Руслан Енсебаев. Доступным языком о системе e-learning

Станислав Игнатов December 4, 2013
5861
44
16
0

В последнее время у населения появилось много вопросов о системе электронного образования. Чтобы ответить на них, мы пригласили на интервью Руслана Енсебаева - председателя правления АО "НИТ".

Беседовали:

@Ashina Асет Нурпеисов

@smerch Станислав Игнатов

Руслан Енсебаев, АО “НИТ”

Вместо введения

Последнее время часто пишут о министерстве образования и о системе электронного образования. Чтобы погрузиться в тему, нужно прочитать несколько статей на популярных казахстанских новостных порталах тут, тут, тут, туттут,  тут и тут.

Читая новости по теме электронного образования, обсуждение идет в основном о том, кто кому сколько должен заплатить и когда. Но журналистами не раскрываются такие вопросы, как: нужна ли система электронного образования вообще, что она дает простым пользователям, на каком она этапе внедрения, какой компанией она внедряется и почему именно этой компанией, а не другой.

Специально, чтобы ответить на эти вопросы, мы пригласили к нам в студию, не побоюсь этого слова, главного айтишника нашей страны - Руслана Енсебаева, который является председателем правления АО “НИТ”. Мы пытались сделать интервью максимально доступным для людей без технического образования, поэтому если у кого-то появятся вопросы, просим задавать их в комментариях.

К самому вопросу электронного образования мы перейдем лишь во второй части интервью, так как хотим, чтобы пользователям было понятно, что такое АО “НИТ” и почему именно оно занимается разработкой этой системы, а не какая-нибудь шарашкина контора.

#background


Стас: Руслан, расскажите, как получилось, что вы возглавили АО “НИТ”?

Руслан: Родился я в Кокчетавской области, окончил сельскую школу. Потом поступил в институт управления в Астане. В Алматы я окончил КазНТУ по технической специальности. Сейчас у меня два образования: экономическое и техническое. Свою трудовую деятельность начал, когда мне было 20 лет, я работал в центре информатизации финансовых систем. Проработав два года, я устроился в НИТ в 2003. Это был первый год, когда заговорили об электронном правительстве. В 2004 году мы начали разрабатывать концепцию. Я был менеджером проекта. Тогда не было отдельных проектов, отдел назывался "Отдел электронного правительства". Мы анализировали международный опыт, писали концепцию. За 10 лет работы в компании я прошел от рядового менеджера до председателя правления и сейчас возглавляю эту компанию.

#функции компании

Асет: Руслан, получается в АО “НИТ” вы не случайный человек. Правильно ли я понимаю, что АО “НИТ” лишь управляет разработкой проектов, т.е. внутри нет штата программистов, которые пишут программы? Разработку софта вы передаете уже подрядчикам, выполняя лишь функцию по управлению разработкой и общего менеджмента?

Руслан: Да, сейчас это именно так. Раньше у нас был большой департамент разработки программного обеспечения. В 2010 году мы приняли решение, что мы не должны заниматься разработкой, а больше должны сконцентрировались на управлении проектами. До 2010 года практически все проекты находились на стадии разработки программного обеспечения и лишь некоторые были запущены в эксплуатацию. Начиная с 2010 года некоторые услуги были переведены исключительно в электронный формат и мы увидели, что количество пользователей наших систем резко увеличилось, поэтому мы начали серьезно обращать внимание на вопросы эксплуатации и администрирования существующей инфраструктуры, куда входят базы данных, платежные шлюзы, системы e-лицензирования, документооборот государственных структур и тд. Все это реально используется и за этим нужно следить. У нас имеется большая система мониторинга, которая позволяет видеть работу этих систем в онлайне и следить за их работоспособностью.

Руслан Енсебаев

#проекты

Станислав: Для непосвященных, расскажите, что такое АО “НИТ” и чем оно занимается. Какие проекты уже внедрены, какие внедряются сейчас?

Руслан: Мы видим себя, как IT-департамент правительства, т.е работаем только над задачами оптимизации и автоматизации функций государственных органов. Мы ведем следующие проекты:

Проект “Портал электронное правительство” egov.kz - это наш первый внедренный и работающий проект, предоставляющий информационные и интерактивные услуги. Информационные - это получение информации о государственных услугах. Интерактивные - вы можете с помощью своего удостоверения с записанным на ним ЭЦП получать справки, которые раньше нужно было получать в государственных органах, например, провести регистрацию бизнеса, брака, рождение ребенка, иностранцев и т.д. До конца года 100% социально-значимых услуг переведутся в такой формат. По сути, портал еgov.kz - это интеграционный модуль. Технически это работает так: пользователь обращается на портал, а портал уже с помощью автоматизированных систем обращается к электронной системе конкретной организации. Т.е по справке о недвижимости - к электронной системе МинЮста, по адресной справке - к электронной системе МВД и т.д. Фактически же пользователь работает с одним сайтом. Это очень удобно.

По электронному правительству каждые два года выходит рейтинг ООН. Этот индекс состоит из трех подиндексов: индексов онлайн-услуг, телекоммуникации и человеческого капитала. Мы на 38 месте. По первому индексу мы на 14 месте.

Проект “ЦОН” - это еще один канал доступа граждан к государственным услугам. На самом деле, и ЦОН, и портал используют единую инфраструктуру, с помощью которой сотрудник ЦОН обращается к базу данных портала электронного правительства. Раньше человек приходил в ЦОН, сдавал документы, курьер собирал их, относил в государственные органы и забирал ответы по ним через несколько дней. Сейчас это все автоматизировано: сотрудник ЦОНа отправляет запрос через систему и человек получает справку. В ЦОНах внедрена система оценки эффективности работы сотрудников. И мы в реальном времени четко видим, какой именно сотрудник какого ЦОНа задержал исполнение регламента услуги. Все это мониторится через онлайн-систему, которую использует Министерство транспорта, оно может оперативно управлять ситуацией и решать проблемы.

Также внедрена система электронного лицензирования - это автоматизация разрешительной системы, которая отвечает за выдачу лицензий, сертификатов, например, в коммуникационной или образовательной областях. Это была тоже очень забюрократизированная сфера, которая требовала ненужные документы и создавала проблемы для отрасли. Проведя вместе с экспертами большой анализ, мы убрали многие лишние решения, а оставшиеся оптимизировали. Здесь мы выступали не только с технической стороны, но также со стороны бизнес-консалтинга для государства. Этот проект в прошлом году занял первое место на конкурсе ООН в Женеве в номинации "Электронный бизнес и лицензирование".

Покажу на примере, вы открываете строительный бизнес. Для этого нужно получить в департаменте строительства лицензию на то, что ты имеешь право заниматься этим. Раньше для этого нужно было потратить чуть ли не год. Сейчас процесс существенно упрощен. Кроме этого, нужны разрешения от СЭС, пожарной. И каждое разрешение - контакт с чиновником и трата времени. Процесс регистрации также зависит от локальных городских служб, коммунальных. Мы приступили к вопросам интеграции с коммунальными службами. Но тем не менее, мы существенно сократили количество документов и время на оказание услуг.

Система электронного документооборота государственных органов - это самая старая система, работающая с 2001 года. Долгое время государственные органы дублировали работу, т.е. не было законодательной возможности заменить некоторые важные документы на электронные. С 2009 года мы активно начали обсуждать вопрос об исключении дублирования. На сегодняшний день документы со сроком хранения не более 10 лет работают только в электронном виде. Это снимает нагрузку на сотрудников государственных органов на порядка 50%. Самое главное - это экономическая эффективность, не нужно кучи бумаг распечатывать.

Электронный нотариат - это проект, который мы инициировали и разработали сами. Таким образом, предоставили возможность нотариусам проводить сделки онлайн. То есть существует электронный журнал, где сделки нотариуса сразу доступны для контроля со стороны Министерства Юстиции. Раньше все верили документам, которые приносит тот или иной человек, регистрирующий сделку. Когда мы сделали систему, интегрированную с инфраструктурой электронного правительства, выявлялись ложные факты. К примеру, люди приходят с документами на недвижимость, пробивается по базе,  выясняется, что право на недвижимость уже за кем-то закреплено. Другой пример: сами нотариусы злоупотребляли, оставляя возможности фиксировать сделки задним числом. Сейчас все прозрачно. Такие системы, как электронный нотариат, помимо всего прочего, дают возможность конкретному органу видеть реальную ситуацию, контролировать процесс.

Станислав Игнатов

#время внедрения

Стас: Несколько лет назад по порталу “электронного правительства” было много негативных комментариев, нареканий по его работе от пользователей сети. Сейчас, насколько я знаю, все достаточно хорошо и стабильно работает. Сколько потребовалось времени на полноценное внедрение проекта?

Руслан: Примерно с 2006 по 2010 года шла разработка услуг, но не было активного использования. Сначала был информационный этап: были запущены регламенты услуг. С 2008 по 2009 шла разработка интерактивных услуг, интеграция с электронными системами государственных органов. В 2009 году началось использование, но не так активно. В 2010 году было принято стратегически важное решение с Министерством юстиции о переводе услуг по недвижимости, по юридическим лицам и ЗАГСам в безальтернативный электронный формат, т.е. их можно было получить только электронно. Люди не имели альтернативы и начался большой спрос. И на тот момент мы увидели некоторые проблемы в плане архитектуры, технического обеспечения. Мы начали активно оптимизировать сервисы и к 2011 году вышли на полноценный уровень промышленной эксплуатации систем.

Наша цель достичь наивысшего уровня - внедрить комплексные услуги, когда вместо трех услуг, как раньше, заполняется одна форма, рассылается в разные системы, идет сбор и человек получает единый ответ. Есть такое правильное выражение, что должен бегать не человек, а данные. Потребовалось 5 лет, чтобы разработать работающее, промышленное решение, которое сейчас внедрено. В самом начале мы не имели полного технического задания. Все было поэтапно, итерационно мы добавляли новые функции.

Руслан Енсебаев

#противодействие

Стас: Когда вы внедряли портал электронного правительства, встречалось ли противодействие со стороны государственных сотрудников, например?

Руслан: Конечно. Со стороны тех же нотариусов, ЦОНов. ЦОН - сам себе царёк и никто его не контролирует, там люди занимались всякой ерундой. Теперь они стали прозрачными. Некоторых, кто злоупотреблял или не справлялся, поувольняли. То же самое и с государственными органами. К примеру, справка по недвижимости сейчас бесплатная. Раньше, особенно во время строительного бума, когда тебе нужно было квартиру продать, особенно учитывая то, что справка действует лишь один день, она выдавалась в течение трех дней, люди платили за ускорение процесса. Теперь нет потребности в посредниках. Эти посредники и сопротивлялись, но это прогресс, от него не уйдешь. Здесь мы сделали серьезную вещь для людей.

Стас: А в СМИ, в сети в комментариях, писал ли кто-нибудь, что это не очень хорошая система и прочее?

Руслан: Было и такое сопротивление. Всегда бывают и технические моменты. Тем более, что система активно развивается. Если не каждые выходные, но каждый месяц мы проводим обновления. Допустимо, что могут возникать проблемы. Сейчас их очень мало, но раньше было не так, было много критики.

Асет Нурпеисов

#если что-то не работает, failover

Асет: Если у меня что-то не работает по порталу “электронного правительства”, какая существует обратная связь? Насколько быстро я могу заявить о проблеме и как быстро она устранится?

Руслан: Вообще, для всех государственных услуг, в том числе для “электронного правительства” и для ЦОНов существует call-центр 1414. Это наша система, она работает круглосуточно, бесплатный звонок с любого номера Казахстана. Причем, сервис полностью автоматизирован, звонки обязательно записываются, анализируются, по ним осуществляется поиск. Есть система сбалансированных показателей, оценивающая эффективность работы каждого оператора. Это так называемая первая линия поддержки.

На всех наших сайтах также есть онлайн-консультант. Можно через чат с этими же операторами пообщаться. Есть возможность подачи вопроса на сайте 1414.kz. Со всех каналов информация поставляется туда.

Есть единая система Service Desk - заявка отписывается по инстанциям, идет проверка наличия ответа. Есть специальные процессы, международные стандарты: управление запросами, управление инцидентами, управление проблемами. Потому что если поступает несколько обращений на одну тематику, она автоматически отпускается на вторую линию поддержки, отрабатывается.


#e-learning

Асет: Руслан, расскажите нам про систему “e-learning”, которую вы разрабатываете по заказу МОН РК. Какие у нее цели? Из каких компонентов она состоит?

Руслан: Если в одном предложении, то цель проекта - обеспечение равного доступа к качественному образовательному ресурсу и сервисам. Система состоит из нескольких компонентов:

КАРТА

Сама онлайн система e.edu.kz, которая позволяет проводить работу разным категориям пользователей. Администрация школ заполняет данные сотрудников, завуч занимается планированием учебного процесса, распределяет нагрузку, составляет расписание занятий, учитель ведет свою работу с электронными журналами, календарно-тематическими планами, цифровыми ресурсами.

Планирование

Планирование учебного процесса

Расписание занятий ученика

Родители получают информацию, ученик работает с контентом - библиотекой ЦОРов, просматривает дневник с заданиями и оценками. По ролям: каждый имеет свой уровень доступа к системе.

Это техническое оснащение в школах, с помощью которого мы получаем доступ к ресурсам. Если говорить об оборудовании, то это отдельный компьютерный класс (стационарные компьютеры), мобильный компьютерный класс (ноутбуки) и 30 компьютеров для установки на рабочие столы учителей. Кроме того, поставляются интерактивные мультимедийные проекторы, доски, подиумы, коммуникационное оборудование и небольшой сервер в каждую школу. Для внедрения проекта в каждой школе специалистами прокладывается кабельная сеть и сеть Wi-Fi, все компьютеры объединяются в эту сеть, чтобы иметь доступ к проекту. В каждой области есть примерно 12 человек - наши специалисты, которые консультируют, обучают учителей и следят за оборудованием. Вся техника находится на гарантии. В случае проблем, поставщик предоставляет ремонт.

ЦОРы

ЦОРы - это интерактивный материал, состоящий из теоретического объяснения, интерактивного задания и теста. ЦОР - это интерактивный урок. Все ЦОРы объедены в онлайн-библиотеку, откуда учитель или ученик может их скачать. В прошлом году было разработано 7051 ЦОРов, в этом году добавлено еще 7000. По планам до конца следующего года нужно всю учебную программу среднеобразовательной школы перенести на цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).

Проект начался в 2011 году с 44 тестовых школ. К 2012 их стало 581. В этом году подключено еще 578 школ. И это по всему Казахстану, независимо от региона.

#удаленный доступ

Асет: Правильно ли я понимаю, что доступ к онлайн-системе может осуществляться хоть со школы, хоть с дома ученика или преподавателя. Вводишь свой логин и пароль и заходишь, работаешь - никаких ограничений. Правильно?

Руслан: Да, со своей учетной записи можно войти в систему удаленно, но это не говорит, что e-learning полностью заменяет традиционное обучение. Это инструмент, который позволяет поднять эффективность традиционного обучения. Например, ребенок заболел, но потом с ним никто дополнительно не занимается. У учителя просто физически не хватит времени на это. Но ребенок может зайти в библиотеку ЦОРов и в наглядной, интерактивной форме пройти материал.

Если говорить про учителя, то большая нагрузка на него - составление отчетности. Сейчас преподаватель составляет отчет по своему предмету по всем классам, причем все делается на бумаге. Классный руководитель - по всем ученикам своего класса. Далее завучу приходится сидеть над всем этим, выписывать, считать, сравнивать. Теперь учитель не должен делать отчетность, он лишь вовремя ставит оценку в онлайн-журнал. Завучу стоит лишь нажать на кнопку, чтобы увидеть все эти отчеты: в разрезе класса, конкретного ученика, в разрезе предмета и т.д.

Также большая нагрузка для администрации школы - внешняя отчетность, которая предоставляется школой департаменту образования. Сейчас это тоже автоматизировано. Система позволяет эффективно управлять и мониторить Министерству образования всю информацию по школе. В системе можно получить информацию: посещаемость школы/классов, нагрузка на учеников и учителей, успеваемость, степень обученности, процент качества обучения, сколько компьютеров в школе, столов, потребление электричества, сколько старших специалистов и т.д. Этих данных очень много. Вся эта информация аккумулируется в системе и по ней можно сделать различные запросы-отчеты. Нужно лишь выбрать регион и отчет, а потом нажать на кнопку, чтобы сформировать отчет на уровне департамента образования или министерства.

отчетность

Формирование отчетности

А здесь содержатся статистические данные: на их основании формируются различные отчеты. Есть понятие регламентированные отчеты, которые школа обязана предоставлять. Раньше их было более 500, сейчас - 162. Они есть в системе. Есть система, но процесс пока дублируется.

Для детей-инвалидов есть отдельная подсистема дистанционного обучения, когда с помощью вебинаров, используя веб-камеру, проводится полноценное занятие. Данная система также удобна для проведения дистанционных занятий, во время отмены занятий, скажем, по погодным условиям, или когда ребенок временно отсутствует по болезни.

Асет: А как раньше происходила работа с детьми-инвалидами?

Руслан: Раньше учителя шли к ним домой. На это уходило очень много времени. В настоящее время идет процесс активного подключения к данному сервису

#электронный дневник и смс

Стас: Руслан, когда мы были на блог-туре, директор школы рассказывал, что система электронных дневников позволяет родителям наблюдать, что происходит с их чадом. Дошел ребенок до школы или нет. Как это происходит?

Руслан: Когда ребенок не доходит до школы, ему в электронный дневник ставится “н” и родителя в тот же момент об этом уведомляют, посредством СМС и электронной почты. При условии, если родитель подписался на данную услугу.

Уведомления родителям

Менеджер уведомлений для родителей

Электронный дневник ученика

Электронный дневник ученика

#проблема 2х версий

Стас: Мы читали много комментариев от учителей, что они жалуются что приходится тратить много времени на заполнение бумажной и электронных версий журналов. Когда появится возможность вести лишь онлайн версию?

Руслан: Действительно, сейчас учитель ставит отметки и в электронный и бумажный журналы. Чисто технически, думаю, что потребуется год. Вообще говоря, можно сделать это и завтра, но необходимо некоторое время, чтобы плавно перейти от бумажной версии только на электронную.

#скорость интернета

Асет: Также из комментариев нам стало известно, что есть проблема со скоростью интернета в школах, которая негативно отражается на работе системы e-learning. Как вы ее планируете решить?

Руслан: Интернет - это еще одно “узкое место”. Не везде есть техническая возможность. Где-то в школу подведено 4 Mbps, где-то 10 Mbps. Практика показала, что 10 Mbps достаточно. Самая большая нагрузка на канал связи - интерактивные, мультимедийные файлы (ЦОРы). Поэтому мы реализовали механизм, позволяющий кэшировать контент на локальном сервере в каждой школе. Пользователь первый раз скачивает контент и он остается на локальном сервере в рамках локальной сети школы, где уже второй пользователь берет его уже локального сервера.

#общая база учащихся и педагогов

Стас: Правильно ли я понимаю, что в системе электронного образования у каждого учащегося есть своя персональная анкета, где собираются вся информацию по ученику?

Руслан: Да, это удобно, например, ученик переходит в другую школу и его профиль переезжает вместе с ним. Можно смотреть показатели, поменялись ли они после перехода в другую школу. Можно просто посмотреть данные об ученике, управлять ими. Также есть профиль на всех сотрудников школы, например, учителей, там видно стаж работы. Он влияет на уровень заработной платы, поэтому это нужная информация.

#образовательная социальная сеть

Асет: Планируете ли вы на основе этих данных в будущем развернуть социальную сеть для учащихся, педагогов, родителей?

Руслан: Да, планируем.  Элемент социальной сети поможет снять границы между учителями. Сейчас они ограничены регионом, свой школой, городом. А есть учителя, которые открыты, хотят поделиться опытом, но не знают, с кем обсудить вопросы. Профиль с этой социальной сети будет содержать интересы педагога, показатели его класса, научные достижения. Это позволит учителям знакомиться и общаться друг с другом. С другой стороны, эта сеть объединит учителей с родителями - это более неформальный контакт.

#устранение узких мест

Стас: Сколько еще времени нужно, чтобы отладить мелкие вещи, которые всплывают? Понятно, что система находится на тестовом внедрении и если сравнивать ее с тем же самым “электронным правительством”, прошло немного времени, чтобы она заработала на 100%.

Руслан: Я бы не сказал, что она находится в тестовом виде. Сейчас идет опытная эксплуатация. Она предполагает выявление наличия недочетов, пожеланий, не мешающих работе системы. Со всей ответственностью хочу сказать, что та система которая сейчас внедрена в школах, позволяет решать поставленные задачи и удобна в использовании. Учтен большой пласт предложений пользователей. Статистика использования системы воодушевляет. Есть школы, которые практически на 100% выполняют работу в системе. Все оценки своевременно попадают в журналы, активно используются цифровые ресурсы, осуществляется планирование учебного процесса.

Но система будет постоянно развиваться, предлагая новые функции, оптимизируя имеющиеся. Мы не может все слепо брать и реализовывать. Может, максимум, до конца этого учебного года, такие вещи могут быть доработаны.

Стас: В сети есть комментарии, что ЦОРы не скачиваются. Вы можете мне и Асету продемонстрировать работоспособность этого сервиса прямо сейчас, как говорится прямо в нашем офисе? И также, если это возможно, мы бы хотели получить некоторые скриншоты из системы, чтобы продемонстрировать их своим читателям.

Руслан: Конечно. Есть ноутбук?

(Далее мы сделали скриншоты, которые выложили в интервью, а также проверили возможность скачивания ЦОРов)

Мысли после интервью

Станислав Игнатов

Где-то месяц назад меня пригласили поучаствовать в блог-туре, где я с другими блогерами посетил школу #17 г. Алматы, которая является тестовой в проекте внедрения электронного образования. Презентация была очень интересной, мы не стеснялись, задавали любые вопросы. Систему нам демонстрировал Руслан Есенбаев. Из блог-тура больше всего запомнилось как 50-летняя учитель лихо владела системой, помнится я еще сделал ей комплимент по этому поводу. Все что нам показывали и рассказывали, минимум, вызывало уважение по причине колоссального объема проделанной работы и полезного эффекта для нашего образования. Именно после блог-тура, я предложил сделать интервью с Русланом, чтобы более предметно ознакомиться с работой системы.

Мне кажется, что каждый в нашем государстве должен заниматься своим делом. Депутаты должны заниматься “депутатством”, блогеры блогерством, а айтишники разработкой софта. Когда депутаты лезут в дела, в которых они слабо понимают (разработка крупномасштабного программного обеспечения), айтишники начинает делать пресс-туры для журналистов и блог-туры для блогеров, вместо того чтобы заниматься разработкой полезного для нашей страны софта. Поверьте, в такой стране ничего хорошего не происходит, кроме межгосударственных склок в новостях.

Я симпатизирую Руслану, так как сам по образованию технический человек (КБТУ, информационные системы) и не понаслышке знаю, что такое разработка высоко нагруженного софта с аудиторией выше 100 000 уникальных пользователей в сутки, знаю что такое процесс внедрения, обкатки и тестирования. И прекрасно представляю, как это происходит в государственной компании, где кроме разработки софта параллельно нужно вести огромную бумажную работу для согласования всего внедренного (меня поймут те, кто работал в государственных компаниях, одно действие - две служебки).  На мой взгляд, команда Руслана и он сам тащат одни из самых крупных IT-проектов в нашей стране. И время показывает, что успешно. А посему считаю, что не нужно мешать таким людям, которые стараются сделать нашу жизнь более комфортной.

Асет Нурпеисов

Во время разговора меня все время посещала мысль о том, что будущее зависит от людей, от их мыслей и качеств. Особенно ярко это видно на примере IT отрасли, где за короткий промежуток времени один человек может перевернуть виртуальные горы, а иногда и реальные. То, что делает НИТ - это “вталкивание” прогресса в нашу жизнь, иногда жестко, но почти всегда эффективно. Он уже показал это на примере “электронного правительства” и сейчас пытается сделать это с образованием. Они меняют будущее.

Переход на новые платформы обучения не просто нужен, а необходим, и как можно быстрее. Но спешка не означает, что при ней нужно жертвовать всем, в том числе и качеством конечного продукта и ресурсами. Из материалов, которые я просмотрел, я понял, что качество реализации проекта достойное. Я очень завидую современным школьникам и не потому, что хочу вернуться в школьные года, а потому что у них будет система, о которой мы даже не могли мечтать, потому что ситуация с образованием тогда была совершенно другая.

Реализация данного проекта даст очень многое и сейчас сложно оценить всю пользу от него. Как и с любым другим сложным технологическим комплексом с ним будут возникать сложности во внедрении, что мы хорошо помним на примере внедрения “электронного правительства” и системы госзакупок. Главное, что благодаря тому, что это все-таки технологичное решение, исправление ошибок будет значительно дешевле и быстрее. И знать наперед, сколько денег это сэкономит в дальнейшем и насколько повысит эффективность нашего будущего поколения предугадать не возьмется никто.

Оцените пост

7

Комментарии

0
еще не прочел, но 1,2,3,4,5 лучше чем тут, тут, тут)
кстати, это что новый блогерский дуэт?) я думал вас каспий просто так пригласил) или все же ка каспием последовал нит?)
-4
Есть одна большая проблема с этими гос.заказами на ИТ-системы. Одна большая ахилесова пята. И дело тут не в том, какая компания реализует систему. А в том, как организована работа.

Существует 3 основных этапа разработки ИТ-систем.

1. Анализ проблем, предметной области и проектирование решения.
2. Реализация решения.
3. Внедрение решения.

Ошибки, допущенные на стадии анализа проблем и предметной области, составляют от 40 до 60% всех дефектов проекта. Это цифры взятые не с потолка, а из исследований, я их взял из книги Карла Вигерса, которая стала настольной библией бизнес-аналитиков в области разработки ПО. Но и без Карла Вигерса каждый более менее опытный разработчик знает, что от того, чем более тщательнее и подробнее будет продумана и спроектирована система, тем более качественным получиться результат.
Это не только в области разработки так. Любой инженер знает, что этап проектирования - наиболее ответственный этап, и цена ошибок, допущенных на этом этапе возрастает в геометрической прогрессии.

Никто не будет строить мост, дорогу или здание, без тщательно-разработанного и утвержденного проекта. Однако в области построения ИТ-систем именно такая ситуация в Казахстане и наблюдается.
И результат такого подхода закономерный. Я говорю как человек, который недолгое время был причастен к этому проекту, и знает изнутри, что такое e-learning.

Первый этап - является решающим и определяющим в процессе разработки ИТ-систем. В Казахстане же, и конкретно в проекте e-learning - эта работа упущена.

Разработкой требований занимаются ит-специалисты на местах - госслужащие. Которые имеют низкую квалификацию и крайне слабое представление о процессах разработки ПО, сборе требований и их анализе. В лучшем случае - их можно назвать "опытными пользователями" но не как не бизнес-аналитиками.

И в итоге получается такая ситуация - государство, как заказчик говорит - дайте мне то, я сама не знаю чего. Ну и дают ему в ответ те компании что занимаются реализацией этих проектов то, сами они не знают чего. А потом кровью и потом пытаются допилить напильником что получилось, чтобы на этом более-менее можно было работать. А потом учителя матерятся и не только на дополнительную нагрузку, но и на само качество получившегося продукта, с которым надо иметь железные нервы, чтобы работать. Ибо получившийся продукт постоянно глючит, работает не так как ожидается и чтобы сделать простую операцию, приходится извернуться буквой зю через одно место.

Эффективность вложений государства в ИТ проекты можно существенно повысить, если уделять должное внимание именно этапу анализа и сбора требований. Это тот критический участок, от которого крайне много зависит, и который пущен на самотек. Или отправлять этих представителей заказчика на курсы по бизнес-анализу и сбору требований, или отдавать на аутсортинг эти этапы, но вложение средств в данную область окупиться сторицей.
2
ну это проблема не только ит-проектов нашего, да и не только нашего гос-ва)
0
Хотелось бы узнать что за криворукие подрядчики у АО НИТ, на фото с учительницей отчетливо видно что проектор установили кое как. Верхний край изображения выходит за границы доски.
Это означает что учитель не сможет воспользоваться полностью функциями программ. Кроме того это попросту не очень эстетично.
0
это разве не е-доска?) или там проектор как-то отдельно устанавливается
Показать комментарии