Городской пассажирский транспорт Алматы за последние годы претерпел коренные положительные преобразования.
Для справки: на данный момент в городе насчитывается 110 маршрутов, которые обслуживают 1869 единиц общественного транспорта.
Напомним, что вплоть до 2010 года вся система общественного транспорта г.Алматы находилась в частном владении - система, сложившаяся еще в начале 90-х годов прошлого века, которая, как все мы знаем, не соответствовала современным требованиям ни по качеству перевозок, ни по требованиям безопасности.
В 2008 году перед владельцами транспортных средств акимом г.Алматы Ахметжаном Есимовым была поставлена задача по капитальной модернизации общественного транспорта. Однако частники с этой задачей не справились. В силу чего, в 2010 году Акимат города принял решение о создании первого муниципального автобусного парка.
При поддержке Европейского банка реконструкции и развития новый муниципальный автобусный парк был укомплектован 200 комфортабельными автобусами, работающими на природном газе, производящими значительно менее губительные выхлопные выбросы, относительно своих бензиновых собратьев. Сегодня, эти автобусы уже зарекомендовали себя в работе с наилучшей стороны. К концу 2013 года в городе планируется открытие второго муниципального автобусного парка, который введет в эксплуатацию еще 400 новых автобусов, так же работающих на газе. Кроме того в планах городской администрации имеется проект по строительству третьего парка в следующем году.
Электротранспорт г.Алматы так же не остался без внимания. В прошлом году акиматом города было приобретено 195 новых троллейбусов. Трамвайные парки в рамках программы развития общественного транспорта получили 12 новых трамваев немецкого производства, постепенно заменяя физически устаревшие алматинские трамваи.
Отдельно внимание хотелось бы уделить долгожданному открытию метрополитена г.Алматы. В декабре 2011 года Президент страны Н. Назарбаев осуществил торжественный запуск работы метрополитена. Уже сегодня ежедневный пассажиропоток превышает 35 тысяч человек в сутки. Идут активные строительные работы по расширению сети метро. В первую очередь состоится запуск двух станций «Сайран» и «Москва», охватывая, таким образом, спальные районы нашего города.
В планах развития общественного транспорта значится так же и учреждение муниципального таксопарка, который будет снабжен 200 единицами такси, работающих на газе, что обеспечит безопасность пассажирам, урегулирует ставки на перевозки и благоприятно повлияет на чистоту воздуха в городе, так как именно транспорт производит до 80% вредных выбросов в атмосферу.
Особое внимание уделяется и обучению водительского персонала, что положительно скажется на повышении культуры вождения и безопасности на дороге.
На фоне чего, специалистами общественного фонда М.Асер было принято решение о проведении небольшого социологического опроса на предмет изучения мнения горожан в отношении последних нововведений и преобразований в сфере городского общественного транспорта.
Нами было опрошено 300 человек разного возраста, пола, национальности, социального статуса и т.д. Каждому был задан один вопрос: «Какова ваша реакция на предпринимаемые городскими властями меры по модернизации общественного транспорта г.Алматы?» / Алматы қаласының пассажирлік транспортың жақсарту бойыншы қала басшылығысмен атқарылып жатқан әрекеттерге қалай қарайсыз?
Результаты опроса сложились следующим образом:
- положительных отзывов: 174 (58%)
- негативных отзывов: 9 (3%)
- нейтральных отзывов: 117 (39%)
Ниже представлены некоторые из комментариев опроса.
Вопрос: «Какова ваша реакция на предпринимаемые городскими властями меры по модернизации общественного транспорта г.Алматы?».
- «Положительная. Давно пора было навести порядок в этой сфере. Я вообще считаю, что весь общественный транспорт должен быть только муниципальный»;
- «Вы знаете, я уже и не надеялась, что дождусь того времени, когда общественный транспорт в нашем городе приведут в порядок. Надеюсь, эти работы будут доведены до конца»;
- «Лично я большой разницы не ощущаю…как была толкотня в автобусах, так и осталась. Плюс к этому грубияны водители»;
- «Я очень часто пользуюсь общественным транспортом. Сравнивая то, что было, скажем лет пять назад с тем, что мы видим сегодня, можно отметить огромную разницу. Новые автобусы, новые троллейбусы, новые трамваи, профессиональные вежливые водители – определенно позитивные изменения»;
- «На новых автобусах ездить намного приятнее…теперь я только на них и езжу»;
- «Вроде что-то делается, но пока большой разницы не ощущаю»;
- «Работа ведется, однако, ее еще невпроворот! Хотелось бы уже расстаться со старыми автобусами навсегда»;
- «Сумасшедшие водители – огромная проблема… они нас пенсионеров не уважают... бывает даже мимо проезжают… обратили бы на это внимание»;
- «Нормальная реакция…. Всецело поддерживаю акимат в этом деле, а то частники совсем все запустили».
Материал подготовлен Общественным фондом «М.Асер»