Марфа Васильевна я!

MadinaR 2013 M11 21
1409
6
2
0

Примерно так охарактеризовал этот исторический персонаж Леонид Гайдай в своей знаменитой комедии. Н.Римский-Корсаков на пару с Н.Тюменевым подошли к этой теме по-другому, и в итоге получилась...

 

Примерно так охарактеризовал этот исторический персонаж Леонид Гайдай в своей знаменитой комедии. Н.Римский-Корсаков на пару с Н.Тюменевым подошли к этой теме по-другому, и в итоге получилась опера «Царская невеста».

В ней восхищает и удивляет все, начиная с увертюры. Практически перед каждой частью есть своя. Именно в этом произведении понимаешь всю глубину определения «инструмент». Буквально за неделю этот же самый оркестр на «Кыз Жибек» переносил взмахом своих смычков далеко в степь, к реке, к лебедям. А в «Царской невесте» задолго до открытия занавеса, до декораций и текста уже будто бы летишь в тройке по грунтовой дороге, которой неведом асфальт и линии электропередач. А все потому, что, оглянись, на дворе осень 1572 года. А потом перед следующим действием звенели колокола, ибо вечерня. Чуть позже нарастало напряжение, и трагическая развязка была близка. Единственная причина, по которой «Царская невеста» не считается аншлаговым спектаклем, - это ее продолжительность. Это одновременно и большое преимущество, потому что дает раскрыться и музыке, и артистам, и сюжету. И недостаток, так как становится настоящим испытанием для неустоявшихся в любви к опере.

Эта опера в первую очередь о любви. О ее поисках, о том, что она оправдывает все. И о том, что есть некоторые черты общества, которые как минимум уже пять столетий не меняются. А значит наивно пытаться с этим бороться, обличать и считать недостатком. Идет дождь, наступает зима, случаются паводки и землетрясения. Это неотъемлемая часть жизни, независимо от  того нравится это кому то или нет.

В «Царской невесте» несколько раз используется прием, названия которого я не знаю, но суть в том, что поют одновременно несколько артистов на один мотив, но каждый свое. Это очень показательно, ведь именно так и бывает в жизни, что у каждого свои желания, свой ход мыслей, своя логика. И при этом никто друг друга не слышит, хоть и находятся в одном времени и пространстве.

Еще был редкий момент – акапельное пение меццо-сопрано Оксаны Давыденко. Получилось просто душервуще.

Вкратце о сюжете. Григорий Грязной (Талгат Кузембаев) любит Марфу (Дана Таласпекова). И даже сватался к ней. Но ее отец Василий Собакин (Кайрат Омирбеков) отказал, так как она уже просватана за Ивана Лыкова (Нуржан Бажекенов). С Грязновым живет Любаша (Оксана Давыденко), которая очень страдает от того, что ее любимый к ней охладел. Грязной купил приворотное зелье у лекаря Бомелия (Дархан Жолдыбаев), чтобы Марфа полюбила его. Любаша узнала, из-за кого Грязной для нее потерян, и, ценой так называемой «любви», приобрела отраву у Бомелия для соперницы.

А в это время ничего не подозревающая Марфа всеми мыслями со своим женихом Иваном Лыковым. О нем только она и может говорить со своей подругой Дуняшей (Инна Садыкова). За этими разговорами ее и увидел проезжающий мимо царь Иван Грозный. Так они с Дуняшей и попали на смотрины невест для царя.

Грязной напросился в дружки на свадьбу Лыкова и Марфы, пока во дворе у Собакиных ждали девиц со смотрин. Купеческая жена Сабурова (Илона Тен) успокоила их, рассказав, что царь больше интересовался Дуняшей. Грязной поднес чарки жениху и невесте, предварительно подмешав зелье в питье для Марфы. И тут появился гонец, возвестивший, что Марфа теперь законная супруга царя.

Василий Собакин не может понять, как же так? Вроде бы дочь – царица. Сам теперь не последний человек. Должно быть все прекрасно, ан нет. Марфа тяжело больна, а потому никакой радости.

Грязной же полагает, что жар и недомогания Марфы – это признаки ее любви к нему после действия зелья. Он спешит ей доложить, что Иван Лыков сознался под пытками в том, что отравил царскую невесту. И что царь велел казнить его за это, что Грязной и исполнил. Тут у Марфы мутится поступок и она, думая, что Грязной – это Лыков, беседует с ним о чудном сне, в котором она якобы царица, а он как-будто казнен. Грязной понимает, что она все еще любит Лыкова, а он сам ее, по всей видимости, и отравил. И это все озвучивает. Малюта Скуратов (Беимбет Кожабаев) пытается остановить Грязного. Но тот говорит, что будет сам просить государя о казни для себя. Но прежде надо разобраться с лекарем. Тут из толпы выходит Любаша и во всем сознается. О том, как любила, о том, что подменила зелье. Грязной ее убивает. Его уводят, но напоследок он становится на колени у бездыханного тела Любаши и просит прощения за то, что погубил сие прекрасное создание. Марфу. А Марфа на миг приходит в себя и говорит: «Ваня, ты приходи завтра».

Если вдруг интересно, то Марфа Васильевна прожила 2 недели после свадьбы с царем. Так как она была уже не первой скоропостижно скончавшейся женой, то Иван Грозный устроил расследование с пристрастием, в ходе которого было казнено около 20 человек. Вообще его личная жизнь, судя по сухим историческим справкам, как-то не удалась. Но это уже к слову.

Вот так при просто пересказе получается, будто Грязной крайне отрицательный персонаж. Но если бы такие пересказы отражали все грани оперы, то тогда бы и не надо было никому петь и играть спектакль. Как мне на данном этапе кажется, есть несколько типов опер:

  1. черно-белые, в которых сразу понятно, кто плохой, а кто хороший
  2. серые, в которых все персонажи примерно одинаковые
  3. и оперы вердиевского типа. Когда все не так просто. Когда достаточно встать на чье-то место и поменять угол зрения, как сразу все становится объяснимо.

«Царская невеста» - это именно вердиевский тип. До того, как начала пересказывать, даже не приходило в голову, что Грязной в чем-то неправ. Или что Любаша – подлая убийца отравительница. И даже после пересказа, но, что гораздо важнее, после спектакля, так совершенно не считаю.

В оперном искусстве есть некое волшебство, недоступное литературе и живописи. Для меня это – баритон, обладатели которого могут быть сколько угодно якобы отрицательными по задумке автора, но в моем мироощущении граф де Луна, Бекежан, Жиенкул, Жанбота, старик Жермон, Грязной наоборот являются основными персонажами со своей главной трагедией.

Так получилось, что прямо перед спектаклем узнала о смерти Ермека Бекмухамедовича Серкебаева – выдающегося оперного певца, баритона. За эту неделю сказано по этому поводу много. Остается только добавить – светлая память о нем остается в сердцах и записях. А это достойное наследие великого человека. Однажды кто-то сказал: «Ермек Серкебаев одел казахскую песню во фрак», на что он просто ответил «Я облачил ее в золоченую раму, которой она достойна».

   

Оцените пост

2

Комментарии

0
Обожаю "Царскую невесту". Уже который год не могу на нее попасть - всегда параллельно с ней у меня - работа. Хочу в этот пост зайти и оказаться в ГАТОБе, увидеть все своими глазами. Спасибо, Мадина, что дала хоть чуть прикоснуться к ней.
0
Между прочим, создать ажиотаж вокруг этой оперы достаточно легко. Нужно лишь вписать ее в модную нынче тему токалок, папиков, конкурсов красоты и тому подобному шуршащему желтому попкорну. И аншлаг гарантирован! И может быть тогда ее будут чаще ставить и не только по четвергам... Ибо она, как всякая классика, бессмертна и всегда актуальна.
1
Да :-) самое смешное, что в советском, еще черно-белом, фильме-опере "Царская невеста" за Грязнова поет ТЕНОР!!!!!!!!! :-) Фильм, конечно, роскошный, но я все время представляла, как бы это спел баритон.
0
Вообще, мне Григорий Грязной очень нравится. Когда самую первую его арию "С ума нейдет красавица..." поет Хворостовский, я, признаться, завидую женщине, которая довела этого брутального красавца до такого состояния. Хотя ее судьбе никак не позавидуешь. Вообще, эта опера - как раз про неминуемость судьбы, как и "Пиковая дама", так что человеческие страсти тут особо роли не играют. Ну, не отравила бы Любаша Марфу - та все одно бы с тоски умерла, став женой Ивана Грозного. А сопротивляться браку она бы явно не стала - не то время было. Да и Лыкову жизнь без Марфы - точно не мила. Да и Любаша без Грязного - тоже долго бы не протянула. Так что Грязному даже можно сказать спасибо, что помог трем главным персонажам уйти достаточно безболезненно, за что сам тоже поплатился жизнью.
0
Оно то, конечно, да. Особенно, если рассуждать абстрактно. Но вот когда припирает, организм начинает отчаянно хотеть жить. В рамках оперы, безусловно, весь этот трагизм, доведенный до крайности, оправдан.
Показать комментарии