрыта сцена преступления Тенардье в лачуге Горбо, где тот замышляет страшное покушение на Вальжана, разводит огонь и собирает бандитов. Декорации часто кажутся бутафорскими, чересчур театральными. Но, видимо, стоит расслабиться и просто получать удовольствие от мюзикла. Несомненно, актерская игра заслуживает похвал. Хью Джекман отлично передал стальной характер Жана Вальжана – в сценах на каторге и в последние минуты фильма в монастыре он неподражаем и убедителен. Рассел Кроу суров в роли несгибаемого Жавера, от пения Энн Хетеуэй слезы наворачиваются на глаза, а революционера Анжольраса я именно таким и представляла.  Чета негодяев Тенардье заслуживает отдельного упоминания – Саша Барон Коэн и Хелена Бонэм-Картер в комичном дуэте не вызывают такого отвращения, как в книге, но на них забавно смотреть.

image

image

image

В фильме отлично передан дух революции. Противостояние революционеров против артиллерии, их отвага, несгибаемый дух и мужество подробно отписываются в книге, и эти главы одни из любимых. В фильме же благодаря актерской игре и песням, которые затягивают революционеры на баррикадах,  сцены так же держат в напряжении. Я читала, что сцена сражения в оригинальной версии заняла 15 минут, а сам фильм длился 4 часа, пока его не урезали до двух с половиной.

В рубрике «Книга или кино» я редко делаю выбор, что же в итоге лучше. В этот раз я выбираю книгу, она стоит того, чтобы прочесть ее, и скорее всего, займет значимое место не только на вашей полке, но и в сердце. Но после прочтения можно посмотреть и фильм, так как актеры и режиссер проделали достойную работу, но полного понимания сюжета романа вам это не даст. Теперь же я мечтаю попасть на постановку мюзикла, а также посмотреть экранизацию "Отверженных" 1998 года с Лиамом Нисоном и Джеффри Рашем.

Читайте книжный блог I Book You, подписывайтесь в твиттере и фейсбук.

Оцените пост

3

Комментарии

1
А почему обязательно нужно выбирать? И то, и другое - совершенно независимые предметы искусства, причём оба недурны.
0
потому что это излюбленный предмет споров, что же лучше? :) я с тобой согласна, что предметы независимы, хороши по своему. но вот захотелось создать именно такую рубрику. потому что невольное сравнение все равно будет!
0
Даже если вопрос излюбленный - совсем не означает, что он поставлен верно =)
0
good good. approved)
я к тому, что это классная идея сравнивать адекватно кино и книгу. большой палец вверх)
0
эх, ну что я могу сказать? как-то спорить с тобой не хочется, предложения выпытывать тоже глупо =) это как бы мой блог и я пишу о том, что мне нравится и меня заботит. все мы так делаем, нет?
Показать комментарии
Дальше