Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
21:58, 03 декабря 2013

В профилактике религиозного экстремизма и терроризма будет усиливаться роль общественных институтов

Информационное агентство «Казинформ.kz». Интервью заместителя Председателя Агентства Г. Шойкина: «В профилактике религиозного экстремизма и терроризма будет усиливаться роль общественных институтов»

В Послании Президента Нурсултана Назарбаева «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» уделено особое внимание религиозной ситуации в стране.

«Мы должны формировать религиозное сознание, соответствующее традициям и культурным нормам страны. Мы должны брать лучшие модели поведения. Стратегия, которую я объявляю, готовит наш народ

жить в XXI веке, а не в средневековье», - сказал Президент.

В беседе с нашим корреспондентом заместитель председателя Агентства РК по делам религии Галым Шойкин рассказывает о работе по профилактике религиозного экстремизма и радикализма в нашем обществе.

Галым Нурмагамбетулы, в последние годы государство принимает системные меры для урегулирования религиозной ситуации в стране. Насколько сегодня актуальны проблемы, связанные с деятельностью деструктивных религиозных организаций?

- На актуальность проблем, связанных с деятельностью деструктивных религиозных организаций в Казахстане, обратил особое внимание Глава государства в своем Послании народу от 14 декабря 2012 года.

В частности, Глава государства отметил, что сегодня остро стоит вопрос нетрадиционных для нашего народа религиозных и псевдорелигиозных течений. Проблематичным в этом смысле является то, что деструктивному влиянию таких течений подвержены, преимущественно, наши молодые граждане. В Послании также подчеркивается, что мы не должны идти на поводу у различных социокультурных традиций, а должны формировать сознание, в том числе религиозное, соответствующее нашим традициям и культурным нормам страны. Эти установки крайне актуальны в сложившейся ситуации.

Мне хотелось бы добавить, что анализ религиозной ситуации в республике свидетельствует о сохранении ряда негативных тенденций в этой сфере. Прежде всего, это радикализация взглядов у некоторой части населения в результате деструктивной деятельности идеологов фундаменталистских подходов к религии, а также религиозно-экстремистских групп и организаций. Такая радикализация чревата проявлениями религиозного экстремизма и даже терроризма. Нас беспокоит также продолжающийся процесс прозелитизма, то есть стремления обратить всех в свою веру, вследствие целенаправленной миссионерской деятельности со стороны деструктивных, в том числе некоторых нетрадиционных, но легально действующих религиозных объединений.

В отношении крайнего проявления деструктивной деятельности, какими следует считать религиозный экстремизм и терроризм, как известно, Глава государства, обращая внимание на актуальные вопросы развития общественных отношений в религиозной сфере, дал поручение разработать Государственную программу по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом на 2013 - 2017 годы. В сентябре текущего года Президент своим Указом утвердил ее. Цель Госпрограммы - обеспечение безопасности человека, общества и государ­ства посредством предупреждения проявлений религиозного экстремизма и предотвращения угроз терроризма.

Какие нетрадиционные для Казахстана религиозные течения наиболее активно действуют в стране?

- Если говорить о деструктивных религиозных течениях, то в исламской среде, например, следует отметить деятельность членов запрещенной в текущем году организации «Таблиги Джамагат», а также последователей фундаменталистских идей, основанных на различных толкованиях салафизма в лице такфиризма, джихадизма и мадхализма.

Какие регионы, слои казахстанского общества наиболее подвержены влиянию чуждых нам религиозных течений? С чем это связано?

- Выделить какой-либо регион, наиболее подверженный влиянию чуждых религиозных течений, весьма не просто. Хотя отдельные эксперты, говоря о деструктивных проявлениях среди мусульманской части населения, чаще называют западные регионы - Атыраускую, Актюбинскую, Западно-Казахстанскую области, - в условиях глобализации процессов общественных отношений и усиления влияния глобальных информационных систем, полагаем, такая региональная характеристика весьма приблизительна и условна.

Наиболее подверженным влиянию деструктивных религиозных течений слоем общества, как я уже говорил, является молодежь. И это объективно - с учетом возрастных особенностей, связанных с несформированностью устойчивых духовно-нравственных, личностных качеств молодых людей. Кроме того, у нашей молодежи самый низкий уровень религиозной грамотности и, в то же время, самый высокий уровень социальных ожиданий.

В этой связи, государственная политика в сфере профилактики религиозного экстремизма в обществе представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мер, как информационно-разъяснительного и просветительского характера, так и социально-реабилитационного.

Глава государства в своем Послании народу «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» отметил, что экстремизм и терроризм в Казахстане имеют не идейную, а криминальную основу. Что бы вы сказали по этому поводу?

- В данном случае, я бы отметил следующее. Действительно, никакая имеющая глубокую историю религия, в основе своей, не преследует деструктивных целей. Более того, все мировые и традиционные религии призывают к духовному развитию и самосовершенствованию, способствуют формированию у людей положительных морально-нравственных ценностей и качеств. В этой связи мы считаем, что в настоящее время имеющие место факты экстремизма и терроризма на самом деле являются попытками использования религии и религиозной риторики для прикрытия, чаще всего, криминальных или политических целей каких-либо групп, в том числе внешних сил.

Мы полагаем, что государство, совместно с самими религиозными объединениями, должно разъяснять нашим гражданам разницу между истинными религиозными учениями и деструктивной псевдорелигиозной идеологией. Над этим мы, совместно с крупнейшими религиозными объединениями, и работаем. Более того, на наш взгляд, на это направлена и инициатива Главы государства Н.А.Назарбаева по проведению в Астане съездов лидеров мировых и традиционных религий.

В каких направлениях и какими методами ведется работа по профилактике религиозного экстремизма и радикализма в Казахстане? Означает ли борьба с религиозным экстремизмом борьбу с религией, как это иногда воспринимается в обществе?

- В упомянутом выше Послании народу страны Глава государства отметил, что борьба с экстремизмом не должна превращаться в охоту на ведьм и перерастать в борьбу с религией.

Агентством совместно с другими государственными органами проводится планомерная работа по профилактике распространения идей религиозного экстремизма и терроризма в рамках ранее отмеченной Госпрограммы. При этом, основным направлением принимаемых мер является информационно-разъяснительная работа среди различных групп населения.

Если говорить более конкретно, то мы ведем профилактику религиозного экстремизма через пропаганду межконфессионального согласия и толерантности, работу по сохранению и развитию духовной культуры и традиций казахстанского народа, продвижение в общественное сознание принципов светскости государства и общества, повышение религиозной и правовой грамотности населения, раскрытие сущности и пагубности радикальных религиозных идеологий.

При этом мы планируем совершенствовать и внедрять новые формы и методы профилактики религиозного экстремизма и терроризма с усилением роли общественных институтов: неправительственных организаций; Ассамблеи народа Казахстана; творческой и научной интеллигенции, а также лидеров общественного мнения. Чтобы повысить эффективность информационно-разъяснительной работы, будет усилена адресность профилактической работы среди целевых групп и систематизирована работа информационно-пропагандистских групп, действующих во всех регионах.

Вместе с тем, вся эта работа будет осуществляться совместно с крупнейшими традиционными религиозными объединениями страны, и, соответственно, она ни в коем случае не будет представлять собой борьбу с религией.

Спасибо за беседу.

http://kazinform.kz/rus/article/2610146

 
0
370
0